Тихий эндометриоз

Тихий эндометриоз

Как следует бороться с эндометриозом, чтобы в дальнейшем не было проблем с зачатием?

Рассказывает профессор, доктор медицинских наук, руководитель Отделения эндоскопической хирургии Московского областного НИИ акушерства и гинекологии, генеральный директор Медицинского центра «Москворечье» Александр Анатольевич Попов.

– Долгое время основным методом борьбы с эндометриозом была операция. Но сейчас ясно, что далеко не всегда нужны такие радикальные методы. Возьмем, к примеру, распространенный сегодня диагноз «аденомиоз». Это разновидность эндометриоза, когда проблема возникает внутри матки. Однако чаще всего дело не в серьезных нарушениях, а в некоторых особенностях этого органа.

Еще в начале прошлого века менструация была у женщины всего 30–40 раз в течение всей жизни. Все остальное время приходилось на беременности. Сегодня месячные появляются в десять раз чаще. Естественно, что такую нагрузку матка переносит с трудом. И аденомиоз –

ее ответная реакция на происходящее.

Так что если женщину ничего не беспокоит, операция не нужна. Достаточно лишь регулярно приходить на прием к врачу и обследоваться. Если же появились неприятные ощущения во время месячных, характерные выделения или бесплодие, то без лапароскопии уже не обойтись.

– Но ведь не всегда эндометриоз открыто заявляет о себе нежелательными проявлениями?

– Действительно, есть формы эндометриоза, которые не вызывают никаких беспокойств. Однако их нужно удалять. Так, например, приходится поступать с эндометриоидными кистами. Как правило, при УЗИ и осмотре на гинекологическом кресле нельзя точно определить их природу. И чтобы не пропустить онкологию, мы вынуждены делать операцию.

Другая «тихая» форма называется «глубокий эндометриоз». Если его вовремя не удалить, разрастающаяся ткань может затронуть не только органы гинекологической сферы, но и некоторые другие. Например, прямую кишку, мочеточники или мочевой пузырь. И тогда уже справиться с ним гораздо сложнее.

Также есть малые формы эндометриоза, которые даже нельзя обнаружить без лапароскопии. Они не доставляют никаких неудобств, однако могут вызывать бесплодие. Поэтому хирурги вынуждены проводить операцию с диагностической целью, одновременно удаляя и проблемные ткани.

– Сейчас в хирургии все чаще делается акцент на малотравматичные методы. Есть ли такие возможности при эндометриозе?

– Да, хирургическая тактика сегодня кардинально поменялась. Раньше врачи радикально удаляли все ткани, затронутые эндометриозом. В настоящее время мы уже понимаем, насколько вредна любая операция для яичников. Поэтому стараемся делать ее как можно более осторожно.

Сейчас есть различные технологии, которые помогают нам в этом. Например, при обработке яичников можно использовать ток низких параметров. Он дает менее вредный эффект. Не всегда нужно удалять все очаги эндометриоза. Иногда лучше удалить только часть, но зато сохранить женщине некоторое количество собственных яйцеклеток, чтобы она потом могла забеременеть. Ведь не секрет, что во время хирургического вмешательства у женщины сразу же пропадает большое количество ооцитов. И эти клетки потом не восстанавливаются.

– Но оставшийся эндометриоз может через какое-то время снова обостриться?

– Да. Но появляется шанс в этот «спокойный» период забеременеть или сделать ЭКО. Главное в данном случае – не затягивать с зачатием ребенка. Не нужно ждать несколько лет, пытаясь самостоятельно добиться беременности. После лечения эндометриоза возможность зачатия ребенка сохраняется лишь у трети пациенток. Поэтому сегодня тактика такова. Пациентке удаляют эндометриоз, потом, если необходимо, назначают курс гормональных препаратов. Средний курс лечения занимает от 3 до 6 месяцев.

И дальше дается год на попытки забеременеть самостоятельно. Если не удается – следует идти на ЭКО. Надо понимать, это не шаг отчаяния, а плановый этап лечения. Если вовремя обратиться к помощи репродуктивных технологий, шансы на успех значительно увеличатся.

Екатерина НЕЧАУСОВА