Как жить по совести?

Как жить по совести?

Почему, несмотря ни на какие времена, человеку нельзя нарушать нравственные законы: обманывать, оскорблять, подличать? К чему это может привести?

На эту тему мы беседуем с православным священником, настоятелем московского храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище отцом Сергием (Рыбко).

– Батюшка, действительно ли все, что мы совершаем, через какое-то время обязательно возвращается к нам? Помогли кому-то советом – и нам помогут. Обманули кого-то, обидели – значит, и нас накажут.

– Господь управляет этим миром. А Он – существо мыслящее. В Его власти наказать человека или помиловать. Но Господь – существо, прежде всего, любящее. Он создал Свое творение для того, чтобы оно шло путем добра. А зло уже побеждено в вечности. Побеждено Господом через Его крестные страдания.

Мы живем в отрезке времени, где идет борьба добра со злом. И зло имеет достаточно большую силу. Но мы знаем, что в вечности в конечном итоге оно все равно побеждено. Все испытания нам даны для того, чтобы мы себя приготовили к восприятию иного мира. И нет такого дела, которое бы оказалось незамеченным. Зло обязательно наказуется.

Это не значит, что наказание придет именно сейчас. И именно в том виде, в каком мы его совершили. Оно к нам вернется, если не в этой, то в будущей жизни. Человек, убивая кого-то, убивает себя, убивает свою душу. Мучается.

Великим грешником был Гитлер. В земной жизни гитлеровскую армию ждало позорное поражение и гибель. И в вечности они будут наказаны. Совершая грех, мы вредим своей душе. А душа болит. И чем больше мы грешим, тем больше болит душа. Это уже наказание. И каждый человек это знает и наверняка проходил через душевные страдания, переживания.

– Отец Сергий, если же все-таки мы сделали что-то неправильно, как избежать нам наказания за свой проступок?

– Сама природа нам подсказывает: раскаяться. Пойти попросить прощения, компенсировать моральный ущерб. Это вполне естественно для православных людей. Помимо того, что человек попросит прощения у того, кого обидел, ему надо принести и Богу покаяние, пройти таинство исповеди.

Но это не заменяет покаяния перед конкретным человеком. И обидчик не будет до конца прощен, пока не раскается и не попросит прощения у того, кого обидел. Если этого человека уже нет, можно дать милостыню нищему или принести благочестивый обет Богу. Можно помочь кому-то другому: родственникам, близким того, перед кем виноват. Свою вину, проступок надо обязательно искупить.

– Можно ли в наше время жить по совести? Ведь тогда и карьеру не сделаешь, и материального достатка не будет?

– Христианство существует уже более двух тысяч лет и все это время учит жить по совести. История знает немало примеров жизни людей, которые так и поступа-

ли – по совести. Есть целые христианские государства, где люди и карьеру делают, и деньги зарабатывают. Все великие люди России – полководцы, ученые – были глубоко верующими людьми.

Их достижения в военном деле, научной области, в общественных делах были сопряжены со служением православной вере. Смыслом их деятельности было служение Богу. Поэтому они и не жалели своих сил, и не думали о вознаграждении. А в итоге – какие победы над многочисленным врагом, какие открытия ученых, какие примеры высоконравственного искусства! Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Ломоносов.

Святость всегда была нравственным идеалом русского человека. Я глубоко верю в то, что если человек живет по совести, то с ним Господь. И Господь его ведет, защищает. В Евангелии говорится о том, что кроткие наследуют Царство Небесное. Но я думаю, что за кроткими победа и здесь, на земле.

Я разговаривал с одним фронтовиком. Он рассказывает: «Начинается артналет, мины падают, они не разбирают, куда упасть. После оказывается, что жив остался тот, кто крещен, у кого крестик был, а все богохульники мертвые лежат, а верующие во Христа – все живы, здоровы».

– Отец Сергий, насколько то, о чем вы говорите, относится к нашему времени? Как быть, если атмосфера в обществе пронизана лицемерием, страстью к наживе, эгоизмом? Как найти в себе силы противостоять этим массовым общественным установкам?

– Всегда надо верить в победу здравого смысла. Многое происходило с нашей страной: много экспериментов, много ошибок, но всегда побеждал здравый смысл. Во время перестройки, когда наступило время застоя, все-таки нашлись люди, которые начали предпринимать попытки восстановить страну.

Есть обыватели: их несет туда, куда дует ветер. А есть люди, которые начинают воевать, сопротивляться разрушительной стихии. Они объединяются в какие-то общества и продолжают поддерживать жизнь страны.

Мы, к сожалению, живем в мире, из которого много лет вытравливали христианское начало. И теперь в этот вакуум хлынул негатив, пошлость. Но ведь и другое нам дано – Православие – безграничная река, от которой можно питаться. Сейчас открыты храмы. Издаются книги, можно взять их и прочитать, через интернет узнать полезные вещи.

Я мог наблюдать за двадцатилетие своего священнического служения, как изменяется страна. Как начиналось возвращение к церковной жизни? В Бибиреве в Москве у нас храм Преподобного Сергия Радонежского человек на сто. В течение двух десятилетий в храм приходило все больше людей. Теперь строится уже огромный храмовый комплекс: там работает военно-патриотический клуб, центр русского рукопашного боя, изостудия для детей. Люди туда ходят. Им это нужно. И само отношение к православию стало намного уважительнее, появилось понимание. В этом году на Пасху причастилось полторы тысячи человек!

Да, мы сейчас бедно живем, но мы – свободные люди. Мы можем выбирать то, что хотим. Заботься о Царствии Божием, а остальное все приложится. Есть ведь пророчество Серафима Саровского о том, что Россия будет величайшей державой в экономическом и военном отношении. Но на все нужно время.

Ломать – не строить, особенно когда дело касается живых душ человеческих. К сожалению, плоды разрушения более заметны, чем какие-то созидательные шаги. И в телевидении уже есть сдвиги: появились фильмы на патриотические темы, о природе, научно-популярные. А вспомните, что было лет восемь назад?

– Батюшка, а можно ли формально задаться целью – сделать доброе дело, чтобы оно потом нам вернулось?

– Без веры в Бога трудно быть добрым человеком. От нас ведь требуется определенное самоотречение. Надо быть готовыми за добро платить страданиями, здоровьем. Здесь нужна вера. В Евангелии говорится о том, что человек сначала делает добро из страха наказания, как раб. Затем он делает добро в ожидании награды от Бога. А есть и третье состояние, когда человек уже становится сыном Божиим. Он делает добро, потому что по-иному не может.

Так же как, к примеру, воспитанному человеку противоестественно выругаться матом.

Очень дорогой ценой заплачено за то, чтобы мы стяжали в себе христианина. Человек, делая доброе дело, уже получает радость. В этом суть христианской жизни.

Вы должны быть готовы даже к тому, что вам могут ответить за ваши добрые дела непониманием, злобой. Но все равно дела добра совершаются, приходит облегчение от каких-то скорбей. Тем более, когда мир лежит во зле, а человек творит добро – это подвижничество, героизм.

Героев всегда было мало. Герой – это человек, который решил бороться со злом: сначала в самом себе, потом в окружающем его мире. Не стыдно такую жизнь прожить. У такого человека появляются подражатели, последователи.

И Христос, который тоже шел путем борьбы со злом, будет такого человека покрывать, защищать. В борьбе за правду есть радость. Почему мучителей христиан шокировало то, что они шли на смерть как на праздник? Они не понимали, что эти люди идут в новую жизнь. И ведь многие из мучителей, глядя на христиан, стали их последователями.

– Можно ли изначально так выстраивать свою жизнь, чтобы в ней не было места поступкам, за которые потом бывает стыдно?

– Нужно изначально поставить себе цель, чего мы хотим достичь. Избрать для себя идеал добра и следовать ему. Наше воспитание в себе добра подскажет само, что мы на верном пути. Это некое свидетельство добра. Господь будет обязательно помогать.

Ведь если бы Господь себя не являл, то никто бы и в Бога не верил. Человек устроен очень реалистично: сомневается, чего-то боится – это естественно. И наша вера в Бога противоречит всем земным законам.

Считают, что люди, посвятившие себя каким-то идеалам, не от мира сего. Но именно таких людей глубоко уважают за их последовательную позицию. Так что все возможно, когда человек имеет веру, убеждения.

Неспроста за века в народе сложились такие поговорки: «Бог правду видит, да не скоро скажет», «Что посеешь, то и пожнешь», «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться». Нашли они свое абсолютное подтверждение и в исторических событиях, и в русской классической литературе, и в судьбах конкретных людей. Однако же эти простые слова: «Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам» (Евангелие от Луки 6, 38) – были заповеданы Спасителем во время земной Его жизни.

Ирина УШАКОВА

NULL