Крепка любовь

Крепка любовь

Браки заключаются на Небесах. Однако жить супругам предстоит на земле. Как, сталкиваясь с повседневными проблемами, не растерять любви? Размышляет настоятель храма Всемилостивого Спаса села Новая Усмань Воронежской области, консультант по семейному воцерковлению, священник Кирилл Даниличев.

— Батюшка, вы верите в любовь с первого взгляда?

— По-разному бывает. Все индивидуально. Я, учась в семинарии, намеревался принять монашеский постриг. Но Господь судил иначе. Как только я увидел Дарью, то сразу понял: это — моя жена. Любовь с первого взгляда. Вскоре мы обвенчались. У нас трое детей.

Бездумно создавать семью, конечно, не стоит. Но и колебаться годами, сомневаться, сравнивать с другими недостойно великого чувства любви.

— «Жена да убоится своего мужа». Известное библейское изречение. Но о какой любви можно вообще говорить при такой постановке вопроса?

— В послании к Ефесянам, читаемом при венчании, никакого рабского подчинения в семейных отношениях не подразумевается. Бояться оскорбить, причинить боль, стать причиной поругания чести. В таком значении понимается слово «бояться» в церковнославянском языке. Такая боязнь укрепляет отношения супругов.

— Евангелие пропитано любовью. Но любовью Христовой, когда превыше всего ставится забота о другом человеке. А любовь мужчины к женщине зиждется на страсти. Как примирить, казалось бы, непримиримое?

— В супружеском счастье страсть — далеко не самая главная составная часть. Если это нормальные люди, конечно. Любовь — прежде всего, готовность пожертвовать всем для близкого человека. «Крепка как смерть любовь», — говорит Соломон.

Каким образом происходило бы продолжение рода человеческого, не случись грехопадения, мы не знаем. Но Адам с Евой вкусили запретный плод. И за непослушание Божьей воле были изгнаны из рая. С тех пор женщина рожает потомство в муках.

Во время Таинства венчания священник и все предстоящие молятся о том, чтобы заключаемый союз был благословен Господом многочадием, а ложе было непорочное в браке. Никакого противоречия здесь нет. «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном», — учит апостол Павел. Для чистого человека — все чисто.

Брак охватывает все три стороны человеческого существа: тело, душу и дух. Их проникновенная взаимосвязь придает отношениям мужа и жены исключительный характер. Только их сравнивает апостол с отношениями Христа и Церкви. Супружеская любовь возрастает на взаимной заботе.

Когда же к жене либо мужу относятся только как к источнику плотского наслаждения, то это предполагает расчленение триединой человеческой сущности. Извращает саму суть семейных отношений.

— Женитьба сегодня все активнее предваряется составлением брачного контракта. Какие мысли, батюшка, подобная практика вызывает у вас?

— Брачные контракты для меня — выражение высшего цинизма. Прочность брака обусловлена прежде всего верой в его нерушимость. Иначе любовь ли связала вас? Как можно, создавая семью, заранее предполагать, что она распадется?! Такой брак изначально содержит в себе какую-то ущербность.

— Господь создал человека свободным. Но и повелел почитать родителей. И как быть, если они не дают благословения на брак?

— Путь Ромео и Джульетты еще никого до добра не доводил. Это  подтверждает и мой духовнический опыт. Если родители не одобряют ваш выбор, стоит задуматься — почему это происходит? Они ведь зла своему чаду не желают.

С высоты житейской мудрости они могут видеть и понимать нечто такое, до чего их дети еще не доросли.

Может прозвучать возражение, что это несовременно. Если оглянуться вокруг, то и Заповеди Божьи сегодня несовременны. «Возлюби врага своего…» Только все проходит, а заповеди остаются. Верующие понимают, почему надо спрашивать благословения родителей на брак. «Какой я христианин, если не могу почитать своих родителей? — думает такой человек. Ну а кто не спрашивает, живет своим умом — посмотрите у них статистику разводов.

— Многие живут сейчас в гражданском браке. Отмахиваются: при чем тут печать загса, если у нас — любовь? Но так ли безобидны подобные отношения?

— В основе гражданского брака всегда лежит либо недоверие, либо пренебрежительное отношение ко второй половине. А с точки зрения христианства в основе брака должна быть любовь. Любви же без обязательств быть не может. «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов», — учил апостол Павел.

 Гражданский брак, который получил повсеместное распространение, свидетельствует об оскудении любви в людях. Двое живут под одной крышей якобы семейной жизнью, но при этом имеют очень неясные взаимные обязательства. То ли отвечают друг за друга, то ли нет.

В таких отношениях существует некий обман. Неслучайно, согласно статистике, замужними себя считают 90 процентов женщин, находящихся в гражданском браке. Но только 70 процентов мужчин считают, что они женаты.

Утверждают: нет ничего зазорного в том, чтобы пожить вместе до заключения официальных отношений. Лучше узнать друг друга. Однако на деле все получается равно наоборот. Из зарегистрированных браков распадается более половины. При этом те, кто до законного брака жил в гражданском, разводятся в два раза чаще. Называется, узнали друг друга.

Если пара не желает регистрироваться в загсе, обозначать свои отношения перед Господом в Таинстве венчания, то это — беззаконное сожительство, блуд. Никакое дело не может закончиться добром, если оно начинается с греха. А блуд — один из смертных грехов. Из-за которых человек сознательно лишает себя Царствия Небесного.

Такой, с позволения сказать, брачный союз, основанный на грехе, всегда бьет и по детям. Они, по сути, незаконнорожденные. Да и какой пример станут брать с родителей?

Женщине надо крепко задуматься, насколько она на самом деле дорога своему избраннику, если он не желает пойти с ней в загс. Не говорю уж о венчании.

— Внешняя красота обряда венчания привлекает в храм и тех, кто не видит за ним подлинного смысла Таинства. Затем эти люди так же легко расстаются. Может, надо проводить с желающими стать под венец предварительные разъясняющие беседы?

— Обязательно! Почему венчание — Таинство? Да потому, что это — некое чудо, в котором двое становятся одной плотью. Подобное возможно лишь в христианском браке. Иначе в жизни мужчины и женщины этого чуда не произойдет. Они так и останутся каждый сам по себе. А не страшно ли прожить всю жизнь с чужим человеком?

При этом очень важно понимать, что венчание — не некое магическое действие, а осознанное обещание Господу делать все, чтобы сохранить свой союз в святости и любви. За пышным обрядом сердечную пустоту не скрыть. Ибо «человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце».

Также надо осознавать, что благословение Всевышнего не что-то, данное раз и навсегда.

Если супруги начнут хромать в своей христианской жизни, пренебрегать водительством Божьим, то могут его и лишиться.

— Но если супруги все-таки развелись, а развенчиваться кто-то из них не желает. Получается, пред Богом они остаются мужем и женой? И на Небесах снова будут вместе?

— Встретятся ли бывшие супруги в лучшем мире — вопрос не ко мне. На Небеса еще попасть надо. Для этого требуется много потрудиться в земной жизни.

До революции Церковь не только венчала, но также занималась и юридическим оформлением брака. В том числе готовила необходимые бумаги при разводах. После того, как эта обязанность была возложена на загсы, словосочетание «расторжение церковного брака» потеряло смысл. Церковь уже давно никого не разводит.

Не существует и понятия «развенчание». Чаще всего союз прекращает свое существование по причине вторгшегося в него греха. Неважно, бытовые проблемы заели семью либо тому виной неверность одного или обоих супругов. В грешном сердце невозможно удержать благодать, преподанную Господом в Таинстве венчания. Он отнимает ее у пары, как у недостойной и более в ней не нуждающейся. И какое еще нужно развенчание, если брак распался? Церковь лишь свидетельствует со скорбью, что это произошло.

Любовь свята. Однако велика вероятность, что и очередной брак распадется, если уже есть внутренняя установка: «в случае чего» можно и расстаться. Крепость ему придают взаимное терпение, уступчивость, умение обуздывать страсти во имя любимого человека, подчинять личные интересы высочайшей ценности — семье.

Владимир Киселев