Безопасные котлеты

Правда ли, что продукты по ГОСТу лучше, чем по ТУ? Как на глаз оценить качество мясных полуфабрикатов? Имеет ли смысл переплачивать за фермерские продукцию?

На вопросы читателей отвечает директор по качеству  продуктовой розничной компании «X5 Retail Group» в столице Светлана Алексеевна Чебарова

«У нас в магазине постоянно проходят акции и скидки. С чем это может быть связано? Почему еще вчера продукт стоил одну сумму, а сегодня почти в два раза ниже? Если срок годности подходит – это понятно, а если нет, как например, с макаронами или крупами. В чем здесь подвох?»

Елена, по email

Никакого подвоха тут нет. Все объясняется так называемыми законами рынка, а точнее стремлением торговых сетей повысить покупательский спрос. Во-первых, акция позволяет покупателю познакомиться  с новинками, с продуктами, которые только появились в ассортименте. Или которые он просто никогда не покупал.

Давно известный факт: при огромном многообразии товаров на полках супермаркетов большинство из нас кладет в свою корзину лишь привычные марки. Снижение цены на другие бренды делает их привлекательными в глазах покупателей. Возможно, один раз попробовав, они потом уже внесут эту марку в список привычных и любимых.

Во-вторых, с помощью акций торговые сети обращают внимание покупателей не только на один товар «со скидкой», но и на сопутствующие. Например, вместе с макаронами снижается цена на соусы и сыры.

В-третьих, акция создает дополнительные положительные эмоции. И покупатель непременно вернется вновь в магазин не только за покупками, но и за позитивом от выгодной покупки.

 «У меня рядом с офисом было недорогое кафе, но сейчас его закрыли. Вынуждена питаться, покупая кулинарию в магазине. На что прежде всего обращать внимание, чтобы не навредить своему здоровью?»

Ирина, по e-mail

Прежде всего, покупайте кулинарную продукцию в проверенных магазинах – тех, которым вы доверяете. Не стоит полагаться на авось, приобретая салаты с рук или в киосках у метро.

Деятельность крупных торговых сетей находится под постоянным контролем, там регулярно проходят проверки санитарных служб на предмет качества и безопасности продукции. Чего, к сожалению, не скажешь о небольших магазинчиках и лавочках. А между тем это особенно это важно в отношении кулинарной продукции. Из-за короткого срока годности она относится к группе высокого риска и требует особых условий для приготовления и хранения.

Также необходимо обращать внимание на внешний вид продукта в упаковке. Если что-то вызывает сомнения – лучше не берите. Внимательно осмотрите и упаковку, на ней не должно быть видимых деформаций и повреждений. И конечно, в зоне особого внимания – дата изготовления и срок годности.

«Сейчас довольно много спорят о том, какие лучше покупать продукты – по ГОСТу или ТУ. В чем принципиальная разница? И правда, что продуктам с ТУ лучше не доверять?»

Оксана Л, по e-mail

Практически каждый производитель имеет в своем ассортименте, продукцию, произведенную по своей уникальной рецептуре. Это либо разработанные технические условия – те самые ТУ, либо стандарты организации – СТО. Также есть и товары, традиционно вырабатываемые по государственному отраслевому стандарту – ГОСТ.

Некоторое время назад на ТВ появилось множество программ для потребителей, которые упорно твердили о том, что самый хороший продукт должен быть обязательно произведен по ГОСТ. Потом стали снимать сюжеты с рассказами технологов предприятий пищевой промышленности. Те утверждали, что сегодня все чаще продукция, вырабатываемая по ТУ, превосходит по своим вкусовым качествам и особым свойствам традиционные продукты по ГОСТ.

Большая часть ГОСТов была разработана во времена Советского союза. Мы порой склонны идеализировать те времена, утверждая, что тогда продукты были более качественные и безопасные. В ту далекую пору было не принято заменять мясо соей, использовать химические добавки и генетически модифицированные продукты. Конечно, доля истины в этом есть. Но не стоит забывать, с тех пор прошло много времени, изменились сами продукты, технологии производства, требования к качеству и безопасности.

Поэтому выбирая продукты, сейчас надо обращать внимание не на обозначение и номер нормативного документа – ГОСТ или ТУ, а на состав, дату изготовления и сроки годности.

Еще один дополнительный ориентир для покупателей – кем и где произведен продукт. Не забывайте об этом, если не хотите разочароваться в любимых продуктах. Многие бренды имеют несколько производственных точек, которые помечаются различными буквами на упаковках. Если вы все время покупаете молоко, произведенное в Воронеже, а вдруг приобрели ту же марку, но произведенную в Беларуси, то можете быть неприятно удивлены. Беларусское молоко скорее всего будет отличаться по вкусу от привычного воронежского.

«Как оценить качество охлажденных и замороженных полуфабрикатов: колбасок из рубленого мяса, котлет, биточков?»

Мария

Важность даты изготовления и срока годности еще никто не отменял. Это первое, на что стоит обращать внимание при покупке.

Второй важный момент – внешний вид самого продукта. Полуфабрикаты в тесте, например, котлеты или биточки не должны слипаться между собой. В норме каждое изделие сухое, ровное, края хорошо заделаны, фарш не выступает за край. Не стоит гнаться за идеальной формой, даже в одной упаковке допускаются разные по размеру котлетки.

У качественных рубленых полуфабрикатов на разрезе виден хорошо перемешанный, однородный по структуре фарш. Еще одно необходимое  требование: такие изделия непременно должны сохранять свою форму. Если на упаковке сказано, что это котлеты, то вы вправе ожидать именно их, а не некую непонятную массу из фарша.

Если речь идет о панированных полуфабрикатах, то здесь следует обращать внимание на поверхность. Она должна быть равномерно покрыта панировкой, не допускается больших пустот, слишком влажных или отслоившихся участков.

Следующий совет любителям голубцов и прочих фаршированных полуфабрикатов. Всегда оценивайте целостность оболочки, разрывы  и выступающий за края изделия фарш – показатели ненадлежащего качества продукта. Также как и сам фарш, если он имеет неоднородную структуру, вкрапления  костей, хрящей и прочих «лишних» элементов. Качественный фарш должен представлять собой хорошо перетертое мясо.

«В магазинах появляется все больше фермерских продуктов, стоят они дороже. За что мы платим?»

Александра Тимофеевна, по по e-mail

 Действительно, фермерские продукты дороже тех, которые выпускаются предприятиями пищевой промышленности. У большинства они ассоциируются с «экологически чистыми» или «органическими» продуктами. Теми, что выращены без использования ГМО, искусственных консервантов, красителей и ароматизаторов. За это, собственно, покупатели и готовы переплачивать. В идеале так и должно быть, натуральное всегда оценивается дороже. Но на практике все несколько иначе.

Недостаточно написать на упаковке, что это «органически чистое» молоко или био стейк, так как скот пасли на экологически чистых лугах. Таким надписям грош цена. «Особость» натуральных продуктов должна быть подтверждена документально.

В настоящее время в России нет закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции. И чтобы отметить свой товар некоторые производители натуральной продукции, в том числе и фермеры, проходят сертификацию на соответствие международным правилам и нормам. Если такой сертификат имеется, то  покупатель понимает, за что именно он платит.

На данный момент таких случаев – единицы. Получить сертификат международного образца очень непросто. Для этого необходимо соответствовать высоким требованиям. Например, в процессе выращивания овощей и фруктов не должны применяться токсичные пестициды, гербициды и химические удобрения.  В животноводстве нельзя использовать гормональные инъекции, которые ускоряет рост и антибиотики, защищающие от инфекции.

Выполнить все эти  и многие другие условия довольно сложно, поэтому настоящих органических продуктов не так уж много. Если вы ориентированы именно на такие товары, не доверяйте слепо всем завлекающим надписям на упаковках. Всегда интересуйтесь, имеется ли документальное подтверждение натуральности молока или творога.

«Сколько времени должна храниться развесная продукция из отдела кулинария: салаты, жареное мясо, отварной картофель и т.д. Если наготовили, а за день не раскупили, на следующий день она тоже может продаваться?»

Ольга Семенова, г. Москва

Холодные и горячие блюда, продаваемые в супермаркетах, готовятся либо в отдельно стоящих цехах и затем развозятся по торговым точкам. Либо производятся, как говорится, на месте. Согласно санитарным нормам максимальный срок реализации готовой кулинарной продукции – всего один рабочий день. И не более 12 часов с момента вскрытия упаковки, если продукция приготовлена извне. При вскрытии всегда проставляется время, и затем персонал четко следит за сроком реализации.

Ситуация «наготовили и не раскупили» – сегодня из разряда фантастических. Кулинарная продукция производится строго из расчета на один день. Предварительно отслеживается посещаемость магазина, число продаж и только потом уже просчитывается оптимальное количество продукции. То, которое будет обязательно раскуплено до конца дня. Торговым сетям нет никакого смысла производить больше, чем нужно, то есть работать себе в убыток. Поверьте на это сегодня никто не идет.

Галина ЖУКОВА