Доза-килограмм седуксена

Поразительно много детей сегодня отравляются лекарствами. Рассказывает главный детский токсиколог Российской Федерации, профессор Ян Михайлович

ЛУЦКИЙ.

Каждый год в медицинские учреждения попадают около пятидесяти тысяч малышей с лекарственными отравлениями, во многих случаях очень тяжелыми. Для их спасения проводится активное реанимационное лечение с применением сложнейшей аппаратуры, дорогостоящих инструментов и лекарственных средств.

Какие же препараты чаще всего попадаются детям под руки, а затем оказываются у них в желудках? Я бы сказал так: те лекарства, которые "в моде" у взрослых. Скажем, в шестидесятые годы самыми употребляемыми были производные барбитуровой кислоты, и дети тогда травились беллоидом, белласпоном. Затем пальма печального первенства перешла к успокаивающим средствам, ведущими среди которых были седуксен и элениум. В восьмидесятые годы и начале девяностых главными причинами отравлений стали препараты, используемые для снижения артериального давления и улучшения микроциркуляции крови – клофелин и его аналог гемитон. На 90 процентов эти препараты используются пожилыми людьми. В психологии многих людей утвердилось понимание, что есть лекарства, которые не могут принести никакого вреда. Например, препараты железа – ферроцерон, ферроплекс. Но и эти вещества, как показывает наш врачебный опыт, вызывают у детей тяжелые отравления с весьма печальными последствиями. Безосновательно и мнение о безвредности гомеопатических средств. Любой из этих препаратов содержит в себе активные начала. И когда малыш добирается до сладких шариков, он проглатывает не одну крупинку и не две, а содержимое всех коробочек, что составляет несколько десятков граммов. А это не только токсическая доза, но и летальная.

В последние годы работа токсикологов существенно усложнилась в связи с тем, что на российский рынок обрушилось огромное количество новых лекарственных веществ – более полутора тысяч наименований, и каждый год эта цифра увеличивается на несколько десятков. Дети отравляются этими препаратами, а мы подчас не можем им помочь. Ведь каждое такое вещество, – а бывают случаи, что его купили не в нашей аптеке, а привезли из-за рубежа, – это новый для нас яд, и требуются огромные усилия, чтобы научиться диагностировать связанные с ним отравления и разработать методики лечения. На все это требуется немалое время, значительные средства, которых зачастую не хватает, а между тем отравленных малышей к нам везут и везут.

Вторая группа больных, которые поступают в токсикологические отделения медицинских учреждений, – школьники. Их можно разделить на несколько групп. Ребятишки младших классов чаще всего получают отравления в результате самолечения. Вот типичная ситуация: ребенок дома один, он почувствовал себя плохо и принял какую-то таблетку, полагая, что она принесет ему облегчение. Состояние не улучшается, и через пару минут он проглатывает вторую таблетку, третью… К тому времени, когда лекарство приносит первый терапевтический эффект, а это бывает через тридцать – сорок минут после его приема, в желудке малыша оказывается уже не только токсическая, но и опасная для его жизни доза этого вещества. В реанимацию попадают школьники, которых старшие ребята начинают приобщать к вредным привычкам, связанным с употреблением каких-то лекарственных веществ. Это еще не наркотики, но препараты, которые тоже вызывают необычные ощущения, галлюцинации. Чаще всего такое приобщение происходит после школьных занятий в наших дворах или зимой на лестничных клетках, а препараты приносят непременно чужие ребята. Сначала лекарство предлагается бесплатно, потом за деньги, а когда ребенок к нему привыкает, его начинают интересовать более сильные ощущения, и тут уже появляются наркотические средства. Это явление становится все более массовым, и оно тоже требует принятия неотложных мер. Если мы наведем порядок во взрослой фармакологии, то сможем в значительной степени сократить отравления у маленьких пациентов.

Есть еще одна горькая проблема, касающаяся детей школьного возраста, это – суицид, то есть попытки самоубийства. Эта проблема в значительной степени связана с нашим отношением к собственным детям. Толкнуть ребенка на такую крайнюю форму протеста может отсутствие ласки и взаимопонимания со стороны родителей, несправедливость педагогов, оскорбления, физическое насилие. Немалую роль играют запреты, которые накладывают родители на желания подросших детей: туда не ходи, с этим встречаться нельзя, таких друзей домой не приводи. Наверное, без каких-то ограничений в воспитании не обойтись, но готовить к ним ребенка нужно заранее, а не тогда, когда он созрел и считает себя вправе принимать собственные решения. Несчастье может случиться после какого-то, казалось бы, незначительного эпизода. Отрицательная информация накапливалась, а мы этому не придавали значения, и маленькая капля переполнила чашу, произошел взрыв.

Хочу обратить особое внимание читателей на то, что у девочек подобные взрывы происходят в десятки раз чаще, чем у мальчиков. Девочки менее защищены в нашей неспокойной среде, и им требуется гораздо больше внимания, заботы, нежности со стороны и родителей, и учителей, и вообще окружающих взрослых. Мы никогда не должны забывать о том, что нынешняя девочка всего через несколько лет станет матерью, и мы все сообща должны ее к этому вести, готовить. Какова же эта подготовка, если ребенок пытается наложить на себя руки?
Несколько слов о том, что нужно делать, если в вашем доме или у вас на глазах произошло такое несчастье. Прежде всего, конечно, нужно вызвать "скорую помощь". В Москве врач может прибыть через пятнадцать – двадцать минут после вызова, а в маленьких городах и того быстрее. В сельской местности, где нет телефонов, этот период может быть более длительным. Задача родителей или вообще взрослых, оказавшихся рядом с пострадавшим ребенком – задержать поступление в кровь попавшего в желудок вредного вещества. Для этого нужно заставить ребенка выпить стакан молока, еще лучше – молока с творогом или с яйцом. Если нет молока, можно дать ему сок или даже просто воду, чтобы уменьшить концентрацию яда.

У ребенка старшего возраста надо попытаться вызвать рвоту и всякий раз после нее давать что-то выпить, чтобы компенсировать удаленную жидкость. Для маленьких детей рвота опасна. Очень хорошо, если у вас найдется активированный уголь, который является хорошим сорбентом. Его нужно дать из расчета одну растолченную таблетку или пол-ложки порошка на десять килограммов веса ребенка.
Многое зависит от того, сколько времени яды находятся в желудке ребенка. Одно дело, когда он только что их принял, и вы это увидели, и совсем другое – когда вы застали его уже в состоянии выраженного отравления, то есть он уже не может стоять на ногах или вообще заснул. Могут быть двигательное возбуждение, судороги. Этого ребенка нужно уложить в постель, желательно без подушки, и даже так, чтобы голова находилась чуть ниже желудка – с тем, чтобы при рвоте ничто не задерживалось во рту и затем не попало в дыхательные пути. Лучше, чтобы больной лежал на спине, а во время рвоты его голову нужно повернуть на бок. После рвоты приоткрыть рот и посмотреть, не осталось ли там пищевых частиц.

ТАМАРА КОШКИНА