Женское благочестие

Женское благочестие

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен», — говорили древние. Похоже, сейчас за окном именно такое время, и женщина ощущает на себе все его «прелести» как никто другой. О том, как влияет это на женский характер, как вели себя в годы переломов и революций наши предшественницы, и что с тех пор изменилось, мы разговариваем с писателем Александром Поляковым. Он — автор книг о преображении человеческого духа, о поисках, сомнениях, обретении истины и восхождении к вере.

Александр Павлович, у писателя мужчины женские образы рождаются труднее мужских?

— Изображать женщин, несомненно, сложнее. Мужчины могут вернуться, покаянно переосмыслив свои действия. А женщины, мне кажется, всегда слишком далеко уходят и далеко заходят.

По-вашему, женщина и революция — вещи несовместимые?

— Революция — это насилие, кровь, разрушение основ бытия. В то время как у женщины созидательные задачи: любовь, сбережение семьи, воспитание ребенка. Почти все благородные девицы получили хорошее образование. Может, это и сыграло злую шутку: ведь знания без веры в Бога — взбесившийся конь, который несет к гибельной пропасти. А в университетах либеральные профессора подсовывали жаждущей новизны молодежи не труды святых отцов, а брошюры западных философов-материалистов: Лассаля, Луи Блана, Берви, Маркса.

К тому же наш знаменитый Петр Лавров (Миртов) выпустил нашумевшие «Исторические письма», где крепко зацепил девушек чувством вины: дескать, дорогие мои, все ваши жизненные удобства стали возможны благодаря тяжкому труду простых людей. Пора отдавать долги. И они кинулись в деревню, в народ пошли.

На первый взгляд, разве плохо, если в деревнях появились учителя, обучавшие крестьянских ребятишек грамоте, или фельдшерицы, умеющие лечить? Но обучение и врачевание для народоволок было десятым делом. Главное — пропаганда идей анархии и коллективизма, призывы к неповиновению, бунту.

И все же у них были благие порывы. Прагматичные современницы на такое не способны. Хотя нам тоже выпало «счастье» жить в эпоху перемен. Суть женщины поменялась?

— Да, горбачевская «перестройка-пересортица» тоже в какой-то мере революция и сравнить прежние революционные настроения с нынешними весьма любопытно. Октябрьский переворот 1917-го в корне изменил русскую жизнь, и женщина не осталась в стороне. Раньше она воспитывала детей в духе веры в Бога, приводила их в храм, учила молитвам и смирению. Репрессивная большевистская машина, основанная на отрицании Христа, все перемолола.

Правильно писал в дневнике Лев Тихомиров: «Участь общества христианского, но отрекшегося от Христа, — вечное беспокойство, вечная революция». И сегодня мы видим, как революционным надломом исковеркана душа многих наших современниц. Правда, все помельчало, теперь уже не кладут жизни во имя идеи, а суетливо, скучно изводят себя ради карьеры, денег, загородного дома, престижной машины, всяческих удовольствий. Самое же печальное, что, несмотря на обилие развлечений, все как-то тотально несчастны.

Почему?

— Не знаю. Почитайте книжки наших раскрученных, коммерциализированных дам-литераторш, посмотрите сериалы — везде измены, подлость, алчность, бесконечные драмы. И никакой женской радости. Вероятно, потому, что любой переизбыток материального, чувственного всегда обращается в свою противоположность.

Сказано же: душа человека по природе христианка. Особенно женская душа — нежная, трепетная, сострадательная, устроенная тоньше и сложнее мужской. Ведь если главный герой «Великанов сумрака» сумел преобразиться и из борца с самодержавием после череды потрясений сделался государственником, православным контрреволюционером, то Соня Перовская, другие девушки из «Народной Воли» оторваться от революции, от греховного нигилизма не смогли.

И всю женскую силу, завещанный от Бога животворящий дар пестовать детей, заботиться о доме, быть советчицей мужу, пагубно извратив, посвятили разврату, святотатству. Вот и сегодняшняя женщина опять попала в безжалостные жернова зыбких революционных перемен.

Больнее всего перестройка ударила по женщине, правда?

— Несомненно. Женщина в советском обществе занимала достойное место. Многие удачно строили карьеру, занимались интересной работой, растили детей, не думая о том, что завтра их нечем будет кормить, не на что учить. Ведь и уборщица-техничка на свои 60 рублей могла поднять ребенка, а если тот с головой, то практически любые вузы для него были открыты. А поступил — значит, считай, жизнь удалась.

Но в одночасье все рухнуло, вздыбилось. Устои рушились, семьи разваливались.

Женщина заметалась. Ей нужно было спасать домашних. И вот недавние интеллектуалки-филологини, кандидаты разных наук подхватили огромные клетчатые сумки-мешки и стали «челночницами». Сколько унижения ради хлеба насущного.

Зато революционные ветры раскрепощают, просвещают женщину, расширяют ее кругозор. Разве нет?

— Лукавая эта штука — свобода. Именно на нее, как на лакомую приманку, подлавливают людей. Давно пора понять: свободы нет в нашем, мирском понимании. Есть только Божия свобода — от греха, соблазнов и несовершенств человека.

В XXI веке это звучит не очень современно! Вам, наверное, малосимпатичны нынешние девушки, которых так и тянет «оторваться»?

— В любые времена есть интересные, красивые, глубокие натуры и особы поверхностные, озабоченные исключительно своим корыстолюбием. Сейчас это разделение усилилось. В прессе, на телевидении, в кино и книгах превозносится образ этакой успешной бизнес-леди, независимой и энергичной. Эти женщины ходят в особые клубы, непонятно с какого пирога именующиеся элитными.

Я против такого подхода к жизни. Протестую и когда юные девушки из кожи вон лезут, чтобы стать фотомоделями, полагая, что это и есть предел мечтаний. Может, я уже стар, но в мою пору продвинутым парням нравились девушки, с которыми можно было не только потанцевать, но и душевно поговорить, стихи почитать.

По моим наблюдениям, современная женщина, получив давно чаемую материальную независимость, к сожалению, утратила свои сущностные черты: мягкость, терпение, добросердечие, мудрость и даже материнское начало. Стала вульгарнее, грубее, заметно упростила, обеднила себя. Пошла против своей природы. Самой себя.

С кого же тогда девочкам-подросткам брать сегодня пример?

— Я очень люблю старинную «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Феврония для меня — богатая и яркая личность Святой Руси, своей жизнью отразившая ее духовные ценности. Великая женщина, великая любовь, великий союз — прежде всего, духовный — двух сердец. Разве это не пример для подражания?

Конечно, мы — люди мирские, грешные, но хотя бы попытаться, хотя бы подумать об уровне этих отношений, приблизиться в помышлениях. Или пример из Пушкина — Татьяна Ларина. В ее словах: «по сердцу я нашла бы друга, была бы верная супруга и добродетельная мать…» — смысл женской красоты, души и жизни. Какие бы перестройки и революции не пытались все это разрушить.

Татьяна Лазаревская