Бремя славы

Бремя славы
Когда к юному музыканту, спортсмену или артисту приходят успех и широкая известность, родителям необходимо держать ухо востро. Важно помочь ребенку сохранить духовную чистоту: не стать тщеславным, не возгордиться. Как это сделать?

Об этом мы беседуем с протоиереем Артемием (Владимировым), духовником Алексеевского женского монастыря г. Москвы.

 

— Отец Артемий, скажите, почему говорят, что слава — это тяжелое испытание? В состоянии ли ребенок его выдержать?

— Испытание славой действительно считается одним из самых трудных духовных испытаний. Ведь когда человек пользуется почитанием у большого числа людей, он может впасть в гордыню. Симптомы этого духовного недуга — преувеличенное мнение о своей значимости, приписывание себе и только себе успеха в той или иной области, внутреннее превозношение над людьми, чувство собственной исключительности.

В притчах царя Соломона, мудрейшего из древних правителей, говорится о том, что гордыня предшествует всякому падению — то есть любому греху, который человек может совершить. Почему? Потому что, возгордившись, мы теряем способность замечать в себе те или иные недостатки. А если и замечаем их, то не спешим исправлять — считая, что нам позволено то, что другим запрещено. Мы становимся легкой добычей для соблазнов. Теряем способность стойко переносить трудности и испытания — считаем, что не заслужили их. Все это ведет не только к неудачам жизненным, к слому внутреннему, но иногда к реальным психическим заболеваниям.

Если на долю ребенка выпала ранняя популярность, известность, родители обязательно должны помогать юному дарованию нести это бремя.

— Что же можно сделать, чтобы уберечь своего ребенка от «звездной» болезни?

— Прежде всего, мне кажется, нужно говорить с ребенком об идее служения. Идея служения — самая плодотворная, самая целительная в деле становления характера. Великое благо, когда дитя понимает, что оно многим обязано родителям. Отрадно, когда ребенок с юных лет воспламеняется идеей служения Родине. Замечательно, когда он сознает, что данные ему таланты востребованы людьми, и он призван дарить их человеческим душам. Он служит людям, он их должник, а не наоборот.

Давайте вспомним крылатую фразу, которая принадлежит грузинскому поэту Шота Руставели: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то твое».

Подобная инъекция предохранит детское сердце от «вирусов» гордости, самодовольства, надменности, эгоизма, которые являются миной замедленного действия.

Кроме того, очень важно ориентировать одаренное чадо на упорный, целеустремленный, постоянный труд.

Петр Ильич Чайковский, гений русской музыки, говорил, что таланту в творческой жизни человека принадлежит лишь пять процентов, а девяносто пять — неустанному труду. Кому много дано, — читаем мы в Евангелии, — с того много и спросится. И чем большим сокровищем ты обладаешь, тем больше твоя ответственность перед обществом, историей. А главное — перед Создателем, вложившим в тебя искры дарования.

Мы должны беседовать с детьми о том, что талант — это необработанный алмаз. Его качество еще неудовлетворительно. Но Бог спросит с тебя, положил ли ты эту драгоценность под спуд, сокрыл ли от людей или, как опытный ювелир, непрестанно оттачивал, отшлифовывал его грани, чтобы алмаз стал бриллиантом и вызывал восхищение и радость у тех, кто может им любоваться.

— Батюшка, скажите, когда ребенок целиком сконцентрирован на том, чтобы победить в очередном конкурсе или соревновании, когда работа на медаль становится самым главным в жизни, то не получается ли некая подмена ценностей?

— Такое возможно. Конечно, искусство и профессиональный спорт требуют жертв. Но все хорошо в меру. «Что не в меру — то от лукавого» — говаривали подвижники благочестия.

Печально, когда дитя не получает полноценного образования, воспитания в щадящей для себя среде. Можно сказать, у ребенка похищают детство, которое важно не только для физического, но и для духовного, нравственного возрастания. Чрезмерная сосредоточенность на каком-то одном виде деятельности, на том, чтобы победить в очередном турнире, формирует неверные ценностные ориентиры. Постепенно у ребенка может сложиться впечатление, что победа — это самое главное, что ради победы можно пожертвовать чем угодно.

До поры до времени, наверное, в этом трудно увидеть проблему. Взрослым — родителям, наставникам, тренерам — может казаться, что так и надо. Но впоследствии внезапно выросшее дитя оказывается нравственно беззащитным перед соблазнами, которые следуют за популярными людьми по пятам. Все мы знаем, например, как осаждают, а иногда и штурмуют сердца известных спортсменов и звезд шоу-бизнеса поклонницы. Молодому человеку с неустоявшимися нравственными принципами трудно бывает проявить стойкость и сохранить себя для будущего семейного счастья. Мы все хотим любви, ищем ее. Но раз от раза поддаваясь такого рода искушениям, построить гармоничные отношения становится все труднее.

— Батюшка, в наше время многие родители хотят видеть свое чадо на театральных подмостках или телеэкранах. Но известно, что Православная Церковь не благоволит актерскому ремеслу. Почему? В чем духовная опасность этой профессии?

— Думается, тут надо разграничить два явления. С точки зрения педагогики школьный театр — это совершенно необходимая составляющая программы развития творческих способностей детей. Если юное существо попадет в руки хорошего педагога, то научится правильно двигаться, преодолеет неуклюжесть, неловкость, свойственные отроческому возрасту. Ребенок научится говорить так, чтобы речь его была приятной, чтобы его слышали и слушали. Дитя освоит науку ярко выражать свои мысли. Школьный театр содействует творческому самовыражению. Увлеченность хорошим сюжетом, участие в театральной постановке, в которой задействованы друзья, — все это положительно влияет на ребенка, развивает наблюдательность, сопереживание, дружество.

Другое явление — профессиональная деятельность актера. Если ребенок участвует в театральных постановках или снимается в кино, родителям важно обращать внимание на то, чтобы дитя не вошло в образ своего героя, чтобы не перестало отличать реальность и воображаемый мир. Важно, чтобы ребенок не подменял живого общения театральной маской. Многое здесь определяется педагогами-наставниками, которые не должны приносить душу ребенка в жертву ярким образам и сюжетам.

— Батюшка, если ребенок твердо нацелен на то, чтобы стать в будущем профессиональным актером, как его подготовить к всеобщему вниманию?

— Прежде всего, наверное, необходимо помочь ему осознать, что актерская профессия — это очень большая ответственность. Особенно в наше время. Почему?

Потому что общество не может жить без героев. В прежние времена героями для нашего народа были подвижники, молитвенники Русской земли: в XVII столетии — Сергий Радонежский, в XVIII — Серафим Саровский, в XIX — Иоанн Кронштадтский. Но впоследствии система нравственных координат стала смещаться. Слава Богу, мы миновали турбулентные 90-е, когда в средствах массовой информации поэтизировались образы женщин легкого поведения или «джентльменов удачи».

В наше время многие ищут своих героев на экранах телевизоров. Персонажи из сериалов становятся кумирами миллионов. Именно поэтому на актерах лежит огромная ответственность перед обществом.

И здесь снова полезно будет в беседах со своим чадом вспомнить об идее служения. Недаром актеры старой школы говорили: «Служу в театре». Не играю в театре, а именно служу. Актер служит людям, создавая образы, которые воспитывают в душах разумное, доброе, вечное.

Очень важно родителям будущего артиста прививать ребенку критическое отношение к материалу, в котором ему предлагается участвовать. Прежде чем согласиться или не согласиться сниматься, актеру необходимо внимательно ознакомиться со сценарием, разобраться, о чем будет кино, какие духовные ценности оно пропагандирует.

В деле воспитания ребенка важен конечный результат — формирование нравственной личности. И этот результат не должен быть принесен в жертву шоу-бизнесу.

Екатерина Ковалева