Живая рыба плывет против течения

Живая рыба плывет против течения

Целомудрие, стыдливость. Нечасто сегодня услышишь эти слова. Какую роль они играют в жизни современной женщины? Сегодня об этом размышляет православный психолог, педагог Московской педагогической академии Ольга Сергеевна Соловьева.

— Почему именно тему целомудрия вы сегодня считаете наиболее важной?

— Потому что суть этой добродетели сегодня сильно искажена. Что современный человек понимает под целомудренностью? Как правило, только воздержание от интимных отношений. На самом деле целомудрие — всеобъемлющее понятие. Оно определяет и состояние ума, и чувства, и волю.

Целомудрие — целостная мудрость. Это образ мыслей, который не позволяет человеку, как писал святитель Петр Дамаскин, «уклоняться в невоздержанность или в окаменение, но хранящий собираемое мудростью доброе и отвергающий все худое…» У того, кто не пренебрегает целомудрием, совершенно особое состояние ума: он может точно отличить доброе от злого, правдивое от ложного.

Правильный образ мыслей рождает чистоту души. Целомудренный человек чувствует на более глубоком уровне. Способен на высокие чувства. Воля его сильна, так как благоразумие и душевная чистота требуют постоянно противостоять порывам собственных страстей и соблазнам окружающего мира.

Что же касается телесной чистоты, то целомудренный человек не обязательно должен быть девственным, а девственный далеко не всегда бывает целомудренным. Например, живя в браке, освященном Богом, и оставаясь верными друг другу, люди являются целомудренными. А храня девство телесное без чистоты души и помыслов, стяжать добродетель целомудрия невозможно.

— Работа над собой — дело не легкое. Подозреваю, что духовный рост и самосовершенствование могут показаться сегодня слабыми стимулами для такого тяжелого труда.

— Я не зря сказала, что значение целомудрия в жизни современного человека преуменьшено. Быть целомудренным сегодня считается не просто ненужным, но и немодным. И даже вредным для здоровья. А ведь эта добродетель, можно сказать, открывает ворота к раю земному.

Каждый человек хочет быть счастливым. Но далеко не каждый правильно понимает, что такое счастье. А счастье не зависит от того, сколько денег у тебя на счету или сколько людей у тебя в подчинении. В конце жизни никто не сожалеет о том, что не заработал лишнюю тысячу долларов или не разорил еще одного конкурента.

Люди сокрушаются совсем о другом. О том, например, что мало проводили времени со своими престарелыми родителями. Или о том, что из-за постоянной спешки и неправильно расставленных приоритетов не родили детей.

На самом деле счастье человека зависит только от того, какая у него семья. Крепкая, дружная семья, где мама с папой любят друг друга, где все друг за друга горой, где у родителей с детьми настоящий, глубокий, теплый контакт, и где все здоровы — вот это настоящее счастье!

А для того, чтобы создать счастливую семью, целомудрием никак нельзя пренебрегать. Целомудрие — это ясный, острый ум. Значит, и достаток в семье от него зависит. Целомудрие — это способность к глубокому чувству. А значит, настоящая любовь в семье. Целомудрие — это чистота телесная и духовная. А значит — это здоровые дети.

Семьи, созданные целомудренными людьми, отличаются тем, что не знают проблем с продолжением рода. Бесплодие, серьезные детские патологии обходят их семьи стороной. Я сейчас много работаю с беременными и убеждаюсь в этом ежедневно.

— Я правильно поняла, что в идеале и мужчина и женщина должны оставаться невинными до самого венчания? В отношении женщины такое требование известно, хотя и считается сегодня устаревшим. Оказывается, и мужчин это касается.

— В той же степени, что и женщин. Все заповеди даны человеку не просто так. В каждой заключен глубокий смысл.

Почему нужно хранить чистоту телесную до самого венчания? Когда человек соединяется с другим человеком телесно, то у людей образуется связь и на уровне духовного естества. Но только на духовном уровне они воссоединяются… навсегда. Вот, скажем, мужчина до брака не считал нужным ограничивать себя в общении с противоположным полом. К тому времени, когда он решает жениться, у него уже обширный донжуанский список. Чем грозит семье его холостяцкое прошлое?

Поскольку с каждой из своих женщин этот мужчина остается навсегда связан, то все, что происходит с ними, на нем отражается. Болеют они, страдают — у него отнимаются здоровье и силы. И то же самое будет происходить с его женой, когда он вступит в брак. Поскольку через него она тоже будет с этими женщинами связана. Повлияет этот шлейф проблем и на их будущих детей.

Но в православии, как известно, нет тупиковых ситуаций. Если человек осознал, что вел себя неправильно, если решил исправить свои ошибки, глубокое, искренне покаяние всегда может помочь изменить положение. Если будущий супруг перед венчанием от сердца покаялся на исповеди и твердо решил измениться, то ошибки его уже не будут иметь последствий. Грехи ему отпускаются. И в брак этот человек вступает без негативного приданого.

— А что же делать, если любовь между людьми прошла? Если им больше не хочется быть рядом друг с другом?

— Задам вам встречный вопрос: «А что такое любовь? Головокружительные эмоции, эйфория, сильное физическое притяжение?» Сегодня, как правило, понимают любовь именно так. На самом же деле это всего лишь влюбленность. Химия довольно быстро проходит и людям действительно кажется, что их больше уже ничто не связывает.

Но химия и любовь — разные вещи. Изменение понимания любви произошло не само собой — это был политический ход. После революции 1917 года на заседании совнаркома обсуждалось, какой должна быть советская семья. Было принято предложение Ленина. Смысл такой: отныне семья — это свободный гражданский союз, заключенный по любви.

Раньше люди понимали, что любовь нужно стяжать трудом — то есть любовь в семье достигается громадными внутренними и внешними усилиями супругов. Кроме того, находясь в союзе, освященном Богом, люди сознавали, что они вместе навсегда. Поэтому они работали над своими отношениями — становились более терпимыми, чуткими. Они перерастали влюбленность и приходили к любви.

Теперь же взращивать в семье глубокое чувство любви стало необязательным. Прошла влюбленность — к чему трудиться над собой? Не проще ли расторгнуть этот союз?

Изменение понимания любви сильно подорвало целомудрие. Как только человеку дали индульгенцию на то, чтобы получать удовольствия якобы без труда, он довольно быстро попался на эту удочку.

— А как же воспитывать в себе целомудрие?

— Святые отцы среди условий, необходимых для воспитания в себе целомудрия, называют воздержание, смирение, послушание, безмолвие, уединение, труд, пост, горячую молитву, Таинства исповеди и причастия. А среди причин падения чаще всего упоминаются чревоугодие, долгий сон, праздность, леность, невоздержанность зрения, слуха, осязания. Во вред целомудрию также самомнение, гордость, высокоумие, осуждение, празднословие, тщеславие.

Одним из главных охранительных механизмов целомудрия является чувство стыда. Стыд — это реакция на грех. «Когда грех лишь зарождается, то он производит некоторый стыд», — говорит святой Максим Исповедник. Чувство стыда иногда прежде мысли останавливает нас, предупреждая об опасности греха.

В каждом ребенке присутствует здоровая детская стыдливость. Со стороны родителей важно не разрушать, а, напротив, укреплять ее. Она поможет в нравственном становлении личности и в сохранении целомудрия.

— Вы сейчас затронули проблему воспитания детей. Быть целомудренным в наше время означает идти против общества и лишать себя многих удовольствий. Взрослому-то это трудно, а каково ребенку?

— Как сказал Митрополит Филарет Дроздов, «мертвая рыба плывет по течению, а живая рыба — против течения». Дать ребенку силу противопоставлять истину той лжи, которая царит в нашем обществе, может только вера. Вернее, воспитание в вере.

Вот, к примеру, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Давайте вспомним образ Маши Мироновой. Маша — глубоко целомудренный, чистый, кроткий человек. Она сирота, провинциалка. Будущее ее неопределенно. И вот появляется богатый наследник Петр Гринев и влюбляется в нее. Маша Миронова отвечает ему взаимностью. Гринев предлагает Маше обвенчаться, но обвенчаться тайно, потому что отец Петра не даст ему благословение на такой неравный брак. И что же Маша? Она, горячо любя, отказывает ему! Говорит: «Без благословения не могу».

Если говорить современным языком, то практически сын олигарха предлагает девушке из провинциального городка, не имеющей ни приданого, ни будущего, тайно выйти за него замуж. И вдруг она отказывается! Для современного человека это — нонсенс!

Но благодаря глубочайшему целомудрию Маша видит истину и понимает, что в таком браке не будет счастья.

Дальше Петр Гринев попадает в переплет к Пугачеву, оказывается в опале у Екатерины. И Маша Миронова, узнав, что ее любимый человек в беде, едет не куда-нибудь, а в столицу, и не к кому-нибудь, а к самой императрице, просить за Гринева. Это все равно, что не имея ни связей, ни знакомств, не ориентируясь в совершенно незнакомом огромном городе, вознамериться добиться встречи с Президентом.

— Для молоденькой девушки это поступок, для которого и самоотверженность нужна и сила духа!

— Конечно. И вот Маша в столице. И здесь с ней происходят совершенно удивительные вещи. Маша в парке присаживается отдохнуть на скамеечку рядом с незнакомой женщиной. У них завязывается беседа, и Маша рассказывает незнакомке о своей беде.

Сначала собеседница настроена решительно. Она говорит: «Ты даже не смей за Петра Гринева просить у императрицы, он — предатель». Но Маше удается убедить даму в том, что Гринев попал в эту переделку случайно, пытаясь спасти ее честь. В итоге незнакомка обещает Маше протекцию у императрицы, с которой она якобы знакома.

Короче говоря, женщина, с которой случайно познакомилась Маша, и была сама императрица. Трогательная чистота и искренность девушки не оставили ее равнодушной, и Петр Гринев был освобожден. Мало того — императрица дает Маше и Петру свое благословение на брак, которого отец Гринева не может ослушаться. В результате Маша Миронова получает все, о чем даже не смела и мечтать. Получает праведным, честным путем.

Что дает ей силы соблюдать нравственные законы, когда из-за этого ей приходится отказываться от самого сокровенного? И почему обстоятельства складываются для нее таким чудесным и благоприятным образом? Потому что, если человек идет праведным путем, он всегда может надеяться на поддержку свыше.

Екатерина Ковалева