Жидкие конфеты

Американские ученые недавно установили: чтобы поддерживать вес в норме, важно следить не столько за калорийностью еды, сколько за составом напитков. Так ли это? Что думают об этом российские врачи?

Отвечает врач-терапевт столичного центра эстетической и восстановительной медицины «Эмеральд» Ирина Александровна Мусарова.

 

– Следить за калорийностью напитков действительно важнее, чем за калорийностью блюд?

– Людям, которые хотят оставаться стройными или пытаются контролировать свой вес, важно следить за составом и напитков, и еды. Если энергии в ваш организм поступает больше, чем вы расходуете, вы будете полнеть. И не важно, пришли эти калории из булочки или из лимонада.

Другое дело, что большинство из нас редко обращает внимание на энергетическую ценность напитков. Почему-то принято считать, что это не еда и что калорий от питья не прибавится. Поэтому мы эти калории попросту не учитываем.

А это неправильно. Некалорийна только вода. Все остальные напитки имеют энергетическую ценность. В некоторых случаях она действительно невелика – как, например, у чая или черного кофе.

Но ведь есть напитки очень калорийные. Врачи даже называют их жидкими конфетами или тортиками в бутылке. В одной двухсотграммовой баночке такого питья может содержаться до 10 ложек сахара. Неудивительно, что, часто употребляя такие жидкие сладости, можно заметно поправиться всего за несколько месяцев.

– Говоря о «жидких конфетах», вы имеете в виду колу?

– Не только. Кола – просто самый известный калорийный напиток. Cуществуют и другие жидкие враги фигуры. Это почти все лимонады.

Плохую службу могут сослужить и модные сейчас энергетики. Они придают нам сил в том числе потому, что содержат много углеводов. То есть сахара. И если вы употребляете такие напитки, чтобы на час дольше поработать за компьютером, риск набрать лишние кило растет.

Не уменьшается он и при встрече с подружкой в кофейне. Я говорила, что кофе малокалориен. Но это при условии, что в него не добавляли ни сахара, ни молока. А в кафе сейчас подают кофе и со взбитыми сливками, и с мороженым, и с тертым шоколадом сверху. Некоторые из таких «чашечек» свободно тянут на 400–500 килокалорий. А это почти обед. При этом наивно полагать, что чашкой кофе можно наесться. Это перекус, баловство, которое мало кто воспринимает всерьез.

Не менее опасны и всевозможные молочные коктейли. А вот с сокосодержащими напитками дела обстоят непросто. В них сахара может быть очень много, а может и не быть совсем. Читайте этикетку.

Это, кстати, универсальный совет. Как и то, что во всем нужно знать меру и не пить ни сок, ни сладкий кофе стакан за стаканом. А от пересахаренных газировок лучше и вовсе отказаться. Они наносят вред не только фигуре, но и здоровью. Известно, что «жидкие конфеты» могут провоцировать развитие сахарного диабета и не лучшим образом влияют на сердце и сосуды.

– Вред для фигуры – все же абстрактное понятие. Есть ли данные, насколько поправляется человек, постоянно употребляющий калорийные напитки? Скажем, за год.

– Да, такие данные есть. Получены они в США, где уровень потребления сладких напитков очень высок. Установлено, что 63% взрослых людей там пьют колу и другие сладкие газировки ежедневно. При этом они, сами того не замечая, каждый день набирают примерно 300 лишних килокалорий. За год при современном сидячем образе жизни это приведет к прибавлению в среднем двух килограммов.

На первый взгляд, это не кажется страшным: подумаешь, какие-то два кило. Но наша жизнь не ограничивается годом. А за десять лет потребления сладких напитков мы наберем –

простая арифметика – аж 20 лишних килограммов! И это уже очень серьезная цифра. Представьте себе стройную двадцатипятилетнюю девушку, которая к 35–40 годам будет иметь ожирение, а к 45–50 – и все сопутствующие ему проблемы. А все лишь потому, что каждый день позволяла себе выпить колы.

– Получается, ожирение напрямую связано с потреблением сладких напитков?

– Это, безусловно, так. Нынешнюю эпидемию ожирения большинство ученых всего мира единогласно ассоциируют с ростом популярности «жидких конфет». За последние десятилетия потребление колы и других газировок очень сильно выросло. И пропорционально этому увеличился процент людей с лишним весом. Конечно, свою лепту в это внесли и большая доступность пищи, и увеличивающаяся калорийность продуктов, и снижение физической активности. Но роль напитков здесь все же очень и очень велика. Как в ожирении взрослых, так и детей.

Вот, например, подсчитано, что за год американский мальчик 12–19 лет выпивает около 870 банок сладких напитков. Девочка того же возраста – поменьше, около 650 банок. То есть примерно по 2–3 банки в день. В каждой из них чуть больше 20 граммов сахара. Норма потребления для ребенка – 40 граммов. Две банки ее полностью покрывают. А ведь дети еще едят сладости и кладут сахар в блюда. Как же им не набирать вес?!

Именно поэтому я советую родителям как можно позже знакомить своих деток с колами и спрайтами. И уж точно не приучать ребенка к сладким напиткам, покупая их каждый день.

Да и самим взрослым лучше ограничить свое желание выпить сладенькой газировки. Доказанный факт: люди, сумевшие отказаться от ежедневной колы, каждый месяц худеют примерно на килограмм. Их рацион при этом больше никак не меняется.

– Сейчас многие женщины занимаются фитнесом, стараются больше двигаться. Им жидкие калории, наверное, не так вредят? Дамы же их расходуют…

– Даже активным женщинам не стоит злоупотреблять сладкими напитками. Чтобы потратить 300 килокалорий, нужно как минимум час в ускоренном темпе ходить по беговой дорожке. Зачем расходовать это время на борьбу с жидкими калориями, если его можно посвятить укреплению мышц или развитию гибкости – да какой угодно другой полезной активности?

И к тому же сладкие газировки и пересахаренный кофе вредны для фигуры и здоровья не только из-за высокой калорийности.

– В чем еще проблема?

– Мало того, что сладкие напитки приносят в организм сотни лишних калорий. Они еще стимулируют аппетит, заставляя нас съедать больше, чем требуется. И в этом смысле «жидкие конфеты» зачастую бывают опаснее твердых калорийных продуктов. Дело в том, что напитки действуют на аппетит комплексно.

На наше желание поесть влияет много факторов. Основные из них – уровень сахара в крови и степень заполненности желудка. Если последний пуст, а уровень глюкозы понизился, мы чувствуем голод. Если желудок полон и сахар крови на нормальном уровне – мы сыты.

Сладкие напитки вызывают скачок уровня сахара в крови. Сначала он резко поднимается, а затем так же быстро идет вниз. Мы чувствуем слабость и снова хотим перекусить.

Примерно так действуют и сладкие продукты – конфеты, печенье, пирожные. Но у напитков есть одно коварное свойство. Попадая в желудок, они почти мгновенно усваиваются. Например, цельное яблоко переваривается примерно 17 минут. Яблочный сок – всего полторы минуты. То есть в 10 раз быстрее. Не задерживаются в желудке и кола, энергетики или сладкий кофе. А чем быстрее переваривается сладкий продукт, тем резче подъем уровня сахара. И тем сильнее потом желание поесть.

К тому же, моментально покидая желудок, сладкие напитки тянут за собой и остальную пищу. Именно поэтому плохо запивать обед колой или сладким компотом. В этом случае съеденные макароны или мясо быстрее обычного попадут из желудка в кишечник. При этом часть белков, жиров и углеводов не успеет как следует перевариться. Результат – изменение микрофлоры кишечника, метеоризм, расстройство или недостаток в организме полезных веществ. Но что еще немаловажно для худеющего или просто следящего за весом человека, такое быстрое опустошение желудка приводит к скорому возврату голода. И человек садится покушать опять, набирая при этом ненужные калории.

Стоит обратить внимание и еще на один нюанс: сладкие напитки не утоляют жажду. Наоборот, они имеют послевкусие, которое заставляет человека пить снова и снова. А значит, набирать уже не 300, а 500 или 700 лишних килокалорий.

Наталия ФУРСОВА

Статистика

За последние годы увеличилось не только потребление сладких напитков, но даже их порции в кафе или фаст-фуд ресторанах. Результат печален – растущее число людей с ожирением.

Одна порция воды:

1950 г. – 225 мл.

1965 г. – 340 мл.

1980 г. – 560 мл.

1995 г. – 1100 мл.

2008 г. – 1500 мл.