Гормоны беременности

Гормоны беременности

Угроза невынашивания на ранних сроках – всегда проблема, особенно для поздних мам. Нужно ли во что бы то ни стало пытаться сохранить беременность? Или будь что будет – организм таким образом предупреждает: эмбрион нездоров?

Консультирует доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Ирина Всеволодовна Кузнецова.

– Существует мнение, что угроза выкидыша на сроках до 5–8 недель – это своего рода естественный отбор. Женский организм не дает шанса нездоровому потомству. Значит ли это, что нужно смириться и не бороться за свою беременность?

– Говорить о естественном отборе при беременности – это все равно что рассуждать, оказывать человеку помощь, например, при инсульте или тяжелой травме.

Логика в чем–то понятна: болезни и испытания даются человечеству для того, чтобы выжили сильнейшие. Это справедливо по отношению к общей популяции, к здоровью человечества в целом. Но врачи не занимаются здоровьем человечества, а каждый день сталкиваются с вполне конкретными судьбами людей. И как можно говорить женщине о так называемой «этике вселенского масштаба», когда она жаждет стать матерью и готова на все ради того, чтобы сохранить свою беременность?

Я убеждена, что врачи просто не имеют на это право. Говорить, а тем более поступать так – неэтично по отношению к женщине. И к ее малышу.

Другой вопрос – медицина не всесильна. И как бы мы ни старались, если беременности суждено прерваться, так оно и случится. Природу не переспоришь, и около 10–20% беременностей заканчиваются выкидышами на ранних сроках.  

Исследования свидетельствуют: часто причиной выкидыша являются отклонения, несовместимые с жизнью. Например, серьезные генетические нарушения. И чем старше женщина, тем больше риск.

– Но это все-таки крайности. А есть и другие случаи – рождение больных детей, например, с тем же синдромом Дауна. Возьмем и более простые проблемы –

заболевания сердца, сниженный иммунитет и другие распространенные детские проблемы. Считается, что проблемные дети появляются на свет в результате проблемных беременностей. Что скажете об этом?

– С генетикой все очень непросто. Женский организм, с одной стороны, поступает мудро, не допуская развития нежизнеспособного существа. Но с другой – он часто «не замечает» отклонения, совместимые с жизнью, позволяя появляться на свет детям с хромосомными нарушениями. Жить-то с ними можно, вопрос – как… Но это уже совсем другая тема.

Очевидно одно – нужно сделать все, чтобы избежать этого. На сто процентов защитить себя от «выкрутасов» генетики нельзя, слишком много здесь еще не изучено. Но в наших силах обратиться за консультацией к специалисту-генетику, если есть к тому основания. В частности, наследственные заболевания в семье, возраст матери старше 35 лет, уже случившиеся ранние выкидыши.

Помимо генетики есть и другие причины, которые приводят к раннему самопроизвольному прерыванию беременности. И они встречаются гораздо чаще. Это эндокринные проблемы матери и инфекции, к примеру, хламидиоз или краснуха.

Тут ясности значительно больше, как, собственно, и наших возможностей. Гормональные проблемы, как правило, заявляют о себе еще до беременности. Лечение эндокринного заболевания – это и есть защита от самопроизвольных выкидышей, связанных с гормональными причинами. Ясен алгоритм действий и при инфекциях. Внимательное отношение к себе, обследование перед беременностью, залог ее успешного развития и рождения здорового ребенка.

– Конечно, если беременность спланирована, обо всех этих моментах можно подумать заранее. А что делать, если женщина узнает о своем «интересном положении», когда уже все случилось? Или более того, когда возникли проблемы?

– Позиция медиков на сегодня такова: если есть угроза выкидыша, нужно постараться понять ее причину. К сожалению, во время беременности это не всегда возможно. Но если эмбрион жив, если при УЗИ не выявляется признаков нарушения его развития, нужно приложить все усилия для сохранения беременности.

– Но ведь чем меньше срок, тем сложнее определиться со здоровьем эмбриона?

– Да, верно. Далеко не всегда можно однозначно ответить на этот вопрос. К тому же против нас «играет» и время. Первые два месяца в этом плане вообще непоказательны, поскольку эмбрион еще слишком мал.

Только после восьмой недели анализы крови позволяют косвенно судить о возможной генетической полноценности или неполноценности плода. Да и то далеко не со стопроцентной точностью. С 11-й недели наши шансы на результат увеличиваются – теперь некоторые нарушения развития, например, характерные для синдрома Дауна, можно увидеть на УЗИ.

Поэтому обычным порядком действий при угрозе выкидыша является следующее: беременность прерывается только в том случае, если при УЗИ определяется гибель плода. Во всех остальных случаях беременность нужно сохранять.

– Каким образом? Я знаю, что многие женщины с угрозой выкидыша на ранних сроках лежат на сохранении в роддомах. Насколько это обоснованно?

– Действительно, такая практика существует – врачам проще и спокойнее наблюдать за будущей мамой в больнице.

Но как показывает опыт, это не всегда обоснованно. Вопросов нет, если появляются кровяные выделения, тогда наблюдение и лечение в больнице обязательно. Если же таких жалоб нет, то практически все методы, которые применяются в условиях стационара, с тем же успехом можно использовать и дома.

Как правило, это препараты, уменьшающие мышечные сокращения матки, и гормоны.

– Конечно, сделать все, чтобы сохранить беременность  – это прекрасно. Но не будет ли обратного эффекта, не отразится ли прием гормонов на здоровье ребенка – наши читательницы не раз спрашивали об этом в своих письмах. Ведь ни одна разумная женщина не захочет навредить собственному малышу. Может, лучше вообще ничего не делать, чем делать плохо?

– Гормоны гормонам рознь. Есть те, которые, действительно могут навредить малышу, но они и не применяются во время беременности. При угрозе выкидыша мы назначаем только одну группу гормональных препаратов, имеющих полное сходство с прогестероном.

Прогестерон называют гормоном беременности. После зачатия его количество в крови начинает активно расти – именно он отвечает за нормальное течение беременности и принятие плода организмом женщины. Будущий малыш –

новая самостоятельная жизнь – и он отчасти «чужой» матери. Поэтому иммунная система на первых порах воспринимает его как некое инородное существо. Примирить их и помочь  женскому организму сменить гнев на милость – как раз и есть одна из главных задач этого гормона.

Если своего прогестерона не хватает или если иммунная система мамы слишком агрессивна, то, увеличив его концентрацию при помощи лекарств, мы помогаем материнскому организму принять плодное яйцо.    Что же касается влияния прогестерона на малыша, то даже предположительное, ничем не доказанное, негативное влияние несоизмеримо меньше, чем вред, который наносит развивающемуся организму угроза его отторжения. Но общая нелюбовь наших женщин к гормонам живуча. Да и мы, врачи, никак не избавимся от старых страхов.

– Каких именно?

– В 70-е годы прошлого века были проведены исследования – как влияют принимаемые во время беременности гормональные препараты на детей. Результаты оказались неутешительными: основной проблемой было появление серьезных гинекологических заболеваний у девочек.

Естественно, после этого гормональные препараты впали в немилость как врачей, так и обычных женщин. И вот уже в течение трех десятков лет до нас доносятся отголоски той истории.

Однако, как это часто бывает, шума много, а драки уже давно нет. Женщины, чьи дети пострадали в результате непродуманного лечения, принимали во время беременности синтетический эстрогенный гормональный препарат, который много лет назад снят с производства. Но и современные эстрогены, полностью повторяющие структуру природного гормона и не имеющие побочных эффектов, во время беременности используются крайне редко.

– Я знаю, что при угрозе выкидыша используются и другие препараты, антибиотики, например. В их вредности никто не сомневается. Как быть здесь?

– Во-первых, некоторые антибиотики разрешены во время беременности. Потому что доказано отсутствие их влияния на развитие ребенка. Во-вторых, в каждом конкретном случае надо понять, что опаснее –  последствия заболевания или последствия приема лекарств. Простой пример. У беременной женщины обнаружены хламидии, никаких проявлений заболевания нет. Назначать или не назначать антибиотик? Вспомним, что даже при отсутствии каких-либо внешних проявлений у мамы эта инфекция часто приводит к серьезным нарушениям в развитии плода. Не лечить

ее – значит сознательно пойти на рождение больного ребенка.

Можно, конечно, смириться и уповать на самостоятельное прерывание беременности – хламидии действительно часто становятся причиной выкидыша. Но это не тот исход, который устроит женщину. Не устроит ее и рождение ребенка с пневмонией или воспалением оболочек мозга… Зачем же так рисковать?

Вообще, к вопросу о назначении лекарств во время беременности медики всего мира относятся очень серьезно. Существует перечень препаратов, разрешенных к применению во время беременности, и, чтобы попасть в этот список, лекарство проходит долгий путь экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Есть препараты, признанные абсолютно безопасными, например спазмолитики. Они часто используются для снижения тонуса матки.

– Я слышала, что чем старше женщина, тем чаще она сталкивается с этим понятием – тонус матки. Насколько это серьезно?

– Давайте вспомним, что матка – это мышечный орган и, в принципе, имеет право на напряжение, или повышение тонуса.

Само по себе повышение тонуса матки – не повод для паники. Тем более, если будущую маму ничего не беспокоит, а тонус был обнаружен только на УЗИ. Правда, когда женщина слышит от врача, что у нее не все в порядке, она может сразу почувствовать себя плохо. Поэтому хочу предупредить будущих мам: правильно воспринимайте информацию, особенно, если она касается результатов лабораторных анализов и УЗИ. Повышение тонуса матки – это еще не угроза выкидыша.

Но отреагировать на повышение тонуса все-таки надо. Лучший способ – соблюдение режима труда-отдыха и побольше отдыха и психологический комфорт.

– Неужели покой может помочь? Ведь это не лекарства?

– Матка – мышечный орган. Поэтому чем более спокойный образ жизни ведет женщина, чем чаще отдыхает, тем лучше. Это чрезвычайно важно и при лечении угрозы выкидыша.

Важен и эмоциональный настрой будущей мамы. Нервные встряски и стрессы вызывают сокращения любых мышц, и матки в том числе. Следовательно, нужно создать те условия, в которых женщина будет ощущать себя психологически комфортно.

Если ей при угрозе выкидыша спокойнее в больнице, под присмотром докторов, пусть ложится. Если ей лучше дома – хорошо, пусть этот первый тревожный период пройдет среди близких людей. Но им тоже надо научиться себя вести, ведь их чрезмерное беспокойство может еще больше напугать беременную женщину. Конечно, родные переживают осложнения в течение беременности, и это нормально. Но, общаясь с будущей мамой, надо не только заботиться о ней, но и вселять в нее уверенность в успешном завершении беременности. Очень важно при лечении угрозы выкидыша взаимопонимание между женщиной и ее лечащим врачом. Врач должен не только донести до своей пациентки серьезность ситуации, но и вселить в нее веру в возможность преодоления всех неприятностей. В конечном итоге, главный человек, от которого зависит успешный исход беременности, – это сама женщина. Поэтому ее настроения и желания определяют очень многое.  

Да, проблемы случаются, но они решаемы, и если будущая мама будет верить в свои силы, в рекомендации врача и здоровье своего малыша, не сомневайтесь, все трудности останутся позади.  

 

Наталья ЕПИФАНОВА