Аэробика в коляске

Дефицит кислорода во время беременности в будущем грозит ребенку нарушением работы опорно-двигательной системы и даже инвалидностью.

О том, как помочь детишкам избежать этой участи, рассказывает детский невропатолог, заведующая амбулаторно-поликлиническим отделением Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья МЗ РФ Анастасия Николаевна КОЛОМЕНСКАЯ.

У младенцев, перенесших гипоксию мозга, впоследствии может сформироваться детский церебральный паралич. Чаще всего этот недуг поражает недоношенных детей, родившихся с весом менее 1,5 кг. Таким малышам требуется особый уход со стороны родителей, пристальное внимание педиатров и врачей-специалистов. Инвалидность можно предотвратить с помощью специальных занятий. Ребенок рождается с набором определенных рефлексов, которые подготавливают его к последующей жизни. У малышей с неврологическими нарушениями они иногда плохо выражены или совсем не проявляются, и тогда их обязательно надо развивать. В два месяца малыш уже должен держать головку.

Чтобы ему помочь, надо держать ребенка на руках не лицом к себе, а спиной. Спинка и головка младенца должны опираться на грудную клетку взрослого, который одной рукой обхватывает его тельце, а другой поддерживает под бедрами. В этом положении малыш может крутить головой в разные стороны, что дает ему возможность и для развития, и для ориентации в пространстве. Если он устал и головка склонилась вперед, можно расположить его полулежа на руках. Для укрепления мышц шеи и плечевого пояса уже с недельного возраста ребенку полезно лежать на животе.

По прошествии месяца перед его лицом можно вертикально ставить зеркало. Любопытство заставит его все время поднимать головку и напрягать слабые мышцы. Чтобы малышу было удобнее лежать, положите ему под грудь валик из сложенного байкового одеяла. С такой поддержкой он сможет двигать руками и ногами. Если у ребенка с рождения нет рефлекса ползания, то его следует стимулировать. Положите малыша животом на стол, подогните его колени и локти и перемещайте его, переставляя друг за другом руки и ноги. Можно поместить его на слегка наклонную плоскость, головкой вниз, чтобы он сдвигался под действием собственной тяжести, и помогать, двигая его ножки и ручки.

Когда малыш лежит на животе, его головка должна быть повернута набок, чтобы он мог дышать. Этот защитный рефлекс служит предпосылкой для поворота туловища. Если он не развит, ребенок не сможет вовремя переворачиваться со спинки на живот и наоборот. Другая форма защитного рефлекса – рефлекса объятия – проявляется у детишек от испуга: они вначале как бы целиком раскрываются, а потом обхватывают себя руками и немножко пригибают голову. Те дети, у которых его нет, в дальнейшем особенно подвержены травмам, так как у них нарушено взаимодействие между зрением и движением, слухом и координацией. Этот рефлекс требует зрелости определенных структур мозга.

Ему учат, раздражая слух ребенка хлопками или резким стуком, мигая перед глазами фонариком или используя колокольчик, заставляющий работать и слух, и зрение. После чего ручки малыша несколько раз разводят в стороны и обхватывают ими его грудь. Чувство равновесия и правильная координация должны помочь ребенку защитить себя от неожиданностей. Координацию малыш тренирует, сидя на руках у взрослых спинкой к их груди.

Он вертит головой, и эти движения согласуются со зрением и слухом. Чувство равновесия хорошо развивают занятия на большом мяче диаметром 55-65 см. Положив на него животом ребенка и придерживая его за спинку, качают вперед-назад, вправо-влево, по кругу. Затем поочередно на одном и другом боку. Обычный пляжный мяч подойдет детишкам до 3 месяцев, а после придется купить специальный из латекса. Он пригодится ребенку и для забав, а когда тот подрастет, с успехом заменит ему стул. Сидеть на большом мяче очень удобно: позвоночник при этом сохраняет прямое положение и меньше устает.

Мягкий, не туго надутый мяч из латекса можно использовать для грудничков в качестве батута, на котором развивается опорный рефлекс. Ребенок, поддерживаемый под мышками, с удовольствием подпрыгивает на мяче, опираясь на него ножками. Эти упражнения помогают регулировать и мышечный тонус. Для развития зрелости тазобедренных суставов ребенка можно сажать на мяч, широко раздвинув его ножки и сложив их по-турецки. Прижав малыша к себе спинкой и обхватив его бедра ладонями, сначала надо похлопать стопами друг о друга.

После этого, усадив по-турецки, подержать его в руках и покачать на груди. Потом, не выпуская из рук, чуть присадить на мяч или на стол, покачать его вперед-назад, сбоку на бок, по кругу. Эта поза похожа на позу эмбриона, и дети в ней полностью расслабляются. Особенно она полезна ребятишкам с повышенной возбудимостью, с высоким мышечным тонусом. В течение дня можно проделывать это упражнение по несколько раз, пока малышу не надоест. Возможности пальчиков – их ловкость, беглость движений, способность удерживать предметы, манипулировать ими – это наружные показатели работы головного мозга. Хорошо развитая кисть малыша говорит о способности к мышлению и будущем интеллекте. На первом году жизни мышцы рук у детей обычно мало работают.

При детском церебральном параличе они поражаются чаще всего, поэтому, начиная с десятидневного возраста, их обязательно надо тренировать. В качестве мини-тренажеров для рук используются мохнатые шарики из латекса, похожие на помпон. Они продаются в зоомагазинах как игрушки для котят. Детишкам до 3 месяцев в ладошки вкладываются маленькие шарики, диаметром 3-4 см. Их ворсинки надо пропустить между всеми пальцами. Когда ребенок засыпает, сжимая такие игрушки, его руки сохраняют правильную форму.

Более старшим детям понадобятся шарики с длинным ворсом – около 10 см в диаметре. В зоомагазинах можно купить и мячики с толстыми пупырышками для массажа ладошек и стоп. Держа руки ребенка в своих руках, надо зажать мячик между его ладошками и покрутить. Потом так же покрутите мячик между стопами ног, покатайте его руками по ладоням и подошвам. Пальцам рук и ног необходим массаж, одновременно с которым их можно сосчитать.

Большим пальцем руки с нажимом проведите от основания ладошки или середины стопы до кончика каждого пальчика малыша, начиная с мизинца. Для рук очень полезны повороты кисти. Одной рукой придерживая плечо и локоть ребенка, в другую возьмите его руку, как при рукопожатии. Ладошка поворачивается вверх – "суп налью" и вниз – "суп пролью". У младенца кулачки должны быть сжаты, но если большой палец зажат в кулаке – это признак незрелости ребенка. С самого начала ему надо правильно вкладывать предметы в руку, чтобы большой палец обхватывал их и располагался напротив остальных четырех. В этом случае ребенку надо как можно чаще пожимать руку "по-мужски".

Расправив ладошку малыша, расположите его большой палец между своими большим и указательным. В течение дня пусть все члены семьи приветливо здороваются с ним таким образом за обе ручки. Для того чтобы мышцы рук хорошо работали, с ребенком надо регулярно "причесываться". Ручки малыша нужно по очереди поднимать вверх и плавно двигать ими вдоль головы вперед и назад. При этом работают все мышцы плечевого пояса, ладошек и пальцев.

Упражнения по развитию координации и мышц кисти объединяет "аэробика". Ребенка надо положить на спину, вложить ему в кулачок свой палец, чтобы он его обхватил. Если это правая рука малыша, то одновременно надо взять его за левую лодыжку и чуть-чуть вытянуть его по диагонали за ручку и ножку. Затем начинаются сгибательные движения: сначала ладошкой дотрагиваемся до колена, опять вытягиваем и достаем до колена локтем, потом ладонью до носочка, при этом нога и рука должны быть прямыми. То же повторяется с правой рукой и левой ногой.

Все это надо делать очень аккуратно, не применяя силы. Начиная с одного раза ежедневно увеличивайте нагрузки до тех пор, пока это доставляет малышу удовольствие. Во время занятий, как и при любом общении с ребенком, взрослые должны с ним как можно больше разговаривать и объяснять вслух все свои действия. Тогда одновременно будет совершенствоваться и умственное развитие малыша. Речь должна быть отчетливой, чтобы малыш ее понимал, слова надо произносить правильно, с правильными ударениями и пунктуацией. Он должен видеть выражение маминого лица и мимику, которая сопровождает рассказ.

Малыш, как зеркало, повторяет за мамой все движения лица и учится понимать интонации, причем не только радостные, но и грустные. Дети очень музыкальны от природы, поэтому хорошо, если весь день их сопровождает музыка. В наборе "Хэппи беби", состоящем из восьми и двенадцати магнитофонных пленок, есть музыкальные композиции на все случаи жизни. Например, хорошее настроение ребенку при пробуждении способны создать звуки природы: пение птиц, шум ветра, шелест волн. Для каждой формы занятий надо подобрать мелодию, чтобы она настраивала малыша на конкретные упражнения. Все дети, а особенно с отклонениями в развитии, лучше воспринимают то или иное действие, зная заранее, что им сейчас предстоит делать. Тогда они не испытывают страха перед неизвестностью.

Предваряя и сопровождая занятия, музыка влияет на эмоциональное развитие ребенка, помогает выработать у него чувство ритма. Упражнения надо проводить ежедневно, не обязательно по порядку и все сразу, но регулярно. Для профилактики инвалидности у детей группы риска используются также различные приспособления и тренажеры. Их можно купить в специализированных магазинах.

Зинаида УМНОВА