Семья плюс карьера

Семья плюс карьера

Современная женщина нередко вынуждена решать — рожать ей либо сосредоточиться на карьере. Но не надуманно ли такое противопоставление? За ответом мы обратились к священнику московского храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском Алексею Яковлеву.

— Батюшка, сколько детей желательно иметь в семье? Какая позиция должна быть у современной женщины?

— Сколько в их семье должно быть детей — решают только сами супруги. Священник может напомнить, что дети — самая большая радость, которая есть у человека здесь на земле. На протяжении всей истории человечества ребенок воспринимался как самый щедрый дар от Бога.

Со времен Ветхого Завета считалось, что если у взрослого человека нет детей, значит он совершил какой-то страшный грех. За что Господь его таким счастьем и не награждает.

Сейчас ученые бьют тревогу: 100 российских женщин в среднем рожают 130 детей, а даже только для простого воспроизводства нужно 230. Если ничего не изменится, то с каждым последующим поколением это будет приводить к уменьшению численности населения почти в два раза. Чтобы не прервалась эстафета жизни, в семье должно быть не менее трех детей.

Да, растить их — нелегкий труд, но и каждый последующий ребенок добавляет красок в палитру жизни родителей. Дает больше поводов для мысли, рассуждений, работы над собой. Чем больше семья, тем спокойнее могут себя чувствовать родители. Потому что дети о них, когда придет такая нужда, позаботятся. Они не останутся никому не нужными. Помните песенку, которую поет голосом Джихарханяна герой мультфильма «Остров сокровищ»: «Лучше быть одноногим, чем быть одиноким, когда скучно и грустно и некому руку подать»?

— Но сегодня по отношению к многодетным семьям можно нередко услышать пренебрежительное: «Плодят нищету». Не милосерднее ли к собственным ребятишкам родить одного, двух, но дать им достойное образование, воспитание, хороший старт в жизни?

— Самое главное, что дают родители детям, — это не деньги. А те принципы, которыми человек руководствуется в жизни. Когда у ребенка есть братья и сестры, то его, конечно же, не балуют так, как если бы он был один. Он с детства учится решать какие-то важные задачи, приучается к ответственности за других, проходит определенную школу трудолюбия, умеет дружить и жертвовать чем-то ради близких.

Такой ребенок, получивший правильные жизненные установки, и учиться будет хорошо, и по служебной лестнице непременно потом станет продвигаться успешно.

А вот другой сценарий. Вы на все готовы ради единственного чада. Изо всех сил стараетесь, чтобы он получил лучшее образование, а ему на это плевать. Он бездельничает, прогуливает занятия, балуется наркотиками. И никакими способами заставить ребенка учиться невозможно, поскольку это — его выбор. Так можно получить законченного эгоиста, который станет ужасом для родителей. И в чем тогда смысл жизни?

Да и немилосердно оставлять своего ребенка одного. Родители рано или поздно уходят. Деньги имеют особенность заканчиваться. А вот человеческие отношения сохраняются, братья и сестры остаются. Они поддержат, помогут.

— Что вы говорите прихожанкам, которые просят у вас совета: сосредоточиться на карьере или рожать детей?

— На самом деле это очень несчастные люди, которые противопоставляют карьеру и детей. То, что женщина не хочет рожать, — следствие проблем в ее сознании, искаженных ценностных ориентаций. Нормальная женщина и рожает, и карьеру делает. И все у нее получается.

Вот моя супруга — художница. Когда выходила замуж за священника, то коллеги ее стращали: станет-де она матушкой, нарожает кучу детишек, погрязнет в пеленках, кастрюлях, и творческая жизнь на этом будет закончена. Мы воспитываем сейчас сына, даст Бог — не последнего ребенка в нашей семье, но и живопись супруга не оставила. Напротив, в ее работах появилась новая глубина. У моих друзей-священнослужителей жены и врачи, и филологи. Они — хорошие специалисты и при этом прекрасные матери. Одно другому не мешает.

Вопрос в том, что вообще понимать под карьерой. Надо предельно честно разобраться в себе. Понять, что движет тобой в стремлении к карьере — идея созидательного делания добра или гордость, превозношение. Если есть какое-то призвание, дар, то, безусловно, надо в себе этот талант развивать и принести пользу людям.

А если ты просто желаешь получать больше денег, потешить тщеславие, то стоит ли ради этого отказываться от главного в жизни — нормальной семьи, детей? Но в любом случае работа не должна отнимать у ребенка мать. Иначе вырастает чужой человек. И неизбежно придут пустота и неизбывная душевная мука.

— Но ведь это общемировая тенденция — чем развитие страна, тем меньше рожает коренное население. Какие только программы ни придумывают для стимуляции рождаемости — не срабатывает. И что может противопоставить Церковь этому объективному процессу?

— Каждый должен стараться на своем месте делать все от него зависящее. В нашем храме, например, проводятся молебны для беременных. Началось с того, что как-то женщина, которая проводит занятия по подготовке к родам, попросила меня совершить молебен для ее подопечных.

Безусловно важно, чтобы за происходящими с будущей мамой переменами наблюдали врачи, чтобы рядом был муж — надежный, верный. Но еще обязательно нужно, чтобы у самой женщины, несущей внутри себя новую жизнь, были в душе мир, спокойствие и тихая радость. А этого можно добиться только с помощью молитвы, разговора с Богом, который и дает душе мир и успокоение.

Молебен служится покровителям супружества Петру и Февронии, а также родителям Божией Матери, родителям Иоанна Предтечи и родителям преподобного Сергия — тем, кто в своей жизни явил высокий образец мужа и жены и у кого прекрасные дети. Он проводится в последнюю субботу каждого месяца. Бывает до восьмидесяти беременных. Ставим им стульчики, поскольку стоять будущим мамам тяжело. Приходят и те, у кого по каким-то причинам детей нет. Я свидетель многих случаев, когда после того, как супруги вместе горячо помолились, Господь посылал им утешение. Крестят потом у нас своих новорожденных.

Важно еще понимать то, что ребенок, даже находясь в утробе матери, уже все слышит. И не только слышит. Душа матери во время молитвы встречается с Богом. И душа пусть и не рожденного еще ребеночка тоже встречается с Богом. Они пришли к Нему и оба пред Господом предстоят.

Для меня каждый такой молебен — радость. Как бы ты ни устал, а когда общаешься с беременными, служишь для них, Господь всегда дает и силы, и радость, и утешение.

— А как быть женщине, которую государство призывает рожать, но мало помогает в этом?

— Нужно понимать, что женщина рожает не для государства, а для Бога, для своей семьи и для себя. Это ее величайшая радость. Ничего больше, чем ребенок, утешить женщину не может. Вот как объяснить слепому, насколько удивительно солнце, море, зимний лес в снегу? Он может очень внимательно слушать, но до конца так и не поймет. Так же тот, у которого нет детей, не может всем сердцем почувствовать, сколь прекрасно быть отцом или матерью.

Кто б спорил, что поддержка, в том числе и материальная, семье с детьми нужна. Но в любом случае, если Бог дает ребенка, Он поможет его и вырастить. Мне один знакомый рассказывал: вот удивительное дело, когда у нас ребенка не было, мы едва концы с концами сводили. Когда родился первенец, стало полегче. Когда второй появился на свет, стало еще легче. Даже какие-то лишние деньги завелись. Сейчас, когда у нас уже три ребенка, вообще все хорошо.

Если люди честны пред Богом, то Господь их не оставит. Они верны Богу, и Господь будет верен. Так устроит, что и нормальное жилье у них будет, и работа достойная. Все многодетные семьи, с которыми я в той или иной степени поддерживаю отношения, в массе своей счастливые, радостные. И родители говорят: страшно подумать, что кого-то из наших ребят не было бы, мы бы такую пустоту ощущали.

Владимир Киселев