Счастье по требованию

Счастье по требованию

«Захоти — и станешь, пожелай — и обретешь!» — обещает нам популярная психология. Почему же тогда депрессия выходит на первое место среди заболеваний нашего времени? Этот вопрос задает ирландский ученый Майкл Фоли в своей книге «Век абсурда». Мы попросили трех наших читательниц прочесть ее и дать свои отзывы.

Лариса Борисовна Петрова

преподаватель психологии  (Москва)

«Таким уж я уродился…»

Студентка уже третий раз приносит курсовую работу на проверку. Вижу, что ничего не сделано с прошлой нашей встречи. «Ну, не могу я прочесть эту книгу, которую вы рекомендовали, не могу и все! Ну, что это?» — вопрошает она меня. «Наверное, лень», — предполагаю я. «Нет, за этим наверняка стоят какие-то сложные внутренние проблемы, в которых надо разбираться».

Девушка смотрит на меня удивленно: как я этого не понимаю? А я вспоминаю Короля из «Обыкновенного чуда»: «Потому что я самодур. Потому что во мне проснулась тетя родная. Дура неисправимая».

Все чаще среди психологически продвинутых людей возникает тенденция объяснять свои неудачи, лень и просто дурные поступки какими-то сложными, внутренне обусловленными причинами. «Когда в последний раз вы слышали фразу: «Это я виноват»? — спрашивает автор книги «Век абсурда» Майкл Фоли.

Идея личной ответственности за судьбу, за поступки в наше время размывается. Теперь модно все валить на генетику, эволюционную психологию и нейронауку. Уже найдены гены, ответственные за депрессию, за обжорство, за преступные наклонности и даже за мужскую неверность. «Мы не выбираем, какими родиться, а значит, и не можем нести ответственность за то, что делаем», — утверждают новомодные философы. Что интересно, этим оправдывают именно дурные поступки. Никому в голову не придет объяснить генами что-то хорошее: «Таким уж я уродился — правильным».

На самом же деле, как доказывает Майкл Фоли, человеческий мозг чрезвычайно пластичен. Он меняется на протяжении всей жизни под влиянием внешних событий.

Да, у человека может сформироваться свой темперамент  как результат наследственности, семейного воспитания и культурной среды. И изменить его чрезвычайно сложно. Но кроме него существует еще характер. И он может восстать против темперамента. Если темперамент — это «каков я есть», то характер — это «как я поступаю». И если человек будет упорно двигаться в другом направлении, то со временем его поведение породит в мозге новые связи.

Сейчас существуют две тенденции. С одной стороны, никто не хочет мириться с неудачами и ищет виноватого. Слово «провал» почти исчезло из нашего лексикона. С другой — все чего-то заслуживают: хорошего отпуска, высоких оценок, повышения по службе, славы, любви. Самое печальное последствие этих неуемных притязаний, считает Майкл Фоли, — постоянные обиды и склонность к нытью.

Снятие с себя ответственности за свою жизнь не сделало нас счастливее. Скорее наоборот. Автор книги приводит в пример интересный эксперимент. Обитателям дома престарелых раздали комнатные растения. Жильцы первого этажа сами выбирали себе цветы и ухаживали за ними. На втором этаже растения распределял персонал и поливали их медсестры. В результате пациенты первого этажа стали более бодрыми и подвижными, они чувствовали себя лучше и обходились меньшим количеством лекарств. А в группе жителей, лишенных контроля за растениями, через полгода скончалось людей вдвое больше, чем в той, где обитатели сами ухаживали за цветами.

Вот и думайте, что лучше: брать ответственность за себя и окружающую жизнь или переложить ее на «тетю родную, дуру неисправимую».

Валентина Ивановна Журавлева

менеджер (Москва)

Миф о самооценке

Недавно мой сын-подросток заявил: «Я хочу работать в Газпроме и быть миллионером». Я усмехнулась: «А ничего, что у тебя в дневнике одни тройки?» Подруга-психолог, когда я рассказала ей об этом, набросилась на меня: «Ты подрезаешь парню крылья! Снижаешь его самооценку!» Но кто-нибудь эти «крылья» ему все равно обломает рано или поздно. Не больно ли тогда будет падать?

Сейчас говорят, что заниженная самооценка — причина всех бед. Оказывается, все мы выросли в угнетении и унижении. И нас срочно надо лечить, иначе мы пойдем убивать, насиловать или, наоборот, кончать жизнь самоубийством.

Не спорю, человек должен уважать себя. Но в чем разница между самоуважением и высокой самооценкой? Ответ я нашла в книге Майкла Фоли «Век абсурда». «Самоуважение, — пишет он, — подразумевает какие-то успехи, за которые человек потом будет себя уважать. А для самооценки в нынешнем ее понимании от человека ничего не требуется, это он вправе требовать от других. Самоуважение строится изнутри, самооценка — извне».

Но может быть, высокая самооценка действительно помогает человеку достичь каких-то высот в жизни и принести пользу человечеству? Оказывается, ученые уже провели исследование на этот счет. И не обнаружили никаких доказательств того, что поощрение высокой самооценки у детей и взрослых приносит какие-то выгоды. Разве что тешит тщеславие тех, кто играет в эту игру.

Более того, те же психологи предостерегают: раздувание самооценки может даже усугубить те самые проблемы, которые она призвана решать. Когда мир не соответствует ожиданиям такого человека, он бывает готов прибегнуть к насилию. Это мы прекрасно видим сегодня: малейшая ссора — и люди начинают палить из пневматического оружия. Хорошо, что пока не боевого.

Майкл Фоли приводит интересные данные. Верхнюю строчку таблицы эмоциональных расстройств занимают США. Там уровень стресса 26,4%. А нижнюю  — китайский Шанхай: всего 4,3%. Этот город — тоже не пасторальная деревня. Почему же там люди почти не страдают депрессиями, как в других мегаполисах? Оказалось, ключевое отличие — в отношении к самооценке.

В Америке все стараются ее раздуть как можно больше. А в Китае с детства учат видеть свои недостатки. Американская самооценка нуждается в подтверждении внешним успехом. Китайцы довольны уже тем, что они к чему-то стремятся. Печальная ирония: раздувание самооценки затеяли для того, чтобы упрочить ощущение благополучия и снизить агрессию. А в результате получили депрессии и насилие.

Путь к успеху лежит через осознание ошибок, понимание своих недостатков и старание. Помню, в первом классе у нас в дневнике была графа «Прилежание». Да, мальчик мог получить тройку по чистописанию. Но он так старался… И учитель смело ставил ему пять за прилежание. Потом эту оценку отменили. А жаль.

Екатерина Дмитриевна Стасова

врач (Москва)

Подкова счастья

С книгой Майкла Фоли «Век абсурда» я познакомилась накануне моего 55-го дня рождения. Автор, как и я, был не в восторге от надвигающегося периода. Правда, называл он этот возраст «серединой жизни». Майкл Фоли считает, что у всех людей середины жизни бывают ощущения, что мир рушится, и человек, который до сих пор со всем справлялся, вдруг говорит себе: «Нет, больше не могу, у меня ничего не получится».

Эти чувства были очень созвучны моим собственным. Я уже подумала, что ничего нового книга мне не откроет, как наткнулась на описание графика удовлетворенности жизнью. По мнению ученых, он выглядит в виде подковы: высокие показатели юности падают до минимума в середине жизни, а затем вдруг начинают карабкаться вверх до прежнего уровня. Так, в США количество самоубийств в диапазоне 45–54 лет растет на 20%, а среди старших возрастных групп падает на 10%. Сканирование мозга показало, что после «середины жизни» человеку становится легче справляться с негативом. Появились доказательства того, что разум не обречен угасать с годами: мозг способен порождать новые нейроны вплоть до самой смерти.

И в самом деле в этом возрасте все меньше потребности «быть как все», нравиться другим. Да и к людям можно относиться уже беспристрастно, а потому нет необходимости ломать себя и подстраиваться. Пройдя «середину жизни», можно вновь стать студентом, но уже без давления сдавать экзамены и выбирать карьеру. Можно погрузиться в изучение какого-то непростого дела и ощутить себя «в потоке» —  состоянии, гораздо более прекрасном, чем любая награда за труд. Или заняться искусством.

«Как ни парадоксально, когда художники, писатели, композиторы начинают творить для самих себя, их общение с миром становится более напряженным и непосредственным. Им уже не нужно кому-то угождать, нравиться, производить впечатление, уговаривать, убеждать», — пишет Майкл Фоли. Главное — интересоваться жизнью. А иначе она отомстит: кому не интересна жизнь, тот сам не вызывает у нее интереса.

Автор замечает, что монахи на горе Афон в Греции носят черные одеяния, чтобы весь день думать о смерти. И они доживают, как правило, до глубокой старости. Причем ни один из них не страдает болезнью Альцгеймера. Может быть, главный секрет состоит в том, чтобы понять: жизнь — коротка. И лишь признав реальность смерти, мы обретем ту искру, то сияние, которое называем счастьем.

По мере того как мы стареем, мир становится к нам более равнодушным, более требовательным и беспощадным. Но это не повод сдаваться. Как писал в конце жизни Лев Николаевич Толстой: «Отлично можно жить на свете, коли умеешь трудиться и любить, трудиться для того, что любишь, и любить то, над чем трудишься».

Нина РУСАКОВА