Рожать надо много




Почему в нашей стране так упала рождаемость и как исправить положение?
Об этом размышляет главный акушер-гинеколог России, академик РАМН
Владимир Николаевич СЕРОВ.

– Владимир Николаевич, почему наши женщины теперь так мало рожают? И к чему это может привести?
– Мало кому известно, что рождаемость в России снижалась на протяжении всего нынешнего столетия. Раньше все это скрывалось, печальная статистика была “материалом для служебного пользования”. А благополучные цифры в публиковавшихся тогда отчетах “держались” за счет плодовитых азиатских республик. Рождаемость снижается, к сожалению, и сейчас.
Уровень рождаемости не зависит от того, лучше живут люди или хуже, он снижается и в странах, которые считаются весьма благополучными. По прогнозам, к 2050 году численность населения в нашей стране уменьшится примерно на 30 миллионов человек, однако и Япония потеряет около 25 миллионов, Италия – около 15, Германия – 6 – 7 миллионов. А к тому же времени, к примеру, Китай и Индия будут иметь уже по 1,5 миллиарда человек. То есть не только мы, но и наши богатые соседи окажутся в очень, мягко выражаясь, “интересном” положении.
– В чем же все-таки дело, почему это происходит?
– Еще на заре двадцатого века основоположник отечественной гинекологии Владимир Федорович Снегирев говорил, что женщинам никак нельзя предоставлять те же права, что и мужчинам – им нужно больше прав и гораздо меньше обязанностей. А мы на протяжении почти всего двадцатого века пытались ввести равенство. И в результате многие из дам как бы ушли в сторону от своей основной функции, которая заключается в том, чтобы рожать и воспитывать детей. Современная женщина говорит: если я рожу четверых, то что со мной будет годам к сорока? Она хочет жить полнокровной, по ее мнению, жизнью, а не быть лишь инструментом деторождения.
– Значит, главную роль в снижении рождаемости играет не состояние здоровья женщин, а их желание или нежелание рожать детей?
– Все это очень тесно связано между собой. Для того чтобы нормально проявлялась репродуктивная функция женщины, ей необходимо родить трех – четырех детей и кормить их грудью не менее чем по два года, как это предусмотрено природой. Неосознанно следуя этому правилу, женщина в конце прошлого века за всю свою жизнь имела лишь 30 – 50 менструаций. А в нынешние времена она имеет их в десять раз больше. Это ежемесячное колебание эндокринного статуса не проходит бесследно. Отнюдь не случайно так широко распространились сейчас заболевания, которых раньше почти не знали, – миома матки, эндометриоз, рак молочной железы.
Есть и сугубо российский аспект этой проблемы. Наши женщины стремятся оградить себя от беременности, однако никто не научил их, как при этом сохранять свой репродуктивный потенциал. Нет другой страны в мире, где было бы такое количество абортов, как в России. Аборт – это колоссальная встряска организма, противоречащая всем законам природы. Аборты тянут за собой целый шлейф гинекологических заболеваний, ведущих к бесплодию. Это очень плохо.
– На заре нынешнего века женщины почти не знали инфекций, передаваемых половым путем, а теперь они чуть ли не у каждой – хламидии, герпес, аденовирусы, цитомегаловирусы. Откуда все это появилось?
– Эти инфекции не появились вдруг, они были всегда. О том, сколь много их существует, стало известно в последние десятилетия, когда развилась вирусология. При благоприятных условиях люди безболезненно сосуществуют с возбудителями многих инфекционных заболеваний. Когда организм встречается с вирусом, в организме тут же начинается выработка блокирующих его антител, и человек иногда даже не знает, что он инфицирован.
Но если женщина плохо питается, дышит отравленным воздухом, постоянно находится в стрессовом состоянии, то ее иммунная система слабеет, и болезни становятся ее постоянными спутниками. А коли она не освободилась от инфекций до наступления беременности, которая, кстати, тоже существенно ослабляет иммунитет, то эти болезни становятся опасными не только для нее, но и для ребенка, которого она в себе носит.
Особенно больно эта беда ударит по нынешней молодежи, и в этом вина старшего поколения. Ни родители, ни школа не нашли способа предостеречь молодых людей от случайных половых контактов, объяснить им, что “свобода нравов” может привести к их нравственной, да и физической гибели, бесплодию или к тому, что они не будут иметь здоровых детей. Уже сейчас по этой причине в нашей стране около семи миллионов бесплодных женщин.
Кстати, о свободе нравов. Современную американку на случайный половой контакт уже не затянешь. Она знает, что кругом полно носителей смертельной ВИЧ-инфекции, о которой ей ежедневно напоминают средства массовой информации. В России эта болезнь свирепствует еще не в такой степени, но у нас, боюсь, все это еще впереди.
– А как быть женщине, которая и хотела бы иметь ребенка, однако из-за своих болезней родить уже не может?
– Во всех цивилизованных странах решить проблему бесплодия в какой-то мере помогают центры экстракорпорального оплодотворения. Считается, что требуется один такой центр на полмиллиона населения. В маленьком Израиле таких лечебных учреждений более ста. В нашей стране их немногим более десяти, и работают они неритмично, потому что все необходимые препараты приходится покупать за границей и стоят они очень дорого.
Одна попытка получить “ребенка из пробирки” обходится в 15 тысяч долларов, а нужны бывают две попытки или даже больше – где же взять такие средства молодым родителям? Единственным выходом могла бы стать государственная поддержка бездетных семей в этом вопросе, но у нашего государства денег на это сегодня, к сожалению, нет.
– В то же самое время, когда очень многие женщины безуспешно пытаются родить хотя бы одного ребенка, другие россиянки отказываются от своих младенцев. Сколько сейчас в нашей стране брошенных детей?
– Эту цифру нужно бы день за днем повторять в средствах массовой информации: в домах ребенка у нас содержится 600 тысяч ребятишек, причем родителей не имеет лишь один такой малыш из десяти. Перспективы у брошенных младенцев самые печальные. Их в этих учреждениях кормят, одевают, однако никто не заботится об их умственном развитии.
В младенческом возрасте особенно важно, чтобы с ребенком занималась мать, чтобы он активно познавал мир. А если малыш месяцами лежит на спине и смотрит в белый потолок, то из него получится дебил – современный Маугли каменных джунглей, и упущенного в своем развитии он никогда не наверстает.
– Как вы относитесь к тому, что усыновлять российских детей-сирот теперь разрешают иностранцам?
– Не вижу в этом ничего плохого. Зарубежные семейные пары с удовольствием усыновляют даже очень больных детей, а здоровых им и не отдают. Причем, это не обязательно бывают бездетные супруги. Они говорят: европейская медицина способна вылечить этого ребенка, а если не получится, то мы посвятим свою жизнь, чтобы он не чувствовал себя несчастным.
А узнав о том, что у нас мама может оставить младенца в доме ребенка, а через год взять его, если захочет, они очень удивляются: что вы, в России, с ума посходили, разве может ребенок остаться без семьи хотя бы на неделю?
– И последний вопрос: что же нас ждет в будущем?
– Все мы, конечно, надеемся на лучшее, однако ожидание может затянуться слишком надолго. Поэтому каждой женщине необходимо очень серьезно подумать и о собственном здоровье, и о здоровье своих детей. Девушек следует научить осторожному поведению, чтобы они сохранили себя для будущего материнства и ни в коем случае дело не доходило бы до калечащих их абортов.
Если молодые люди решают завести ребенка, то хотя бы за полгода до наступления беременности им надо подлечить все свои “болячки” – инфекционные заболевания, эндокринные нарушения, ожирение, диабет. За два месяца до планируемого зачатия женщине следует начать поддерживать свой организм витаминами и продолжать принимать их во время беременности – при нынешнем состоянии окружающей среды, а тем более в Москве, это просто необходимо. Если нет денег на витаминные комплексы, то принимать хотя бы фолиевую кислоту, чтобы уменьшить риск поражения головного и спинного мозга плода.
Будущим папам следует не только заботиться о хлебе насущном, но и бережно относиться к своим беременным женам, освобождать их по возможности от семейных забот. Они должны знать, что женщины в этом состоянии очень ранимы. Даже и не сознавая этого, женщины испытывают страх перед родами, и им как никогда нужна моральная поддержка.
Именно поэтому во всем мире сейчас горячо поддерживается присутствие при родах мужа, мамы – при этом роженица не ощущает себя брошенной на произвол судьбы.





Николай СЕМЕНОВ