Пироги – это стабильность

Пироги – это стабильность

Наталия Евгеньевна Сухинина – православный писатель. Живет в столице. Она известна читателям по таким замечательным книгам, как «Прощание славянки», «Где живут счастливые?», «Куда пропали снегири?», «Какого цвета боль?» и другим. Герои ее книг в основном женщины. О них мы сегодня и поговорим.

– Вы всю жизнь пишете о женщинах. Скажите, что вас больше всего в наших женщинах удивляет?

– Мы часто восхищаемся прошлым. Вот раньше были люди! Вот раньше были поступки! Наше время многие считают пресным, неинтересным, предсказуемым. Особенно достается женщинам. И мелочны-то они, и хитры, и корыстны.

Но ведь это мелководье жизни. Это на поверхности. В глубину жизни всегда вглядываться сложнее. Но и в наше время есть такие женщины, такие судьбы, что диву даешься. Вот я таких женщин и ищу.

– Например?

– Например, в Орске, на Урале, живет Люция Ивановна Браун, самая обыкновенная женщина. Вышла замуж, да не задалась жизнь, загулял муж, а потом вообще ушел к другой женщине, оставив ее одну с ребенком. Новая жена родила ему подряд троих и – умерла.

Так он, не долго думая, мужчины у нас люди простые, собрал своих мал мала меньше детей и привел их к Люции Ивановне. Мол, принимай пополнение. И она – приняла. Без упреков, без справедливого возмущения. Стала растить как своих, наравне с родным сыном.

А муж – опять в загулы. Ушел и опять вернулся – тяжелобольной, никому не нужный, жалкий. Умер на руках Люции Ивановны. А она всем детям дала образование, вывела в люди. Как понять глубину души этой женщины? Какими надо обладать смирением и кротостью, чтобы простить мужу все нанесенные ей обиды? В голове ведь не укладывается ее такое беспредельное всепрощение. Многие ли из нас способны на такое самопожертвование?

А вспомните маму солдата Жени Родионова, Любовь Васильевну. Женя воевал в Чечне, попал в плен, где над ним издевались, мучили. А потом поставили перед выбором: или ты снимешь крест или прощайся с жизнью. Он выбрал крест. Мученик наших дней. Единственный сын, невыносимая боль от потери. Где взять силы, чтобы жить дальше?

А мать едет в Чечню, разыскивает тело сына, привозит его в Подмосковье. Какую надо иметь любовь и силу, чтобы в те времена сделать это? Невероятно. Сейчас к могиле Жени Родионова едут отовсюду.

А Любовь Васильевна становится настоящей матерью для солдатиков в Чечне. Она собирает им посылки, ходит по инстанциям, требует помощи, пишет письма, то и дело отправляется в Чечню. Обыкновенная русская женщина. Разве это не нравственный подвиг? Я горжусь, что среди нас есть такие высокие души.

Каждый раз, когда судьба сводит меня с ними, ощущаю трепет. От прикосновения к их удивительным, наполненным глубочайшей любовью сердцам.

– А что вам не нравится в наших современницах?

– Самое страшное – утрачивается чувство материнства. А ведь быть матерью – главное назначение женщины. Все остальное уже потом. Желание пожить для себя рождает страшный эгоизм. Пропадает интерес к семейной жизни, к домашнему очагу. Как-то все наспех, кое-как, без удовольствия и радости.

Зачем, например, возиться с пирогами, ставить тесто, если можно в ближайшем супермаркете купить казенных пирожков с самой экзотической начинкой? А ведь пироги в доме – это стабильность, традиция.

Мне кажется, современные женщины в угоду карьере, деньгам, успеху, тому, что зовется духом времени сего, отказываются от своего главного предназначения – семьи, детей, любви, милосердия. Это противоречит нашей природе. В результате – множество внутренних конфликтов. Надо быть как все – глянцевой и гламурной. А естество просит другого: дома, уюта.

Есть такая притча. У одной женщины было два гуся, а у соседки –

десять. Женщина очень от этого страдала. И обратилась к Богу: «Господи, почему такая несправедливость? У меня два гуся, а у соседки целых десять. Помоги!» – «Хорошо, – сказал Господь. – Пусть и у тебя будет десять». – «Нет, – возразила женщина, –

лучше сделай так, чтобы и у соседки было два».

В чем смысл этой притчи? В том, что эгоизм, себялюбие рождают другие пороки – зависть, жадность, стремление во что бы то ни стало быть не хуже других. А конца у этого стремления нет. Повод для разрушающей душу зависти будет всегда, если вовремя не остановиться, приказать себе – хватит.

– Что происходит, с вашей точки зрения, с современной женщиной?

– Знаете, как ответил батюшка Серафим Саровский на вопрос, почему люди боятся расстаться с прежней жизнью? – Решимости не хватает. Вот и нашим женщинам не хватает решимости. Хотим жить просто – как все, так и я, не обременять свой ум рассудительностью, а душу – смирением.

Как говорила моя знакомая строптивая старушка: «Эх, не люблю, когда не по-моему». Честная старушка. Никто не любит, да мало кто в этом признается. Потому что больно.

Но есть боль сиюминутная, потерпел и – здоров. И – весел. И – счастлив. А есть изнуряющая. Годами. Особенно по ночам. Потерпев сиюминутную боль, не испытаешь изнуряющей. Женщина, так уж ей на роду написано, всю жизнь решает, какую выбрать.

Что я имею в виду? Сейчас очень много гражданских браков. Они абсолютно ни на чем не держатся, их цель одна —ни за что не отвечать. Женщина, вступающая в такой брак, знает, если что не так, она терпеть не станет. А вот в браке венчанном терпение ставится во главу угла. Женщина с первых шагов семейной жизни учится терпению – промолчать, не заметить обиду, не бросить в лицо суженого горьких слов. Ради чего терпит? Ради долгой, единственной, данной Богом совместной жизни, без всяких там «если что не так».

Именно в гражданском браке возникают острые конфликты между родителями и детьми. Удивляться не приходится. Дети видят, что отец с матерью все время что-то друг у друга отвоевывают. Это становится и для них нормой поведения. Я знаю одну маму, которая, «благословляя» дочку замуж, вразумляла ее так: «Ни за что не давай слабинку. Сядет на шею, будет поздно. Держись! Надо – и дверью хлопни. Ничего, перебесится».

Страшный знак нашего времени – новый, доселе неслыханный термин «биологические родители». Откуда растут ноги у этого термина? Оттуда, из дома, где все чужие, где хлопают дверью, не хотят друг друга потерпеть, где не пекут пирогов и вместо бесед друг с другом пялятся в бездумный телевизор.

– Наталия Евгеньевна, так как же все-таки сохранить себя?

– То, что проверено временем, имеет особую цену. Уверена, чтобы сохранить себя, надо себя тратить. Я знаю женщину, которая всю жизнь себя берегла. Да и в вашем окружении таких немало. Рожать боялась. Курорты, наряды, мимолетные романы, поиски придуманного счастья. Ну и что она сберегла? Живет в страхе перед приближающейся старостью, боится одиночества, болезней. У таких женщин портится характер, они плаксивы, раздражительны, всех вокруг себя обвиняют, подозревают в неискренности. Что посеешь, то пожнешь… Здесь все справедливо.

А бывает, придет в храм многодетная мама, одета скромненько, малыши-крепыши за юбку держатся, совсем кроха на руках у мужа. А сама красавица, глаз не отвести. А все потому, что тратит себя. На мужа, на детишек, на жизнь, которой она не боится. Думается, и детки ее, впитав как губка простые и естественные устои бытия, пойдут в жизнь не избалованными страдальцами, которым все не так, а благодарными родителям и Богу. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Закон жизни.

– Принято считать, что женщины – слабые существа. Так может ли это слабое существо что-то изменить вокруг?

– Опять вспомню святого Серафима Саровского. Его удивительные слова: «Стяжи мирен дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Страшновато, конечно, звучит – вокруг тебя спасутся тысячи. Но святой старец знал, что говорил.

Мне думается, что обращение «стяжи мирен дух» к женщине имеет самое прямое отношение. Даже больше скажу: это для женщин сверхзадача. Главный смысл женской судьбы.

Мы любим, когда нас называют слабыми существами, но если честно, таковыми себя не считаем. Нам многое по силам, а значит, какие мы слабые? Стяжи мирен дух…

Перестань крутиться, суетиться, соответствовать современным пустым рейтингам, глянцевому мнению. Вспомни, что испокон веков в женщине ценились тишина, благородство, несуетность. Начни с внешнего, а потом уже стремись к мирному духу. Гонка по жизни делает женщин некрасивыми, они напряжены, подозрительны, обидчивы. Какой уж тут мирен дух. Мирный свет в очах зажигается только из души. Там – рубильник.

– Из ваших книг видно, что вы верите в чудеса. Неужели они есть в нашей жизни?

– Как же я могу не верить в чудеса, если их в моих книгах очень много… Например, вот это. Моя героиня Наталья Воронина родила двойню. Счастливый муж бежит в роддом с цветами, как положено, а ему говорят: «Ваша жена умерла». Представляете? Он, сломя голову, в палату. И действительно, видит в коридоре каталку, на каталке накрытая простыней Наташа. Восковое лицо, но еще жива…

Он, не помня себя, хватает жену вместе с одеялом, никто ничего не успел сообразить. Ловит такси и везет ее в другую больницу. Умоляет – спасите мою жену! У Наташи отказала почка. Ей делают операцию, потихоньку дело идет на поправку, ее готовят к выписке. И вдруг… отказывает вторая почка. Врач честно предупредил: дня три, не больше, готовьтесь.

На ватных ногах муж выходит из больницы. Буквально падает на скамейку в больничном сквере. Сидит. Весна. Пахнет сиренью. И вдруг слышит рядом – плач. На другом конце скамейки рыдающая женщина. Они встречаются глазами, женщина просит закурить. Он подносит ей сигарету. Женщина делает несколько затяжек и делится с ним, что вот только сейчас ей сообщили, что погиб ее сын. Авария…

«А у меня жена умирает, отказала вторая почка…» Женщина внимательно смотрит на него, что-то соображая.

«Я отдам ей почку своего сына», – говорит она.

И вот уже много лет женщина живет с донорской почкой. Ну разве не чудеса? В этом сквере, на скамейке эти два человека совпали в секундах! А если бы он сел на другую скамейку, а если бы она не попросила закурить.

– Почему герои ваших повестей и рассказов в основном женщины? Вы считаете их судьбы более интересными или есть другая причина?

– Интересна любая человеческая жизнь. Чувства своих героинь я всегда могу сверить со своими. А это значит, у меня меньше риск сфальшивить. Если пишешь о том, что знаешь, получается лучше.

– Вы считаете, что ваши книги могут чему-то научить женщин?

– Я не вправе так считать. Но любой пишущий человек хотел бы надеяться, что он работает с пользой. А уж как на самом деле выходит, Бог ведает. Но учиться на собственном опыте – удовольствие дорогое, на чужом-то все-таки дешевле будет. Ведь если подумать, мы очень друг на друга похожи.

Чего мы все хотим? Любви, понимания, бережного к себе отношения, благополучия детей…

– Здоровья…

– Здоровья, конечно, здоровья. Но вот только добиваться этих благ можно по-разному. Можно требовать, топать ногой, доводить себя до гипертонических кризов. И все без толку.

А можно поразмыслить… Что-то во мне не так, что-то не туда я завернула. И если в это время подвернется рассказ, который окажет пользу страждущей женщине, вот это и будет – учиться на чужом опыте.

Ирина ДОРОНИНА