Идем в детский сад

С нового года в детские садики приходит новая волна малышей. Как с наименьшими переживаниями войти в новую ситуацию?

Советует частный педагог-психолог из г. Москвы Наталья Сергеевна Быковская.

Отдавать ребенка в детский сад все же стоит. Сад готовит детей к школе как в интеллектуальном плане, так и в психологическом и социальном. В детском саду ребенок учится строить отношения с детьми и взрослыми, участвовать в коллективной деятельности. Если вас не тяготит пребывание с ребенком и нет срочной необходимости выхода на работу, то лучше отвести его в детский сад в 4 года. Ясельный возраст характеризуется сильной привязанностью к маме. Разлука с мамой в это время дается малышу очень тяжело и травматично, нарушается безмятежное и спокойное существование, столь необходимое для гармоничного развития. В результате затягивается процесс адаптации. Малыш сопротивляется разлуке с мамой всеми силами, болея всю зиму и капризничая.

В возрасте 3 лет ребенок начинает строить новые отношения с миром, со взрослыми, ломая сложившиеся старые. Поведение малыша резко меняется. Он все чаще проявляет такие качества, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, чаще спорит и бунтует. Это кризис выделения своего "Я". Эти изменения даются ребенку нелегко. От взрослого требуется спокойствие, выдержка и мудрость. Малышу необходимо чувствовать понимание, поддержку и любовь. Кардинальные перемены в жизни ребенка нежелательны. Лучше немного выждать. Семья – лучшее место для формирования неповторимой индивидуальности. Во сколько лет бы вы ни повели ребенка в садик, его лучше подготовить. И чем малыш младше, тем тщательнее к этому надо готовитьcя. Наверняка вы хотите выбрать своему крохе хороший детский сад и хорошую воспитательницу. Надо отметить, что последнее важнее, так как именно человек, с которым будет находиться малыш целый день, создает атмосферу в группе, и от него в большей мере зависит благополучие детей, а не от сада.

Ситуация новизны является для любого человека тревожной. Адаптационный период длится приблизительно 6 недель. На первые три недели приходятся наиболее бурные реакции, проявляющиеся в нарушениях сна, капризности, возможны респираторные заболевания. У ребенка могут возникнуть проблемы мокрых штанишек, он может стать более плаксивым и привязанным к матери. Малыш быстро утомляется, становится непослушным, невнимательным. В этот период важна спокойная атмосфера дома.

Подготовив ребенка, можно избежать этих неприятностей.

l Для этого хорошо бы иногда гулять на территории детского сада с его друзьями, чтобы в будущем все было уже знакомо.

l Познакомьтесь заранее с воспитателем группы. Расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, обратите внимание на элементы самообслуживания, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается.

l Постарайтесь заранее подготовить ребенка к режиму дня детского сада.

l За полгода до поступления в детский сад организуйте свой образ жизни так, чтобы ваш ребенок общался с разными людьми. Учите его общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки, площадки, приучайте к игре в песочнице, ходите в гости к друзьям и родственникам.

l Но самое мощное и доступное средство – это волшебство сказки. Есть целое направление в психологии – сказкотерапия. Сказка увлекает за собой и ненавязчиво учит, помогает понять многое. Сочините для своего малыша историю о том, как малыш пошел в садик, и поиграйте в эту историю. Маленькие дети больше откликаются на персонажей зверей и легче себя с ними идентифицируют.

Пусть малыш сам подскажет вам персонажа или используйте то животное, которым вы ласково называете своего кроху – зайчонок, котенок, мышонок. А сюжет может быть приблизительно такой. Жил-был маленький котенок. Он был очень пушистый и ласковый – укажите качества, близкие вашему ребенку, – и мама его очень любила. Днем она водила его гулять, где он встречался со своими друзьями – опишите привычную ситуацию во время гулянья. Однажды они проходили мимо детского сада, где веселились дети.

Мама увидела его любопытство и сказала: "Здесь детишки целый день играют вместе". Котенок вспомнил о своих друзьях и подумал, как было бы здорово играть с ними целый день, а потом вместе пойти обедать. Опишите любимую игру ребенка, в которую могли бы играть все в детском саду. Котенок частенько вспоминал про детский сад, он спрашивал, что еще делают в саду, а мама рассказывала, что детишки там кушают вместе, ходят на занятия, где рисуют, танцуют, занимаются физкультурой в спортивном зале, где бегают наперегонки, играют в мяч, лазают по лесенке. А потом приходит мама и забирает домой своего ребенка. Котенку очень захотелось туда пойти, он стал просить маму отвести его в детский сад. Когда малыш пришел туда, он немного растерялся. Мама стояла рядом, в группе было много детей, они весело бегали и играли в какую-то игру, а на полках стояло множество игрушек, как в магазине, и любую можно было взять поиграть. Осмотревшись, котенок помахал маме лапкой и вошел в группу, а добрая воспитательница, которую он не раз видел на улице, познакомила его с детьми и помогла освоиться. День в саду прошел интересно. Он познакомился с таким же котенком, как и он, и они весело играли в разные игры. Но вот пришла мама, она все это время готовила вкусный пирог и думала о своем любимом малыше. По дороге домой он рассказал ей о новом друге, воспитательнице и еще о многом интересном. С тех пор он стал ходить в сад каждый день. Такие рассказы можно рассказывать перед сном вместо или вместе с вечерней сказкой.

Сочиняйте с ребенком, фантазируйте так, чтобы рассказ был ближе к вашей семье. Говоря о детском саде, будьте объективны, дабы не сложились ложные ожидания. В первый раз можно привести ребенка только на прогулку, побыть с ним какое-то время. Не опаздывайте, хотя бы первое время забирайте его вовремя. Говорите ребенку, что в то время, пока он в саду, вы будете о нем думать, скучать, зарабатывать денежки для того, чтобы потом пойти вместе в детский клуб, купить его любимое лакомство, долгожданную игрушку. Рассказывайте ему иногда, как вы спешили за ним. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, когда он уже будет ходить в него.

Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей или решить сложившуюся проблему, конфликт. Ориентируйте игру на положительный результат. Если ваш малыш очень эмоционален, то на первых порах можно воспользоваться гомеопатическим средством, например "Шалун". Посоветуйтесь со своим врачом. Когда малыш пойдет в сад, дайте ему с собой игрушку и постарайтесь уговорить его оставить ее в группе переночевать, чтобы утром снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно в сад, ведь с другом веселей и спокойнее. Но это средство подходит не всем: кому-то игрушка лучший друг, а для кого-то не играет важной роли в таких ситуациях. И последний штрих. Не уходите "втихую". Ребенок воспримет это как предательство, а наша цель – вселить в него спокойствие и уверенность в нашей любви и в том, что во всем происходящем нет ничего плохого, наоборот.

Будьте спокойны, настойчивы и доброжелательны одновременно, придумайте ритуал прощания. Ребенок чувствует ваше настроение. И ваше спокойствие обязательно ему передастся.

Наталья ИВАНОВА