Хочу простить

Когда на душе обида — жить с этим тяжело. Но и простить мы не торопимся. В наш жестокий век евангельская заповедь о всепрощении кажется невыполнимой. Поговорить об этом мы решили с отцом Романом (Тарабриным), пресвитером храма Пророка Илии в Черкизове.

— К сожалению, часто бывает, что христианские заповеди, которые у всех на слуху, истолковываются не совсем правильно. И поэтому выполнение их кажется непосильным.

Да, такое случается. К примеру, всем известно, что Спаситель сказал : «… кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Но, с другой стороны, мы помним великих воинов, причисленных к лику святых — Илью Муромца, Дмитрия Донского, Александра Невского. Вроде бы, согласно заповеди, воинам нужно было не защищать свою страну, а сдать ее противнику. Они же убивали врагов — и тем не мене прославлены. На первый взгляд, здесь есть противоречие.

Но это только на первый взгляд. Если внимательно читать Евангелие, то мы увидим, что Спаситель говорит о личной обиде. Если оскорбили лично вас, постарайтесь не ответить злом не зло, — подставьте другую щеку.

Когда же в опасности оказываются близкие люди, вера, Родина — здесь, конечно, необходимо встать на защиту.

Батюшка, а что означает заповедь — «Возлюби врага своего»? К врагам, покушающимся на веру и отчизну, она тоже относится?

Относится, конечно. Но она не означает, что мы должны врага встречать накрытым столом и ковровой дорожкой. Здесь имеется в виду, что мы даем отпор противнику, но в сердце своем не затаиваем злобы. И когда конфликт исчерпан, — не вынашиваем мстительных планов.

К врагам стоит относиться как к «заблудшим овцам». Ведь люди, творящие зло, не знают Бога. А значит в душе их мрак. Они сами страдают, хоть и не понимают этого. Им можно посочувствовать. А лучше — за врагов своих помолиться. Обратиться к Господу с просьбой вразумить их, наставить на путь истинный.

Возьмем, к примеру, такую ситуацию. Скажем, одинокого человека обокрали. И вор пойман. Но пострадавший не держит зла на обидчика. В суд решает не подавать. Вор остается безнаказанным. А вдруг он еще кого-нибудь обворует?

Вопрос закономерный. Думаю, в подобных ситуациях всегда надо взвешивать, — каковы будут для окружающих последствия моего нравственного выбора. Конечно, когда человек провел над собой определенную работу, сумел от всей души простить обидчика, — он не требует для него наказания. Он готов подставить другую щеку. Но готовы ли это сделать другие люди, которые оказываются в опасности, пока преступник остается на свободе?

К сожалению, в современном мире прощение не всегда означает — не наказание. Даже если потерпевший простил обидчика, преступника бывает необходимо изолировать, чтобы оградить общество от распространения зла.

Однако, это не означает, что не надо понуждать себя к прощению тех, кто нанес нам оскорбление или даже совершил против нас преступление.

А ведь зачастую мы считаем себя вправе обижаться. Думаем: обидчик — плохой, а я хороший. Почему я должен прощать? Вот пусть попросит прощения, — а я еще подумаю, простить или нет.

Среди нас безгрешных нет. Насколько виноват тот, кто нас оскорбил, — не нам судить. А вот то, что мы сами лелеем в себе обиду и не раскаиваемся в этом, означает, что в нас и гордыня живет и злопамятность. Мы сами грешны, если не хотим простить. Что о чужих грехах думать, — надо со своими бороться.

Придут к нам с извинениями или нет, — это не важно. Главное, чтобы мы с открытым сердцем в любой момент могли откликнуться на просьбу о прощении. Или даже смогли первыми сделать шаг к примирению. Вот об этом надо беспокоиться.

— Знаете, как в жизни бывает. Вот против нас кто-то совершил дурной поступок. Мы осуждаем этого человека, не торопимся простить. А через некоторое время оказываемся в таких обстоятельствах, когда незаметно для себя поступаем с кем-то другим так, как с нами когда-то поступили. Что это означает? Что мы не слишком хорошо себя знаем — на что мы способны в той или иной ситуации. А, может, мы не лучше обидчика.

Как мы прощаем должникам нашим, так и Господь нас будет прощать.

К сожалению, в наше время кроткого, умеющего прощать обиды человека часто принимают за бесхарактерного.

Давайте разберемся, что такое бесхарактерность. Это, прежде всего, слабая воля. Если человек подвержен порокам — например, не может удержаться от грубого слова, от лишней рюмочки, — вот тут можно говорить о бесхарактерности.

А кротость, умение прощать как раз свидетельствуют о том, что у человека воля сильная. Кроткий может удержаться не только от плохих поступков, но даже от плохих мыслей. У него получается не думать о других дурно. Разве это просто? Это результат огромной работы над собой.

Если кто-то не ответил грубостью на грубость, мы сразу думаем, что он не может за себя постоять, что он бесхарактерный. Вот если бы человек разозлился, нагрубил в ответ, не сдержался — вот это была бы бесхарактерность. А если резкое слово в твой адрес не вызывает в тебе ни злости, ни раздражения — это как раз говорит о сильном характере.

— Скажите, а как научиться прощать? Бывает, обидели тебя. На душе тяжело. Вроде и хочешь простить, — но не получается.

— Первым делом стоит постараться не вспоминать обстоятельства ссоры или конфликта. Что я ей сказала, а что она мне. А вот надо было б ей то сказать, да вот это. Эти мысли будто сами собой приходят в голову. Но усилием воли надо их отгонять.

Но главное — необходимо помнить, что на свете ни что не происходит без воли Божией. Все испытания, искушения, которые Господь нам посылает, нужны для того, чтобы мы могли измениться к лучшему. Все они нам на пользу. Вот кто-то оскорбил нас, причинил душевную боль, — и в сердце у нас уже буря и шквал. А мы казались себе такими кроткими и смиренными. Теперь мы себя узнали лучше. Понимаем, в каком еще направлении над собой поработать. А как работать? Как себя исправлять?

Господь не только посылает нам испытания, но и помогает их преодолеть. Мы можем молиться, — искренне просить Господа научить нас прощать.
Можем на исповедь придти, — покаяться в том, что взрастили в себе обиду, неприязнь, что осуждали кого-то, злопамятствовали. Можем причаститься Святых Христовых Тайн.

Кстати, очень важно не только удерживаться от злобы и мстительных намерений в отношении обидчика, но и начать делать ему добро.

Батюшка, а какие это могут быть добрые дела? Если люди в ссоре, им даже заговорить друг с другом трудно, не то, что начать в чем-то друг другу помогать.

Первым шагом может быть молитва о здравии и спасении человека, который вас обидел. Очень часто на исповеди люди говорят о том, что даже написать в записочке имя того, с кем находишься в ссоре, очень трудно. Но нужно переступить через себя.

Готовность к совершению добрых дел в отношении обидчика — это своего рода проверка, насколько вы его простили. Вот, к примеру, вы поссорились с каким-то дальним родственником. Не общаетесь, не видитесь. Время идет. Буря на душе поутихла. Вы обиду забыли. Но простили ли? Если родственнику понадобится ваша помощь, и вы готовы будете ему помочь — со спокойным сердцем, без желания над ним возвыситься своим благородным поступком — значит, действительно простили.

Отец Роман, скажите, что делать, если прощаешь-прощаешь человека, а он, как говориться, «садится на шею»?

Да, особенно с близкими людьми это нередко происходит — с теми, с кем в постоянном контакте находишься.

Например, в случае с детьми я считаю уместной обиду, но обиду понарошку, в педагогических целях. Можно так и сказать: «Все, я на тебя обиделся», — чтобы ребенок задумался о своем поведении. Это не значит, что я буду неделю на него дуться и ненавидеть. Как только ребенок начнет вести себя лучше, то и я изменю свое поведение.

Думаю, что и в отношении взрослых такая воспитательная мера применима. Что делать, если человек не понимает по-хорошему? Для его исправления, без злопамятства, ненависти и мстительности — можно на него немного «пообижаться».

Батюшка, скажите, почему супругам так трудно бывает друг друга простить? Ведь они самые близкие люди — единая плоть?

Жительство в семье представляет определенную нравственную ценность и приближает к Богу. Ведь, чтобы вместе жить, надо от чего-то отказываться — от каких-то своих желаний. Жертвовать отдыхом, своими силами. К примеру, супруг пришел с работы и хочет отдохнуть. Но вместо этого он идет с женой прогуляться по парку или играет с детьми. И эта жертва воспитывает его душу. Сказано ведь — друг друга тяжести носите и так исполните закон Христов.

Так вот, поскольку семейная жизнь угодна Господу, враг рода человеческого всячески старается семью разрушить. Отсюда часто возникают ссоры на пустом месте. Поругались, — а потом и сами не могут вспомнить из-за чего. А обида в душе живет.

Маленькие обиды, как маленькие трещинки, постепенно соединяются друг с другом и со временем образуют пропасть между супругами. Так постепенно людей подводят к тому, чтобы они свою семью разрушили.

Наверное, если супруги помнят о духовном смысле семейной жизни — им становится легче прощать друг друга. Да и ссор, наверное, становится меньше.

Да. Если супруги смотрят на свою семью через призму православия, то им гораздо проще сохранить в доме мир и покой.

Когда люди понимают, что они друг другу даны на всю жизнь, — какая бы долгая или короткая она ни была, — им легче быть более терпимыми друг к другу. В режиме постоянной вражды и обид жить очень трудно. А если расстаться нельзя, то супруги волей-неволей начинают приноравливаться друг к другу. Перестают обращать внимание на какие-то мелкие недостатки своих половинок.

Да, в наше время брак можно расторгнуть. И даже Церковь в некоторых случаях допускает повторное и даже третье венчание в жизни человека. Но об этой возможности лучше не думать, — если нет каких-то серьезных ситуаций вроде постоянных измен или рукоприкладства. Иначе при каждой ссоре будут возникать мысли о разводе, а не о том, как поскорее примириться.

Екатерина Ковалева