Повивальные бабки

Словосочетание «повивальная бабка», наверное, знакомо каждому. Но что кроется за этими словами?

Об этом мы попросили рассказать москвича Александра Викторовича Наумова, врача-педиатра, который готовит сейчас книгу «Два акушерства». В ней он  рассказывает о повивальном искусстве в России и о повивальных бабках.

– Повивальная бабка – это такая полуграмотная знахарка, которая «пользует» роженицу, читает над ней определенные не то молитвы, не то заговоры и помогает в родах. Так ли это?

– Не следует под словом «бабка» понимать темную старуху, которая проводит над роженицей какие-то обряды. Женщина, принимавшая роды в России в последние шестьдесят лет царской власти, получала диплом установленного образца. В нем было написано: «повивальная бабка», «сельская повивальная бабка» или «повитуха».

– В чем разница между этими званиями?

– Это три разных степени образования. Низшая степень – повитуха. Это заочное медицинское образование. Сельская повивальная бабка – среднее медицинское образование. Она не имела права работать в городе. И, наконец, сама повивальная бабка – это диплом о высшем медицинском образовании. Со знанием, кстати, минимум двух европейских языков и латыни.

– То есть повивальная бабка получала очень серьезное образование, равное нашему мединституту или медучилищу?

– Да. Программа подготовки повивальных бабок была серьезная. В нее входили не только курсы по гинекологии, акушерству и родовспоможению, но и по болезням новорожденных и первая помощь – остановка кровотечений, помощь при обмороках, утоплении, удушении, и многое другое. К тому же повивальная бабка обычно помогала при похоронах.

Существовала стройная система подготовки повивальных бабок. В России было более 10 высших учебных заведений, готовивших по этой специализации. Каждое учебное заведение находилось под патронажем женщин из царской семьи.

Наряду с высшими повивальными школами существовали и средние, готовившие «сельских повивальных бабок». Их было около 50 в  России.

– Кто мог стать повивальной бабкой?

– Женщины в возрасте от 18 до 35 лет. Нужно было также предоставить медицинскую справку о здоровом телосложении и отсутствии физических недостатков и болезней. Свидетельство местной полиции о поведении;  от замужних – письменное согласие мужа, а от вдов – свидетельство о смерти мужа.  Обязательным было предоставление свидетельства о приобретении знаний, соответствующих курсу четырех классов гимназии.

После окончания школы или института женщина держала экзамен на звание повивальной бабки, а также приносила присягу. 

– Существовал ли контроль за деятельностью повивальных бабок после окончания института или повивальной школы? Ведь они принимали роды дома? Получала ли бабка что-либо от государства?

– Повивальная бабка назначалась на должность именным указом Его Императорского Величества. Она получала существенное жалование и подчинялась местному врачебному начальству. При разъездах по службе ей выдавали «прогонные» деньги. За работу в отдаленных районах России она получала надбавку, как военные. Ей предоставляли квартиру или выдавали средства для съема жилья.

За заслуги могли выдавать наградные деньги сверх жалованья. Оставив практику, повивальная бабка получала стопроцентную пенсию от государства. Отчет о проделанной работе она предоставляла в Медицинский департамент ежемесячно. А сельская повивальная бабка – раз в квартал.

Но и обязанности на нее возлагались немалые. Например, она была обязана явиться к роженице в любое время дня и ночи. Не могла оставить роженицу до конца родов. Должна была посещать и консультировать ее и после родов. За  роды и девятидневное посещение роженицы повивальная бабка получала вознаграждение в размере 1 руб. 50 коп. С бедных рожениц она не имела права брать и этого, если состояла на государственной службе.

Если становилось известно, что она отказала в услугах бедной роженице, ей выносили строгий выговор, затем денежный штраф. Впоследствии при повторении могли и практики лишить. Строго наказывали и за ошибки в работе. За произведение «преждевременного разрешения от беременности»  следовало заключение в тюрьму на срок от 2 до 4 месяцев. Если же это было сделано без согласия беременной, то ей грозило от 4 до 10 лет каторжных работ.

– Можно ли считать, что современная акушерка – это и есть та самая повивальная бабка?

– Современная акушерка – это медицинская сестра. Она работает в родильном блоке и практически не может работать самостоятельно без врача.

– Но ведь и  раньше повивальные бабки работали не совсем отдельно от врачей?

– Повивальная бабка была обязана приглашать врача в тяжелых случаях. Например, в случае кровотечения или при судорогах. Но круг деятельности был различен: повивальная бабка должна была следить за правильным течением беременности, родов.

Акушер же подключался при неправильном течении всех этих состояний.

Есть два подхода к родам, два акушерства. Активный, агрессивный подход не терпит ожидания, старается применить во время родов разные новые техники, ускорить процесс, вмешаться в него. А мягкий подход позволяет рожать женщине так долго, как ей этого надо. В наших роддомах применяется именно активное акушерство, так как врачи ориентируются на средние показатели.

Но врачебная помощь нужна далеко не всем. Многим женщинам нужно просто дать время спокойно родить. Это и позволяли сделать роды с повивальной бабкой.

Ведь роды – это нормальный процесс для женщины. Сейчас на каждую беременную смотрят как на больную. Отсюда и отношение к ней – лечить! Руководить, иногда и принуждать к чему-то. Это плохо.

Словом, повивальная бабка – это профессия, требующая глубоких знаний, большой ответственности и самоотдачи. Поэтому и звание повивальной бабки было настолько уважаемым и весомым, что во всех спорных случаях ей было достаточно лишь, написав удостоверительное заявление, приписать: «За верность этих обстоятельств ответствую перед совестью». И никто не мог в этом усомниться.

NULL