Лечение дельфинами




В Московском дельфинарии лечат малышей с такими серьезными диагнозами,
как ДЦП, аутизм, онкологическое заболевание и – этого нет во всем мире
– ретинопатия недоношенных, то есть слепых детей.

Уже почти пять лет с такими детьми в Утришском дельфинарии работают врач
Елена Бутова и Елена Насибулова – тифлопсихолог. Именно они согласились
побеседовать с нашим корреспондентом.

– Можно ли сказать, что вы занимаетесь лечением?
– Нет, это слово употреблять не стоит. Аутизм, ДЦП, слепоту вылечить невозможно. Речь идет только о психолого-педагогической коррекции. Так, например, цель занятий с незрячими детьми – расширить их кругозор, дать возможность открыть новые ощущения, получить новые эмоции. А для малышей с задержкой психомоторного развития игра с дельфином становится катализатором, стимулом к обучению новым движениям рук, ног, общению, разговору.
– Зоотерапия – отдельное направление психотерапии. Психологи утверждают, что любой контакт с животным благотворно влияет на детей. Чем дельфины отличаются от других “братьев наших меньших”?
– В первую очередь это – экзотика. Далеко не все дети видели дельфинов, но почти все так или иначе о них слышали. С этими животными связываются особые ожидания. Дельфины интеллектуальны, легко идут на контакт, просто обожают играть. Они настолько добродушны и жизнерадостны, что, общаясь с ними, малыши заряжаются оптимизмом. Кроме того, эти животные из абсолютно другой среды обитания. А это всегда интересно.
– А бывает, что контакта не происходит?
– Конечно, не все дети стремятся именно к этим животным. Некоторым дельфинотерапия не подходит. Интересно, как реагируют сами дельфины. Они словно дифференцируют заболевания детей, диагнозы. Особенно им “нравятся” малыши с ДЦП: они играют с их ногами, охотно приносят мячи. Совсем по-другому у них складываются отношения с незрячими детишками. Такой ребенок не видит животное, поэтому мы направляем и координируем движения. Мы проговариваем им все, что делаем, работаем их глазами: “Смотри, дельфин подплыл к тебе, улыбается, ждет, что ты возьмешь мяч…”. А с прошлого года мы стали формировать группы контактного плавания с дельфинами в бассейне. Для этого вывозим детей в Санкт-Петербург. Именно там слепые детишки могут чувствовать тепло тел больших “рыб”, форму плавников. После сеанса плавания в бассейне дети рисуют свои ощущения, эмоции. Одна девочка написала сказку, другая малышка, катаясь на дельфине, разговаривала с ним и просила увести ее в “дельфинячью” страну.
– В группе одновременно занимаются несколько человек?
– Максимум, который возможен, – двое. Каждому ребенку необходим инструктор-помощник и, скажем так, “индивидуальный” дельфин. Причем, когда мы начали объединять детей в пары, они стали общаться между собой. И были примеры, что слепой ребенок и ребенок с ДЦП прекрасно “работали” вместе – играли, помогали друг другу. А ведь расширение сферы контактов, взаимодействие со сверстниками для таких детишек очень важны.
– А программы, по которым занимаются ребята с различными заболеваниями, отличаются друг от друга?
– Каждый раз программа составляется индивидуально. Есть набор общих упражнений, а на какие именно делать упор, какие не использовать, какие “брать” в ограниченном количестве – решает врач уже в процессе. Это зависит от характера ребенка, его эмоциональности и, конечно, заболевания. Причем установленная программа постоянно меняется в зависимости от состояния и настроения малыша.
– Какие перемены вы наблюдаете в ребенке, который “работает” с дельфином?
– Большинство детей становятся более открытыми, эмоциональными. У дельфинов удивительно “добрая” аура, одни их “улыбки” чего стоят! Положительные эмоции, радость после общения – во многом благодаря этим умным животным у детей улучшается речь, они лучше общаются. Порой общение с дельфинами дает такие результаты, что родители даже не верят своим глазам, а врачи – исследованиям. Конечно, это происходит далеко не со всеми детьми, но случается достаточно часто.
– И как долго надо идти к таким победам?
– Это очень индивидуально. Во-первых, немаловажно, в каком возрасте начались занятия. Мы рекомендуем делать это с четырех лет. Если учесть, что сеансы дельфинотерапии проходят один раз в неделю по полчаса, то минимальная продолжительность курса – три месяца. Это мы взяли из американского опыта, но видимых положительных результатов такой срок обычно не дает. Динамика видна у тех, кто ходит годами, для кого это становится частью жизни. Тогда дети раскрываются, становятся более контактными и жизнерадостными.
В Москве только один дельфинарий, где мы, собственно, и работаем. Единственный выходной в неделе – “наш” день, и неудивительно, что при отсутствии рекламы у нас огромная очередь желающих. Создавать центр дельфинотерапии “с нуля” – дело очень дорогостоящее и долговременное. Так что пока мы занимаемся только с ограниченным числом детишек с тяжелыми диагнозами, которым контакт с дельфинами необходим.
– Где еще в России проводятся подобные занятия?
– Во многих городах – в Петербурге, Евпатории, Ростове. К слову, дельфинарий в Ессентуках появился благодаря настойчивости одного папы. Его ребенок фактически излечился от ДЦП после занятий. Правда, это особый случай. Кстати, не последнюю роль в “исцелении дельфинами” играет вера родителей в то, что общение с умной рыбой благотворно влияет на ребенка. Только если у мам и пап есть суперположительный настрой, дело удается сдвинуть с “мертвой точки”.




Благодаря положительным эмоциям, после общения с этими умными животными
дети становятся более открытыми и жизнерадостными.

NULL