Белая ворона

Белая ворона
«На работе многое делаю «за компанию». Ем сладкое. Обсуждаю шефа. Выпиваю по какому-то поводу. Мне это не нравится, но боюсь испортить отношения. Как отказывать, чтобы не стать белой вороной?» — Ирина, по e-mail

Московский психолог, коуч Инга Петровская.

«Компанейские» законы

Конечно, можно дать читательнице советы в духе: «Думайте о себе и плюйте на других». То есть поступайте так, как хотите. Говорите то, что считаете нужным. И не обращайте внимания на мнение и реакцию окружающих.

Сегодня это модно. Но я не очень одобряю такой подход. Поскольку думать о себе, конечно, надо. Но при этом не стоит забывать и народную мудрость о том, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Иными словами, чтобы не стать белой вороной в коллективе, нужно вести себя по правилам этого коллектива.

Вероятно, что и в коллективе у читательницы сложились определенные традиции. И ритуалы. Следуя которым, она как бы подтверждает: «Я своя». А вот что будет, если не следовать? И можно ли это сделать как-то безболезненно?

Ты меня уважаешь?

Полагаю, что, в первую очередь, читательнице стоит разобраться в приоритетах. То есть, какие «компанейские» дела ее напрягают больше всего. Какие она делает даже с удовольствием. А какие — примерно в середине шкалы: не особо хочется, но можно. Принципиально, чтобы были выделены именно эти три категории. Как с ними работать?

Категорически не ваше. Скажем, вы не любите алкоголь. И это ваше полное право. При этом в коллективе принято выпивать по чуть-чуть по любым календарным праздникам. Будь то день взятия Бастилии или праздник металлургов. Хотя металлургов и французов в компании нет. Отказываться по причине «не хочу» можно. Но это как раз способно перевести вас в разряд изгоев и белых ворон. Поэтому — фантазируйте. Это ложь во спасение.

Расскажите самой активной сплетнице-коллеге, что у вас какой-то сложный медицинский диагноз. И врачи запретили вам алкоголь. Совсем. Представляете, мол, какие звери? И признаваться вам в этом неловко. Будьте уверены, «новость» быстро донесут до всех заинтересованных лиц. И к вам перестанут приставать с предложениями выпить.

Артистические особы могут изобразить приступ аллергии. Прямо после «возлияния». И объяснить, что вот какая напасть теперь. И хочется выпить, да невозможно. То есть, основной посыл — вам нельзя. Очень хочется, но увы. Чтобы вызвать у окружающих не отторжение. А исключительно сочувствие и жалость.

Не особо хочется, но можно. К примеру, вам претят сплетни. А у вас принято обсуждать начальство. Во всех интимных подробностях. Вы обсуждаете, но без энтузиазма. Здесь стоит не отказаться от «общего дела», а сменить вектор. То есть научиться переводить разговор на другое.

Если коллеги обсуждают новую машину шефа — расширяйте тему. И говорите про машины вообще. Спрашивайте советы и мнения у автомобилистов. Постепенно люди забудут, что речь вообще шла о начальнике.

Когда разговор заходит о семейной или личной жизни руководства — «переключите» народ на сопутствующие моменты. Скажем, обсуждение платья жены начальника можно плавно подвести просто к платьям. К новым коллекциям каких-то брендов. К аксессуарам. И так далее. То есть, вы и в разговоре участие принимаете, но при этом не говорите и не слушаете того, что вам неприятно.

Усиление плюсов

А вот коллективные дела, доставляющие удовольствие, стоит максимально активизировать. Если вам нравится пить с коллегами чай — пеките пироги и плюшки и приносите на работу. Добывайте рецепты чайных сборов. Станьте «распорядителем» офисных «чайных церемоний».

И берите на себя инициативу в придумывании новых сближающих коллектив дел. Да, вы перестали вместе со всеми поднимать бокал с шампанским, зато вытащили коллег на прогулку. Или пригласили к себе на дачу на шашлыки. Или предложили шахматные турниры по пятницам. Пусть даже половина ваших инициатив не приживется, все запомнят вас как «коллективиста». И гораздо легче простят моменты, когда вы в чем-то от коллектива отрываетесь.

Марина Фокина