Страх чёрной обезьяны

Современные игрушки провоцируют у многих детей психические расстройства и неврозы.

Как родителям следует правильно выбирать игрушки?

Рассказывает известный московский психолог, доктор психологических наук Вера Васильевна Абраменкова.

 

 

 

– Исследуя влияние игрушек на психику детей, вы ввели такое понятие, как антиигрушка. Что это такое?

 

– Антиигрушка – это специфическое средство информации, которое пропагандирует антиценности. Она опасна для жизни и здоровья детей. Может причинить вред нормальному физическому, психическому и нравственно-духовному развитию. Ведь игрушка серьезно влияет на детскую психику, на развитие личности малыша. Для него она живая и настоящая. Увлекаясь игрушкой, ребенок чаще всего отождествляет себя с ней, ее «повадками», внешностью, ее скрытой сутью. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем-игрушкой.

 

Дети любят игрушки-трансформеры: человек-машина, человек-чудище, человек-робот. Но вот вопрос – какие чувства воспитывают у наших малышей эти игрушки? Ведь именно игрушки закладывают в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Все, что ребенком проиграно, находит отражение в его реальной жизни. Так, если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно и заботливо, то у него есть образец, которому он подражает. И наоборот, если малыш в жизни агрессивный, грубый и жестокий, значит, он где-то этому научился.

 

Игрушка программирует поведение ребенка. В мире всегда есть добро и зло, идеал и анти-идеал. И игрушка тоже может быть антиигрушкой. Игрушки-монстры, так любимые детьми, несут в себе поистине разрушительную силу. Они могут спровоцировать у детей психические расстройства, неврозы.

 

– И какую информацию несут детям современные игрушки?

 

– В детских магазинах в основном игрушки иностранного производства. Современные игрушки вводят ребенка в культуру других народов. «Перепрограммируют» русскую душу на свой лад. В начале XX века популярной игрушкой был русский воин-победитель. Сегодня в магазинах практически нет игрушек, которые бы развивали в наших детях патриотическое сознание.

 

Магазины завалены черепашками-ниндзя, трансформерами-роботами, Бэтменами. Эти герои вызывают у детей, к сожалению, только агрессивные фантазии. Они, увы, реализуют их в жизни по отношению к более слабым – животным или маленьким детям.

 

Казалось бы, что плохого несут в себе настольные игры? Кубики, мозаика, строительный конструктор. Развивают интеллект, сообразительность, приучают к терпению, тренируют мелкую моторику рук. Но взгляните на их названия: «Пираты», «Повелитель Вселенной», «Завоеватель». На что они ориентируют наших любимых деток?

 

На проявление гордыни и тщеславия. А сказку заменяет мир фэнтези с его героями – инопланетянами, чудовищами, монстрами.

 

Или игра «Конкурс красоты» –

инструкция для девочек, как подготовиться к участию в таком конкурсе. Игра учит, как получше выставить свое тело напоказ и как бороться с претендентками-соперницами. И мамы, к сожалению, покупают эти игры, по словам продавцов, весьма охотно. О чем думают эти мамы?

 

– Ну а куклы? Они во все времена были символом материнства, доброты, заботы.

 

– Сейчас и они вызывают много вопросов. Появилось новое явление – куклы для мальчиков. Любимец мальчишек – Бэтмен. Человек –

летучая мышь из американского мультфильма. Иногда он продается в паре со своим звероподобным врагом. Видимо, для того, чтобы ребенок смог организовать между ними драки-поединки.

 

Пользуется спросом американский супермен-киллер с набором разнообразного оружия – от ножа и пистолета до лазера. Кстати, недавно в одной из телепередач выступал молодой папа. Он рассказал, что хочет своего сына подготовить к высокооплачиваемой профессии киллера. С папой все ясно, а вот почему телевидение выпустило его в эфир – мне непонятно. Игрушка хорошо продается, хотя стоит довольно дорого. Ну и спросим себя: что будет, если по улицам наших городов забегают такие натренированные мальчики?

 

Кукла должна акцентировать внимание ребенка на чувствах заботы. Поэтому девочкам лучше не покупать Барби. Ведь Барби –

это псевдоидеальная модель женщины. Секс-символ общества потребления. Духовная подмена архетипа матери. Через Барби транслируется образ жизни – бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к этой кукле девочка чувствует себя, скорее, горничной, прислугой.

 

Это не то маленькое беззащитное существо, которое хочется нянчить, кормить, укладывать спать, лечить. То есть проявлять материнские чувства.

 

Это антикуклы. Они разрушают, а не созидают. Не покупайте их своим детям и оградите их от назойливой рекламы по телевидению.

 

– Кстати, сейчас в продаже много игрушек несуществующих зверюшек, которые сошли с экранов телевизоров. Почему наши дети их так любят?

 

– Самый показательный пример таких зверят – покемоны.

 

Несколько лет назад в Японии мультфильм о покемонах вызвал у 600 детей различные психические и соматические расстройства. Многие попали в больницу с симптомами падучей болезни. Мультфильм сняли с показа. Его немного переделали и продали в Россию. Куда смотрят наши телевизионные начальники? Или у них детей нет?

 

Откуда взялись эти мультяшные монстры? Есть известная психологическая методика – «несуществующее животное». Взрослому или ребенку предлагают нарисовать животное, которого нет на свете. Автор должен дать ему имя и рассказать, где оно живет, что любит делать, чем питается. По характеру рисунка и рассказу специалист может определить уровень способностей человека, характер отношений с окружающим миром.

 

Покемонов придумал, видимо, человек, знакомый с этой методикой. Судя по нарисованным персонажам, он сам чрезвычайно агрессивный и тревожный. Максимальная нелепость, неестественность, коварство и агрессивность –

вот что присуще всем покемонам. Именно эти качества они и воспитывают в наших детях.

 

– Получается, что современная игрушка утратила присущую ей ранее психотерапевтическую функцию?

 

– Да, игрушка всегда выполняла психотерапевтическую функцию. Помогала ребенку овладеть собственными желаниями, бороться со страхами. Страх темноты, например, можно победить с помощью деревянного меча. Это орудие преодоления страха. Иногда ребенок сам находит «игрушки», которые отвечают его часто неосознанным потребностям.

 

Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка, гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются малышом особыми свойствами, переживаниями и смыслами. Стоит задуматься, может быть, все же лучше камушек, чем трансформер?

 

Например, главное назначение мягкой игрушки – дарить малышу нежность. Как показывает практика, пушистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов и даже ночного энуреза.

 

Что нам сегодня предлагают в детских магазинах? Существа неизвестных видов и пород невообразимо кричащей окраски. Вот, например, огромная черная обезьяна свирепого вида. Если она попадет в спальню ребенка, то ночные страхи и невроз ему обеспечены.

 

– Какой же выход из этой ситуации?

 

– У нас есть хорошие и «умные» игрушки. В магазинах можно найти персонажей телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшу и Каркушу. Они учат малышей добру, справедливости. Учат не обманывать, не предавать.

 

Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков – столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних.

 

А вообще в эту отрасль нужно государственное вмешательство –

заслон на пути плохих игрушек и широкая дорога хорошим. Нам ведь нужны добрые, честные, хорошие дети, а не черные обезьяны.

NULL