Прихлопни микроба

Прихлопни микроба

США – страна иммигрантов. Сюда стекаются люди разных культур с разными знаниями о медицине. А значит, миссию  медицинского воспитания детей не стоит целиком возлагать на родителей. В США это очень хорошо понимают и используют все возможности для воспитания медицинской культуры у детей.

Чему учат в школе?

Предмет «Здравоохранение» в Америке проходит красной нитью через всю школьную программу, начиная с подготовительного класса и заканчивая выпускным двенадцатым. Каждый год ученики получают набор знаний, соответствующий их возрасту. В школе учат, как оказать первую помощь пострадавшему и как правильно питаться, как распознать распространенные болезни. Например, диабет, астму. Какие последствия могут принести наркотики, алкоголь и сигареты.

Главная цель обучения – «привить» ребенку ответственность за свое здоровье перед обществом. Информация стоит многого. По статистике, ученики с избыточным весом за 8 недель изучения курса правильного питания снижают свой уровень холестерина на 5%.

Принципы сбалансированного питания подаются в простом и понятном для детей виде. Вот пример:

Группы

Пример блюда

(одна порция)

А сколько это?

Белки и протеины

Куриная грудка

Размером с колоду карт

Овощи

Чашка шпината, 4 листа салата и 5-6 маленьких морковок

Всего овощей примерно объемом с бейсбольный мяч

Фрукты

1 яблоко

Размером с электрическую лампочку

Молочные продукты

1 чашка молока или йогурта или кусочек сыра

Все вместе размером с коробку от домино

Злаковые

Кусочек хлеба или чашка макарон

Размером с половину теннисного мяча


Помнится, во время изучения холестериновой темы моя дочь принесла из школы постер с пирамидой правильного питания. Повесила его на холодильник и сама следила, чтобы вся семья придерживалась рекомендуемых пропорций. То и дело в доме раздавалось: «А вот этот кусочек сыра можно считать порцией? А фасоль можно отнести к белковой группе?» Со временем такие вопросы возникают все реже, но привычка сбалансированного питания у ребенка остается.

Приходи на прогулку и сохрани чью-то жизнь

Многочисленные добровольные благотворительные организации США тоже вносят свой вклад в образование школьников. Самый яркий пример – семейно-спортивные мероприятия, организованные для сбора пожертвований. Это может быть пробежка на 10 километров, велосипедный тур или просто прогулка.

Каждый участник такого мероприятия вносит свой вклад в привлечение внимания к проблеме. Участвуют всей семьей. Даже если событие «велосипедное», то нередко можно видеть папу, везущего на специальном прицепе ребенка.

Американцы относятся к таким мероприятиям как к способу провести выходной, пообщаться, быть причастным к чему-то полезному, ну и, конечно, привлечь внимание детей. Например, American Heart Association проводит 450 пешеходных акций в год. Цель мероприятий – пропаганда физической активности и здорового образа жизни и, следовательно, предотвращение сердечных заболеваний.

Между прочим

В повседневной жизни существует множество ситуаций, когда дети получают информацию как бы между прочим: из мультфильмов, книг, игр. Приведу пример игральных карт, выпускаемых издательством HealthTank. Это колоды, посвященные разным медицинским темам или заболеваниям. На каждой карте – свое маленькое сообщение с картинкой. Каждая тема разрабатывается с помощью известных докторов.

В то время, когда дети играют в любимую карточную игру, перед их глазами проносятся 54 совета, как следить за своим здоровьем. Например, колода «Первая помощь» содержит советы о том, что можно и чего нельзя делать при растяжении, ожоге, кровотечении, ударе головы. Как помочь при температуре, астме, диабете, аллергической реакции.

Еще один пример – компьютерные игры для малышей. Изучить, как наша иммунная система борется против болезней, помогает компьютерная игра «Прихлопни микроба». Наш мир – это опасное место. Хищники охотятся за жертвами, в то время как микробы вызывают болезни. Даже переохлаждение или перегрев может оказаться таким «хищником» для нашего тела.

Играя, необходимо победить всех бактерий-захватчиков, не трогая при этом «хорошие» клеточки. «Существует миллион опасных бактерий. Прихлопни их. 1 очко за каждую!», – обещает первый экран игры. «Не раздави вот эти клетки. Существует два типа клеток, которые использует твоя иммунная система, чтобы бороться с микробами: Т-клетки и макрофаги. Минус одно очко, если раздавишь», – сообщает второй экран перед началом игры.

Обучение или шоу?

Музеи науки есть в каждом крупном городе США.  Один из них – Калифорнийский научный центр. Множество композиций в нем посвящено воспитанию медицинской культуры. Это и пищеварительный тракт человека в натуральную величину, и возможность прокатиться на красном кровяном тельце по сердечно-сосудистой системе человека на экране компьютера, и виртуальные операции на сердце и легких в «Операционной». Но все же популярнее всех экспозиций шоу «Работа тела».

15-минутное представление демонстрирует, как слаженно действуют наши органы, чтобы поддерживать тело в состоянии равновесия. И рассказывает об этом Тесс, 15-метровая кукла-симулятор. Тесс расположена в центре зала, а вокруг нее на возвышении – зрители. Она умеет открывать глаза, разговаривать, поднимать руки и ноги. Внутренности ее частично открыты и подсвечиваются по ходу рассказа. Удары из динамиков демонстрируют, как бьется ее сердце.

Красные переливающиеся лампочки вдоль ее рук изображают, как течет кровь. Сверкающие сигналы белых лампочек от ног к мозгу позволяют увидеть, как передают информацию нейроны. Вместе со своим мультяшным приятелем Вольтом Тесс заставляет зрителей смеяться, постигая, как наше тело поддерживает баланс в состоянии, называемом гомеостазом.

Гомеостаз – это способность открытой системы, которой и является организм человека, сохранять постоянство своего внутреннего состояния с помощью скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Тесс показывает, как бьется ее подсвеченное сердце. Приборы на стене отображают пульс, давление и температуру ее тела.

Затем зрителям предлагается переместиться на экран и представить, что Тесс играет в футбол. Зрители видят игру ее глазами. Тесс «бежит». Температура тела повышается, давление идет вверх, приборы начинают аварийно пищать, экран гаснет, Тесс закрывает глаза. Мультяшный герой Вольт плачет: «Как же это произошло? Тесс, оживи!» И, о чудо, она действительно оживает.

Это была всего лишь демонстрация развития событий в случае, если бы наше тело не умело поддерживать равновесие. Тесс предлагает попробовать еще раз. Она снова «бежит» за мячом. Температура ее тела повышается.

Терморецепторы на коже и в гипоталамусе регистрируют изменение. Вдруг воображаемые нейроны маленькими лампочками передают сигнал мозгу. Мозг дает обратный сигнал потообразующим железам. Начинается потоотделение. Тесс рассказывает, что для потоотделения необходима энергия. Как ее получит тело? Правильно, понижая температуру. То же самое происходит и с пульсом.

Когда концентрация углекислого газа в организме человека увеличивается, легким приходит сигнал к увеличению их активности и выдыханию большего количества углекислого газа. Тесс бежит на экране, и ее «жизнь» продолжается.

А зрители – и дети, и взрослые –

наверняка запомнят, как работает система равновесия внутри нашего тела. Такую 15-метровую разговаривающую куклу забыть невозможно! Невозможно забыть и знания, полученные во время игр, развлечений и соединенные в детском сознании не только со школьной партой, а и с удовольствием. Вот этому, пожалуй, и нужно поучиться у американцев.

Ольга ТОПРОВЕР