Цифровая депрессия

Скоро в обновленном перечне Всемирной организации здравоохранения появятся названия новых заболеваний. Они де факто уже есть. Их причина — цифровые технологии.

Врач-психиатр, психотерапевт Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения Москвы Иван Юрьевич Орлов www.instagram.com/_doctor.orlov_/

 

— Насколько велико влияние цифровых технологий, оказываемое на человека в плане здоровья?

— Цифровой мир за последние десятилетия действительно изменил нашу жизнь до неузнаваемости. Скоро совсем не останется людей не знакомых хотя бы с простейшими гаджетами. Количество пользователей растет уже не по дням и часам, а по минутам и секундам. Многие люди все глубже и глубже погружаются в виртуальную реальность, совсем не задумываясь о каких-то последствиях.

Гаджеты действительно изменили нашу жизнь во всех областях. И продолжают наращивать свой огромный потенциал для того, чтобы наше существование было еще более продвинутым и комфортным. Да, с помощью умных устройств нам действительно стало удобнее контролировать многие процессы, получать достаточно быстро ту или иную информацию и услуги.

Но не стоит думать, что контролировать какие-то отдельные процессы и цифровые технологии в целом это одно и то же. И то, и другое разрабатывали люди. Если конкретнее — ученые, специалисты, которые знают, как запускать различные алгоритмы, чтобы они выполняли определенные задачи.

Но задачи, как и цели, могут быть разными. Одних интересует, к примеру, лишь извлечение прибыли, а других — манипулирование общественным сознанием. Но никто из создателей не задумывается о безопасности людей. И в ментальном, и в физическом смысле. Это когда общество осознает опасность, оно начинает защищаться.

Хочу привести один исторический пример.

В конце XIX века учеными были открыты рентгеновские лучи. На их основе специалисты создали педоскопы — приборы, облегчавшие подбор обуви для детей.

Они были установлены во многих обувных магазинах европейских городов и сразу же привлекали внимание покупателей. Тогда мало кто знал, какой вред может вызывать рентгеновское излучение. И лишь спустя годы осознали допущенную ошибку. За нее многим пришлось дорого заплатить своим здоровьем.

Это пример лишь одной возможной опасности, таящейся в новых технологиях. Вот так и с гаджетами. Все классно и завораживающе до возникновения определенных проблем.

 

— То есть опасность такого рода заболеваний у людей все-таки существует?

— Этого нельзя исключать. Несмотря на то, что официальные диагнозы пока отсутствуют, проблема достаточно давно уже исследуется учеными в разных ее аспектах, начиная от физического и психического воздействий на здоровье людей и заканчивая изменениями в поведении и социальных взаимоотношениях.

Данные, которые получены при такого рода исследованиях, указывают на значительный вред от бесконтрольного использования информационных технологий. В настоящее время в международном медицинском сообществе появилось ряд терминов, характеризующих эту проблему. Среди них такие как: интернет-зависимость, игровое расстройство, цифровое слабоумие и даже информационная интоксикация.

 

— Нельзя ли немного подробнее рассказать про возможные проблемы физического и психического здоровья?

— Ни для кого ни секрет, что многие подростки проводят в сети по 8–10 часов. Просыпаются и засыпают с телефонами и смартфонами в руке. Результатом такой привязанности становится гиподинамия — малоподвижный образ жизни. Как следствие, нарушение обмена веществ, полнота, заболевания сердечно-сосудистой системы.

Подавляющее большинство зависимых от гаджетов людей использует их в неестественных позах. Когда они стоят, у них согнута шея, когда сидят — сутулая спина. А то и вовсе скрюченная поза. И если это происходит регулярно по нескольку часов к ряду, то через некоторое время, естественно, возникают серьезные проблемы.

С наклоном головы увеличивается нагрузка на мышцы шеи и плечевого пояса, создается дополнительное напряжение. Этого бывает вполне достаточно, чтобы сместился межпозвонковый диск и начала образовываться грыжа. Такого рода проблемы в шейном отделе позвоночника стали сегодня достаточно распространенным явлением.

Далее возникают головные боли, проблемы со зрением. Человек, уткнувшийся в экран компьютера или смартфона, старается реже моргать, из-за чего роговица глаза пересыхает и появляется раздражение.

Несколько часов общения с гаджетами способствуют перевозбуждению мозга. Нарушается сон, снижается работоспособность и ухудшается самочувствие. Хочу также обратить ваше внимание на то, что по целому ряду проведенных исследований доказана связь с развитием и проявлением тревожных психических и депрессивных расстройств. В познавательной сфере отмечены снижение внимания, памяти и различные нарушения в развитии речи. Особенно у детей и подростков.

 

— Какая проблема цифровизации, на ваш взгляд, самая острая и насущная?

— Самая острая и опасная, на взгляд врача-психиатра — это проблема зависимости от цифровых технологий и их влияния на человеческий интеллект. У людей формируется вариант так называемой поведенческой зависимости. Он по сути мало чем отличается от зависимости, сформированной в результате приема различных психоактивных веществ.

Опасность в том, что такого рода зависимость приводит к неконтролируемому потреблению информации. Она, в свою очередь, негативно отражается на развитии интеллекта, как общего, так и эмоционального.

У человека, проводящего много времени в сети, нарушается способность к целенаправленному мышлению. Он не развивает и не тренирует свой творческий потенциал. Мозг работает в режиме многозадачности, просто перескакивая с одного контента на другой.

Такой режим работы с контентом признан самым неэффективным. Он связан с высокими затратами энергии, но низким усвоением получаемой информации. Наш мозг должен обрабатывать ее осмысленно. Анализируя и усваивая. Иначе все будет впустую. Что мы сегодня на подростках и наблюдаем.

Ко всему прочему, если снижается мыслительная мозговая нагрузка, пропадает всякая мотивация запоминания новой информации. Зачем напрягать мозги и держать в голове какую-то информацию, если для этого есть гаджет. Но если не напрягать голову, то информация иногда не превращается в знание. А именно знание — основа нашей умственной деятельности.

Особенно эта проблема актуальна для подростков и молодых людей, у которых еще не закончился процесс формирования головного мозга. Он продолжается до 21–24 года. И здесь нужен разумный контроль в отношениях с цифровыми технологиями. Иначе, прямой путь к деградации. Исследования показали, что чем больше подростки проводили времени за экраном телевизора, планшета или смартфона, тем у них было меньше шансов куда-либо поступить, чтобы получить высшее образование.

Если хотите, чтобы ваши дети были успешными, они должны обязательно читать бумажные книги.

 

— А как реагируют на подобные проблемы в мире?

— По-разному. Есть страны, в которых, как например в США, существуют определенные ограничения на гаджеты для подростков. Детям до двух-трех лет вообще не рекомендуется давать гаджеты в руки. От 3до 5 лет — не более часа в день. От 5до 18 лет — до 3-х часов в сутки.

Эти рекомендации взяты не с потолка. Апосле серьезных исследований, которые доказывают появление зависимости и формирование каких-либо отклонений от норм в плане здоровья у молодых людей.

А в Южной Корее, например, с 2002 года стали появляться центры поддержки интернет-зависимых людей, Такая же проблема и в Китае, где интернет-зависимость официально признана с 2008 года. Сегодня в стране существует более 300 лагерей для реабилитации интернет-зависимых граждан.

В школах Франции, Греции, Азербайджана действует запрет на использование гаджетов. В Канаде вопрос решается на региональном уровне. А в школах Великобритании — по усмотрению администрации.

 

— А какие меры регулирования существуют в нашей стране?

— В настоящее время проблема не имеет какого-то нормативного регулирования на федеральном уровне. Вопросы решаются на уровне администраций учебных заведений, организаций и местными органами власти. Но поскольку проблема становится очевиднее, то все чаще вопросы поднимаются в медицинских и образовательных сообществах. Летом 2019 года Роспотребнадзором, Рособрнадзором и Минпросвещения были выпущены методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях, призывающие к ограничению использования гаджетов. На мой взгляд, это правильная мера. Сейчас важно правильно донести этот призыв до самих учащихся и их родителей.

Но очевидно, что проблема использования гаджетов остается большей частью населения недооцененой. Риски и отсутствие общей стратегии реагирования на лицо. Так что с гаджетами уже сегодня надо общаться крайне аккуратно.

Сергей МАСЛЮК