Человек рассеянный…

Человек рассеянный…

«Меня на работе зовут Маша-растеряша. В последнее время я все теряю, забываю, везде опаздываю. Сначала коллеги относились к этому снисходительно, посмеивались по-доброму над моей рассеянностью, а теперь все это их стало раздражать. Как мне стать более организованной и собранной?»

Мария С., г. Саратов

Отвечает кандидат психологических наук, руководитель Московского психологического центра «Фора»  Даниил Сергеевич Войцековский.

— Забывание — это естественный психологический процесс. Поскольку ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, многое мы делаем автоматически:  кладем ключи в карман, мобильный телефон в сумку — даже не отдавая себе в этом отчета. Но бывают такие ситуации в жизни, когда этот автоматизм дает сбой.

Поскольку Мария написала о себе и о своих проблемах довольно мало, я могу предположить несколько причин возникшей у нее проблемы.

Слишком большая поглощенность работой. Это так называемая рассеянность ученых — этот человек рассеянный  может положить соль в кофе вместо сахара, но никогда не перепутает даты, формулы, всего того, что касается дела его жизни. Некоторые из нас настолько погружаются в работу, что просто выключаются из жизни. Если вы узнали себя в этом образе, то прежде всего научитесь правильно распределять время. Прежде чем броситься в омут работы, подумайте, когда вы сделаете перерыв, когда пойдете обедать, когда будете пить чай или кофе. Иначе все равно придется отвлекаться, но времени на это уйдет больше.

Перегруз информацией. Вы завалены работой, к вам подходит шеф и требует срочно выполнить его задание. Тут же звонит телефон, дочь не может решить задачу. Такие ситуации требуют большой скорости переключения, вы бросаете одно, хватаетесь за другое, что-то не получается с налета, вы нервничаете еще больше. В такой ситуации очень важно расставить приоритеты. Дочкина задача может подождать до вечера или до того момента, когда вы освободитесь. У начальника спросите, что важнее — новое задание или то дело, которым вы занимались? И не выполнив одну задачу, не кидайтесь на другую. Незавершенные дела ведут к перегрузке нервной системы.

Монотонность. Рассеянность возникает и тогда, когда человек выполняет изо дня в день однообразную скучную работу. Он начинает действовать словно во сне. Это часто случается с офисными работниками, которые сидят за компьютером, что-то отправляют, сверяют, дополняют. Потом идут по одному и тому же маршруту домой, там выполняют каждый раз одни и те же действия. Если вы попали в такой автоматический режим, то главное правило — повысить к чему-нибудь свой интерес. Иногда стоило человеку сменить работу — и от рассеянности не оставалось и следа. Но увольнение — не единственный выход. Можно искать источник вдохновения вне профессиональной сферы. Купите, например, какую-нибудь сложную книгу по незнакомой для вас тематике и постарайтесь осилить ее. Это «включит» ваш спящий ум и поможет справиться с рассеянностью.

Стресс — самая главная причина забывчивости. Если вы с кем-то недавно поссорились, кто-то вас расстроил и вы не можете успокоиться, все время прокручиваете в голове то, что произошло, готовьтесь к тому, что ваше восприятие снизится. В таких случаях реальность отступает, и человек погружается в свой внутренний «театр». Поэтому надо тренировать свое умение переключаться. Когда нужно сосредоточиться на чем-то, а посторонние мысли этого не дают сделать, скажите им: «Стоп!». И возвращайтесь к тому, что вы совершаете в данный момент. Помогает и такая техника. Что бы вы ни делали — читаете ли, говорите по телефону, ищете ли в интернете нужную информацию — в течение 10 минут занимайтесь только этим, не отвлекаясь ни на какие посторонние мысли. Если сумели продержаться такое время, то это позволит вам и дальше сохранять сосредоточенность.

Татьяна СМИРНОВА