Бабский коллектив

Бабский коллектив
Так получилось, что наша читательница, москвичка Ольга Виноградова, сменила несколько мест работы. 
В основном женских коллективов. Вот ее любопытные размышления о правилах поведения в таких компаниях.
Колыбельная для молодежи
Моя школьная подруга, узнав, что у нас на курсе больше девушек, чем молодых людей, посмотрела на меня сочувственно: «Плохо. Значит, потом попадешь в баб-
ский коллектив. А это полный кошмар: сплетни, зависть, интриги». 
Мне заранее стало жалко себя: я вспомнила дам из кинофильма «Служебный роман», их разговоры, отношения… ужас! 
Подруга была права: после института я действительно попала в компанию, где работали одни женщины. Но… никакого «змеюшника-гадюшника» я там не обнаружила. Наоборот, все дамы относились ко мне, как к дочери или младшей сестре: помогали, показывали, рассказывали и, как бы сказали раньше, делились опытом. Нас тогда пришло сразу несколько человек – 
молодых. И «взрослые» дамы нас нежно опекали.
Все было хорошо. Но прошло два года, три, пять лет… А мы все так и оставались «маленькими». Если кто-то из нас «высовывался», допустим, пытался выступить на собрании, его быстро ставили на место. А потом «взрослые» еще долго возмущались: «Да кто она такая? Нет, ну кто она такая?»
Когда кто-то из нас предлагал кое-что изменить в работе, на человека глядели так, как смотрит родитель на пятилетнего ребенка: вот, мол, как забавно. От этой реакции все замирало внутри, и мысль, только что казавшаяся гениальной, вяла и скукоживалась. 
Компания работала стабильно, и хотя оклады были маленькие, никто не стремился искать  «от добра добра». Тебя заваливали цветами и подарками в день рождения, на праздники каждая из нас приносила собственноручно приготовленное блюдо; если нужно было, без всякого напряга отпускали с работы. 
Люди творческие, инициативные, да и просто не похожие на наших дам, быстро уходили из компании. Или «их уходили». Например, к нам устроилась курьером девушка, которая без конца меняла шубы. Ей предложили уволиться, потому что она «не вписалась» в коллектив. 
Прошло уже много лет. Эта компания жива до сих пор. А девочки, которые поступили туда на работу вместе со мной, так до сегодняшнего дня и числятся в «девочках», хотя находятся в предпенсионном возрасте.
 Выводы.  Женщины хотят дружить, общаться. Это наше неотъемлемое качество, оно проявляется еще с детства. Если мальчики все время соревнуются, меряются силами, знаниями, умом, то девочки играют в «дом», в «школу», словом, в «отношения». Поскольку открыто проявлять агрессию женщинам запрещается, она выражается в подколах, сплетнях, интригах. Там, где два мужика орали бы и крыли матом друг друга, дамы лишь шипят и «вставляют шпильки». Если вы хотите остаться в женском коллективе, примите его особенности как «необходимое зло» и не реагируйте.
В стабильных, давно работающих компаниях хорошо начинать свой трудовой путь, поскольку получать знания и набираться опыта лучше в обстановке безопасности. Но оттуда надо вовремя уходить, как необходимо покидать родительскую семью выросшему ребенку.
Не забудем мать родную!
На прежней работе каждая знала про всех все. Мы делились друг с другом такими подробностями своей жизни, о которых просто даже нельзя говорить вслух. Уйдя из этой компании, я почувствовала, что мне стыдно за свою беспредельную откровенность. И на новом месте я решила быть более сдержанной: общаться только по делу, ничего не рассказывать о себе, не вступать в обсуждение вопросов, не касающихся работы. 
Сотрудники были со мной вежливы, а порой – подчеркнуто вежливы. И со временем я стала замечать, что меня просто игнорируют: не приглашают на обед; когда я предлагаю попить чаю, мне говорят: «Вон чайник, наливай, пей». Ждут, когда я уйду домой, чтобы поздравлять именинника с днем рождения. 
Я себя успокаивала тем, что пришла сюда не дружить, а работать. Но в офис шла как на каторгу. Коллеги могли не ответить на мое приветствие, перебивали, когда я что-то говорила, или, наоборот, начинали переспрашивать каждую деталь, показывая, что я не в ладах с родным языком. 
Случайно узнала, что обо мне распространяются слухи: «она не в себе», «у нее депрессия». Разозлившись, я пошла к начальнице. Она пожала плечами: «Я не могу заставить коллектив полюбить вас. Но попробуйте поговорить с Надеждой Игнатьевной».
Надежда Игнатьевна имела репутацию доброй, заботливой, сострадающей. «Я за всех заступаюсь перед начальством, меня даже сама директриса боится», – 
говорила она с напускным смущением. Она действительно часто бывала в ее кабинете, но о чем они там говорили – никто не знал. У меня было смутное ощущение, что именно Надежда Игнатьевна и распускает слухи про мою умственную неполноценность. Но поскольку уходить мне было некуда, я, преодолев гордость, однажды сказала ей: «Мне нужно с вами посоветоваться». Имидж всеобщей «матери родной» и «всеобщей защитницы» не позволил ей отказать мне. После задушевного разговора Надежда Игнатьевна взяла меня под свое крыло. Бойкот прекратился.
 Выводы.  В женском коллективе нельзя быть чересчур скрытной. Если и спустя полгода коллеги не знают, замужем вы или нет, есть ли у вас дети, как вы общаетесь с родителями, готовьтесь к тому, что у вас появится репутация персоны «себе на уме». И агрессия коллектива будет направлена против вас. 
Очень важно заручиться поддержкой неформального лидера, этакого серого кардинала кадровой политики. Чаще всего руководители имеют при себе такого человека, который все про всех знает и вовремя сообщает о настроении среди подчиненных. И с этой персоной лучше дружить, чем воевать.  
Бунт бессмысленный…
Следующим моим местом работы была зарубежная фирма. И хотя руководили ею иностранцы, работали здесь такие же российские женщины, как и в предыдущих компаниях. Единственное, чем отличалось это место, – строжайшей дисциплиной. Регламентировались не только часы работы и обеда, но и перерывы «по естественным потребностям». По залу, где работали сотрудники, постоянно прохаживались наши иностранные руководители, наблюдая за компьютерами: не треплется ли кто в «аське», не бродит ли по сайтам. И тем не менее мы находили возможность и рассказать анекдот друг другу, и перекинуться парой фраз. Несмотря на большой объем работы, примерно полгода атмосфера в коллективе была очень приятной.
А потом уволили нашу начальницу и пять ее ближайших сотрудниц. Назначенная дама, приведя свою команду, заявила: «Все, что вы тут делали, не выдерживает никакой критики. Я покажу вам, как надо работать». Начались увольнения, стравливания, подставы. Нами манипулировали, как хотели. И мы участвовали в этой вакханалии, поскольку на кону стояли большие, по нашим понятиям, деньги. 
Порой я чувствовала, что теряю контроль над собой: подлавливала новую начальницу на ее промахах и торжествовала, выставляя их напоказ. Умом отлично понимала, что нельзя этого делать, что так я своими руками рою себе яму. Но остановиться не могла. Это было то, о чем классики говорили: «Остапа несло…» Естественно, после первой же моей ошибки я получила предложение уволиться «по соглашению сторон».
Выводы. Если вы попадаете в по-настоящему «бабский коллектив» со всеми его склоками, дрязгами, интригами и подсиживанием, не тратьте время и нервы – 
уходите. Не позволяйте сделать из себя «борца за справедливость». Остановиться будет очень сложно. А расплатой за торжество окажется подорванное здоровье.
Если же вы чувствуете в себе силы свергнуть начальника и занять его место, то, как говорится, «флаг вам в руки, барабан на шею». Но в этом случае не поддавайтесь эмоциям, действуйте холодно и спокойно. И помните: победы вам никто не гарантирует.
Истеричка правит бал
Такое бывает нередко в женском коллективе: во главу его встает женщина неуравновешенная, взбалмошная, сверхэмоциональная. Ее называют «истеричкой», «самодуркой». Эта дама руководствуется только своим настроением – увольняя, приближая, давая премии и повышения по службе. 
Сейчас у меня именно такая начальница. Когда я поступила на работу, она рассказала эпизод из своей жизни: «Однажды моя собака посмела зарычать на меня, когда я отняла у нее кусок колбасы. Я сказала ей: «Запомни, главная здесь – я». 
Этот принцип она исповедовала и на работе. Моя начальница хотела быть «супер» во всем: самой красивой, самой яркой, самой талантливой, самой «со вкусом одетой». Как-то в нашем коллективе появилась энергичная, веселая девушка. Когда она начинала что-нибудь рассказывать, все сидели с открытыми ртами. «Я эту дрянь уволю», – 
прошипела однажды начальница, услышав взрыв нашего смеха после ее очередной остроумной шутки. Через некоторое время девушка уволилась «по собственному желанию».
Выводы. Прежде всего решите: можете ли вы работать под руководством такой дамы? Есть ли в ней что-то, за что вы будете ее уважать и ценить? 
Ваша начальница претендует на звание «самая-самая»? Не соревнуйтесь с ней. Время от времени делайте комплименты ее внешности, уму, смейтесь над ее шутками. Не заводите служебных романов: даже если этот мужчина вашей шефине совершенно не нужен, ее заденет то, что он обратил внимание на вас, а не на нее. 
Если у вас возникла инициатива, убедите начальницу, что это была ее идея, а вы эту мысль только развили. Одевайтесь в том же стиле, что и она, но ни в коем случае не ярче, не дороже. 
Словом, не тяните одеяло на себя ни в каком направлении. Найдите для себя возможности для самоутверждения где-то вне работы. 
Если будете четко играть по этим правилам, работа в женском коллективе станет для вас не сложнее, чем в любом другом.
NULL