Что выбирают покупатели?

Парадокс: 84% россиян хотят питаться правильно, но 92% при этом выбирают продукты, не задумываясь, из чего они сделаны. Таковы данные завершившегося исследования, которое охватило девять стран, в основном европейского региона.

Какие еще интересные моменты оно выявило?

Рассказывает исполнительный директор Национального исследовательского центра “Здоровое питание” в г. Москве Зинаида Олеговна Медведева.

 – Здоровое питание – это, прежде всего, здоровые продукты. Почему вдруг такое противоречие среди наших соотечественников?

– Все дело в том, что именно мы подразумеваем под здоровым  питанием. Так уж сложилось, что большинство россиян уверены:  самая здоровая и правильная еда – это та, которая была во времена наших бабушек и дедушек. Следовательно, мясо, жирное молоко, побольше картошки  и хлеба – вот он, по мнению многих, идеал здоровой пищи. Мол, тогда не было столько химии, а вся еда была натуральной. Возможно, и так, но назвать здоровым такое питание нельзя – оно слишком жирное и калорийное.

Второй момент. На формирование общественного мнения оказывает огромное влияние реклама на ТВ и в печатных средствах массовой информации. Возьмем йогурты, которыми очаровательные, стройные и вполне благополучные девушки предлагают очистить свой кишечник. Или те, что предназначены для поднятия иммунитета всех членов семьи. А еще колбасные продукты, которые сразу хочется пойти и купить, как только увидишь девчушку, смачно жующую бутерброд. Мы и покупаем. Не задумываясь, что йогурты с добавками, которые наши дети предпочитают несладким натуральным содержат много сахара и ароматизаторов. А колбасы по определению не самый здоровый продукт из-за консервантов и внушительного количества соли.

Еще одна новая тенденция. Сегодня все чаще здоровое питание ассоциируется с питанием специализированным, например, с вегетарианством или сыроедением. Вслед за похудевшими и излучающими энергию «звездами» многие полагают: отказ от мяса и термически приготовленной пищи – шаг во благо здоровья и красоты. Но на самом деле, это глубокое заблуждение.

Здоровое питание – это прежде всего сбалансированный рацион, ориентированный на среднего человека, то есть на большинство. А не на тех отдельных персонажей, которые в силу каких-либо личных предпочтений выбирают особую систему питания.

Так что противоречия нет, есть лишь дефицит достоверной информации и элементарное незнание.

Безусловно, мы хотим питаться правильно. Больше нас, согласно исследованию, это заботит только французов и итальянцев. Но они, однако, внимательно читают этикетки при покупке, мы же чаще полагаемся на свои знания о продукте. А это, как видно выше, не всегда правильно.

– Но ведь, согласитесь, на этикетке иногда настолько мелкий и непонятный шрифт, что прочитать ее удается не всем…

– Да, и это не только наша проблема. Во многих странах активно развивается движение за понятную этикетку. Потребитель должен знать всю информацию о составе продукта, сроке его годности, использованных добавках.

Но к сожалению, сегодня многие производители идут на различного рода хитрости, дабы скрыть неудобную информацию. Слишком мелкий шрифт, темный или неконтрастный фон, завуалированный текст. Например, часто встречаемая надпись на молочных и кондитерских изделиях – со вкусом клубники, земляники яблок. Под ней скрывается ароматизатор той же клубники, земляники, яблок, а отнюдь не настоящие фрукты.

Конечно, обязать производителей использовать «четкие» этикетки – дело не одного дня. Но в наших силах сегодня же отказаться от товаров с нечитаемой маркировкой. Благо ассортимент в магазинах большой, и всегда можно найти замену «непонятному» продукту.

Кстати, в результате исследования выяснилось, что женщины внимательно изучают то, что написано  как на передней, так и на задней стороне упаковки. Их привлекают продукты с указанием натуральности и понятным составом. Мужчины же просто не покупают товары, если в их состав входят ингредиенты с буквой Е.

– Страшилки с «Е» настолько сильны, что производители вынуждены заменять некоторые такие обозначения на описания словами. Но ведь от этого суть не меняется?

– Дело даже не в этом. Пресловутые буквы Е на маркировке – это всего лишь международная система, принятая для упрощения маркировки. Раньше названия некоторых веществ писали на этикетках продуктов полностью. Но они занимали так много места, что в 1953 году было решено заменить полные названия химических пищевых добавок одной буквой с цифровыми кодами. Индексом Е  – от слова Европа – в рамках ЕС принято обозначать наличие в продукте любых пищевых добавок. В том числе и безопасных, например, номером Е300 обозначается аскорбиновая кислота. Все знают о ее целебном действии на организм. В пищевой же промышленности она применяется в качестве антиоксиданта, препятствуя окислению и изменению окраски продуктов. Наиболее часто добавка Е300 используется в мясных и рыбных изделиях, консервах, кондитерской продукции.

Еще один пример. Е307 – всем известный витамин Е, незаменимый для женского здоровья и красоты. При производстве продуктов питания он также выступает в роли антиоксиданта – для замедления процессов окисления. Добавка Е307 считается абсолютно безвредной и разрешена для использования в пищевой промышленности практически всех стран мира.

– Не могу не спросить про усилитель вкуса – глутамат натрия, который попал в особую немилость среди потребителей. Он, действительно, опасен?

– В ходе исследования выяснилось, что половина россиян, англичан и поляков считают его вредной добавкой. Но среди французов и немцев такого мнения придерживается лишь каждый пятый. Истина, как обычно, где-то посередине.

Одно время считалось, что пищевая добавка Е621- именно таким кодом обозначается глутамат натрия – вредна для здоровья. Исследования в разных странах мира показали: в разрешенных для пищевого производства количествах она не опасна для здоровья. Так что это миф.

Как и настороженное отношение к экстракту дрожжей, которое наблюдалось среди россиян  и поляков. Особенно тех, кто старше 50 лет. Думаю, эти опасения обусловлены страхом поправиться. В свое время частое употребление дрожжевых продуктов считалось одним из факторов риска ожирения. Отсюда и выражение «пухнуть как на дрожжах».

– А что начет ГМО, ведь нередко именно надпись «без ГМО» на упаковке продукта сразу же вводит его в ранг здоровых и гарантирует внимание покупателей?

– Это еще одна тема, вокруг которой не утихают споры уже много лет. Неопровержимых доказательств вреда генно-модифицированных организмов нет, но и гарантировать полную их безопасность для здоровья тоже нельзя. Поэтому мировое сообщество выбрало выжидательную позицию: время рассудит. И отдало право принимать решения по этому вопросу главам государств.

В нашей стране запрещено производство генно-модифицированных продуктов, но разрешен ввоз ГМО. В частности, они применяются для корма скота. Также если в составе пищевых продуктов использованы не менее 0,9% ГМО, это должно быть указано на маркировке.

Если есть указание «модифицированный крахмал» – это не имеет отношение к ГМО. А означает лишь продукты, измененные в результате селекции.

Яркие надписи «без ГМО», «натуральный», «диетический» «фермерский», располагающиеся на этикетке, к составу и качеству никакого отношения не имеют. Это лишь маркетинговый ход для повышения спроса на товар.

К сожалению, наши граждане в отличие от жителей других сран мало внимания обращают на такие очевидное опасные для здоровья показатели, как срок годности продукта, калорийность, жирность, содержание соли и сахара, наличие трансжиров.

Если на этикетке есть надписи «частично гидрогенизированные» или «гидрогенизированные» жиры, от таких продуктов лучше отказаться. Именно это форма обработки растительных масел приводит к образованию трансжиров, самых вредных пищевых жиров.

Ценность молочных продуктов – в белке, а не в жирах. Большая часть их относится к категории животных, поэтому чем меньше жирность продукта, тем полезнее для здоровья. Оптимально – не более 2,5% жирности.

Чтобы сократить риск сердечных заболеваний, необходимо значительно уменьшить потребление соли. К сожалению, пока этот элемент не маркируется в России. Но доказано, что ее много не только в изначально соленых продуктах – маринованных огурчиках, чипсах, селедке, но и в хлебе, колбасах и мясных продуктах.

То же самое можно сказать и о сахаре. И хотя количество углеводов на этикетке указано, но оценить много это или мало сложно. Гораздо эффективнее было бы отображать это зрительно – в кубиках сахара или ложках. Например, маленькая баночка кока-колы  – 10 чайных ложек сахара, фруктовый йогурт – 5, один кекс – 8. Работа в этом направлении ведется, но пока старайтесь употреблять в пищу как можно меньше печенья, кексов, конфет, сладких газированных напитков и йогуртов и творожков с наполнителями. Поверьте, гораздо лучше для здоровья, если вы купите натуральный нежирный йогурт и добавите в него варенье. И сладко, и вреда меньше.

 

Будьте внимательны!

  • Состав продукта на этикетке выглядит как список и идет в порядке убывания, то есть первой составляющей в списке больше всего.
  • Этикетка должна содержать не только название продукта и его производителя, но и количество белков, жиров, углеводов и калорий на 100 г продукта.
  • Если на упаковке написано, что произведено согласно ГОСТу, то должно быть указание, что продукт ему соответствует. Если такой фразы нет, то нормы ГОСТа не обязательны. И продукт должен соответствовать только техническим условиям (ТУ) самого производителя.
  • Если на продукте зарубежного производства нет наклейки с переводом на русский язык и координатами поставщика в России, продукт, скорее всего, попал на рынок нелегально и может быть некачественными.

На что мы обращаем внимание, покупая продукты (в среднем по Европе)

Цена – 86%, состав – 77%, «без консервантов» – 68%, «только натуральные ингредиенты» – 61%, указания по содержанию веществ – 59%, информация для лиц с хроническими заболеваниями – 59%, без ингредиентов, начинающихся с «Е» – 56%, бренд – 53%, регион производства – 51%, низкое содержание жиров и сахаров – 51%, «лучшее для вас» – 41%, «органические», «экологические» – 40%, «минимально обработанные» – 37%.

Варвара БОЯРСКАЯ