Cражайся или беги

Каких правил поведения стоит придерживаться, если вы оказались, не дай Бог, в роли заложника?

Советует доктор медицинских наук, профессор МГМСУ, автор пяти патентов на изобретения по стрессу Татьяна Ивановна Грекова.

– Реальность такова, что теракт и захват заложников сегодня, к сожалению, не редкость. Если вдруг такое произошло, как нужно себя вести, чтобы выжить?
– Существуют определенные правила поведения, например, рекомендуемые при терактах. В школах их преподают детям на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
Если говорить о психологической стороне, то правильный девиз таков: надеяться на лучшее, но готовиться к худшему. Доказано: у человека есть мощный потенциал, который нередко проявляется в экстремальной ситуации. Человек как бы адаптируется к происходящему, мобилизуется и начинает действовать в соответствии с обстоятельствами.
– Говорят, у человека есть две спасительные реакции – сражайся или беги. Что выбрать при острой ситуации?
– Как показали теракты в "Норд-Осте" и Беслане, многих участников событий спасло бегство. Cражайся или беги – это два типичных действия в ответ на стрессовую ситуацию в природе. Третья типичная реакция – только человеческая – переговоры. С террористами она затруднена. Конечно, бежать от террористов – тоже риск. Но где он больше-меньше – зависит только от конкретной ситуации, конкретного человека.
Жертв в Беслане было бы меньше, если бы более 1100 людей бросились врассыпную, когда к ним приблизились 32 вооруженных захватчика. Но кто знал. Многие из собравшихся у школы вначале не поняли ситуацию. Они растерялись, полагая, что это инсценировка.
Налицо так называемая реакция оцепенения. Поэтому нужно быть готовым к экстремальной ситуации и стараться как можно скорее убежать.
– А если убежать не удалось, то при каком поведении больше шансов остаться в живых?
– Надо "принять" ситуацию и попытаться сначала приспособиться к правилам игры для выживания. Самоотверженность – это потрясающе, это подвиг. Однако жертвование должно быть тоже разумным. В реальности героизм стоит жизни.
В Беслане, как сообщалось, учитель-герой разминировал нескольких детей. На них террористы навешали взрывчатку. За это он был расстрелян. Мужественный человек пожертвовал жизнью с глубочайшим, благороднейшим смыслом.
Обычно же у заложников таких шансов почти нет. И для выживания нужна активно-пассивная тактика.
– Что входит в это понятие?
– Активно нужно ждать помощи, выискивать шансы, не усугублять собственное напряжение. Верующим помогает молитва. В остальном выгоднее пассивная тактика. Как показывает опыт, при усилении конфликта число жертв возрастает. Среди заложников лучше постараться стать незаметным, безликим. Лучше заставить себя думать о чем-нибудь, можно решать в уме задачи и примеры, читать стихи. И, конечно, подбадривать соседей по несчастью. Ничто так не помогает окрепнуть духом, как помощь другим.
– Могут ли заложники как-то воздействовать на захватчиков?
– Захватчики заблокированы для обычных человеческих воздействий. Никого не допускают в сферу своего "Я". Такая патологическая реакция – следствиее, воспитания или "промывания мозгов". Они безжалостны, бесчеловечны. Это тоже надо понимать.
– Можно ли подготовиться к таким стрессам? Какие здесь есть особенности именно женской подготовки?
– Стоит пройти физические и психологические тренинги. Установлено, что женщины устойчивее мужчин к эмоциональному, болевому стрессу. Бытует мысль, что женщины болеют, а мужчины умирают. Надо понять главное: нельзя плакать, когда надо действовать. Сначала – выжить, потом остальное. Такая должна быть мысленная установка.

Наталия КУЛАКОВА