Чуткие люди

«Счастье – это когда тебя понимают», – написал в сочинении герой одного фильма. Он имел в виду – когда разделяют твои чувства, переживания.

Можно ли понять другого человека не умом, а сердцем, ощутить то, что испытывает он? Об этом размышляет психолог, консультант портала www.onaonline.ru Инна Ивановна Белякова.

Чужая боль – как своя

Бывало ли у вас, когда, слушая друга, вы испытывали одновременно с ним радость, печаль, гнев, восторг? Случалось ли, что вы буквально заражались чужими эмоциями, настроившись на волну другого человека? А может быть, любимый протягивал вам бутылку воды именно в тот момент, когда вы подумали: «Как хочется пить!» Или вы доставали затемненные очки для мужа, едва он вырулил машину из темного переулка на залитую солнцем трассу?

Это и есть проявление эмпатии – умения воспринимать мир другого человека изнутри, способности ставить себя на его место.

В Лондонском университетском колледже проводился такой эксперимент. Участницам делали магнитно-резонансную томографию головного мозга в тот момент, когда их мужья подвергались воздействию электрического тока. Женщин предупреждали об этом за несколько секунд до процедуры. Кроме того, в зеркало они могли видеть, как сжимается рука мужа.

Выяснилось, что у участниц активизировались те же зоны головного мозга, что и у людей, на которых воздействовали электошоком. То есть, боль другого человека стала их собственной.

Самый яркий пример повседневного проявления эмпатии – это сопереживание матери своему ребенку. Она практически  безошибочно улавливает его состояние, испытывает вместе с ним радость или боль. Вполне возможно, эмпатия изначально развилась именно для того, чтобы крики малыша стали невыносимыми для матери и делали невозможным ее расставание с ребенком.

Зачем нужна эмпатия?

Несколько лет назад я предложила статью об эмпатии одному глянцевому журналу. Главный редактор, дама резкая и категоричная, с ходу отвергла тему: «А зачем человеку, если он не психолог, не артист, понимать чувства другого?» Сама она, насколько мне известно, постоянно конфликтовала то с одним участником коллектива, то с другим. И пользуясь своей властью, нещадно избавлялась от неугодных. Кончилось этот тем, что работа редакции была парализована, и высшее руководство уволило саму эту даму.

Так зачем же эмпатия человеку? Зачем ему понимать людей на уровне эмоций? Прежде всего, это нужно, чтобы не стать жертвой самообмана. Наш мозг ленив и старается мыслить шаблонами. Столкнувшись с чем-то новым, он как бы говорит себе: «А, это уже было, это похоже на то, что я уже видел. Значит, вести себя надо так же, как в тот раз». Допустим, в коллектив приходит сотрудница, очень похожая на вашу двоюродную сестру, которая в детстве доводила вас до слез. Вы мгновенно получаете приказ: «Борись или беги!» И начинаете невольно придираться к новенькой или избегать общения с ней. Отношения испорчены, хотя вы даже не перемолвились словом.

Возможно, это не сильно повлияет на вашу жизнь. Но если на месте сотрудницы окажется мужчина, который может стать вашей судьбой? Или невестка, от отношений с которой зависит счастье вашего сына? Эмоционально сливаясь с другим человеком, стараясь почувствовать его,  как себя, мы уменьшаем процент таких ошибок.

Ну, а кроме того, это известно каждому: чуткие люди, способные сопереживать, имеют больше друзей, и их личная жизнь складывается лучше. Те, кто может поставить себя на место шефа, сотрудника, клиента, намного быстрее продвигаются по карьерной лестнице и пользуются популярностью в коллективе.

Тест на зевок

Все люди обладают способностью к эмпатии, но в разной степени. К примеру, женщины легче «подключаются» к чувствам окружающих, нежели мужчины.

Любопытно, что психологи часто оценивают степень восприимчивости человека по одному любопытному тесту. Известно, что когда в компании людей кто-то зевает, то большинство присутствующих начинают делать то же самое. Но не все. Так вот те, кто быстрее других «заражается», в большей степени склонны проявлять эмпатию.

Данный эффект психологи объясняют работой зеркальных нейронов головного мозга. Эти необычные клетки ответственны за понимание нами действий и намерений других людей, а также за нашу способность к сопереживанию. Они активизируются не только тогда, когда мы сами что-то делаем, но и когда видим или слышим, как действие совершается кем-то другим.

Если вы смотрите, как в кино главный герой убегает от преследователей, у вас тоже невольно учащается пульс, повышается давление, кровь приливает к мышцам. А некоторые люди даже начинают неосознанно двигать руками или ногами. Увиденная картинка мгновенно   передается и отражается нейронами мозга, заставляя воспринимать происходящее через чувства, а не размышления.

В отличие от симпатии, которая всегда построена на личных предпочтениях или согласии с точкой зрения другого человека, эмпатия безоценочна. И проявляться даже к неприятной вам личности. Например, когда в жизни вашего недруга случается несчастье, вы можете искренне сопереживать ему, отбросив прежние обиды.

Кстати, этот факт развенчивает миф о том, что человек – существо эгоистическое. Проявляя эмпатию, мы не преследуем никакой личной выгоды. Причем это наиболее ярко проявляется на примере негативных эмоций: мы легче сочувствуем человеку, находящемуся в тяжелой ситуации, как будто стремимся взять на себя часть чужой боли.

Уроки сопереживания

Некоторые люди от рождения обладают повышенной эмпатией. Но эту способность можно и развивать. Вот несколько рекомендаций: как это сделать.

  • Можно начать с изучения языка телодвижений. Сейчас много пособий на эту тему. Узнайте, как выражается досада, разочарование, тайная радость, волнение. Наблюдайте за людьми: если человек, к примеру, смотрит сквозь прищуренные глаза, его нос слегка сморщен, а уголки губ опущены – что это означает на языке тела, какие чувства он испытывает? Проверьте свои догадки, деликатно вступив с ним в разговор.
  • Наблюдайте за людьми вокруг. Стоя на остановке или находясь в пробке в автомобиле, посмотрите на окружающих. Представьте, кем они могли бы быть, что они думают, чувствуют, местные они или приезжие, хороший день у них был или не очень.
  • Будьте любопытны: если вы оказались рядом с другим человеком в самолете, за столиком в пансионате – поговорите с ним. Так вы расширите знания о людях, выходящих за пределы вашего круга, и, возможно, имеющих другие взгляды на жизнь.
  • Учитесь слушать безоценочно. Попробуйте хотя бы в течение пяти минут не говорить ни слова, только поощряя собеседника кивками головы и редкими «угу». Перед тем, как что-нибудь предложить, подумайте, как человек на это среагирует.
  • Когда смотрите фильм по телевизору, выключите звук. При этом старайтесь не терять нить событий. Если вы смотрите кино по компьютеру или видеоплейеру и можете в любой момент остановить фильм, делайте это в тех местах картины, где перед героем стоит сложный выбор. Попробуйте догадаться, как он поступит, а потом проверьте свои предположения.
  • Прочитав книгу, попытайтесь рассказать ее содержание от имени какого-нибудь, лучше отрицательного персонажа. Это позволит вам научиться понимать людей, взгляды которых вы не разделяете.
  • Научитесь определять свои чувства. Человек, который сам не понимает, что испытывает, вряд ли поймет другого. Запоминайте, как вы чувствовали себя при раздражении, разочаровании, умиротворении, отчаянии. Это позволит вам настроиться на одну волну с тем, кто в данный момент испытывает те же ощущения.

Запрещенные приемы

Когда вы разговариваете с людьми, следите, чтобы среди ваших реакций не было таких:

  • Отрицание проблемы: «Да ерунда все это, не бери в голову»
  • Выражение поверхностной солидарности: «Ну, все понятно, у меня это тоже было».
  • Желание дать совет: «Я бы на твоем месте»
  • Перевод стрелок на себя: «А если бы ты знал, как мне плохо… Вот вчера…»
  • Стремление логически обосновать, почему человек испытывает эти чувства: «Все ясно: ты просто переволновалась за дочку, поэтому у тебя болит голова»
  • Растворение в эмоциях другого: «Ох, а как же тебе теперь быть? Что же теперь тебе делать?»
  • Попытка поставить диагноз: «Этот мужчина тебе не подходит, поэтому у тебя всегда плохое настроение»
  • Советы в форме «должна – не должна»: «Тебе нужно больше думать о себе и своем здоровье, а не о карьере»

До конца мы все равно не сможем понять другого человека. Как и он нас. Но самое большое, что мы в состоянии сделать – это быть чуткими к эмоциям близких людей проверять свое понимание и быть максимально открытыми и искренними.

Алина Ромашина