Елена Проклова: “После сауны я ныряю в прорубь”

Очень часто бывает так, что либо работа мешает дому, либо дом мешает работе, и, балансируя между этими двумя важными аспектами своей жизни, женщина порой с трудом сохраняет равновесие, чтобы быть всегда самой очаровательной и привлекательной. Известная актриса Елена Проклова – приятное исключение из этого правила. У нее в жизни баланс и гармония, ее окружают любовь и взаимопонимание близких, она всегда в форме и знает, как всего этого можно достичь.

– Елена, как это вам удается жить так, как хочется, а не так, как обстоятельства заставляют?

– Наверное, оттого, что с детства мне привита любовь к труду. Мне было одиннадцать лет, когда я начала сниматься в фильме "Звонят, откройте дверь", и вне зависимости от любых обстоятельств я должна была много трудиться на съемочной площадке, а это тяжкий труд – сниматься в кино, тем более ребенку. Никаких игр во дворе, никаких друзей – школа и съемочная площадка. И, видимо, бессознательно, у меня с тех пор сложился такой образ жизни, что каждый день, есть у меня на данный момент работа в кино и в театре или нет, я должна трудиться восемь часов. Причем любой труд приносит мне удовлетворение: работа по дому, в саду. Сейчас меня все время спрашивают: "Вы вернулись в профессию, а вам не тяжело было возвращаться?" Нет, не тяжело, потому что я – всегда в форме.

– Сейчас не так-то легко найти человека, который был бы вполне доволен своей жизнью. Что нужно сделать, по-вашему, чтобы быть довольным?

– Прежде всего, не строить никаких иллюзий относительно своей жизни и не иметь несбыточных желаний. Каждый человек должен ощущать свое место на земле и четко понимать, что ему доступно, а что нет. У меня никогда не бывает абстрактных желаний, все мои желания очень реальны.

Я давно поняла, что жить на перспективу и гнаться за ней не стоит. Чем проще живешь, тем лучше, поэтому мне приносит радость и удовлетворение каждый прожитый день.

– Елена, в общении с людьми вы всегда ровная и доброжелательная: это ваша натура или самодисциплина?

– Меня может вывести из себя только одна вещь: непрофессионализм. Если режиссер не знает, что мне нужно делать на съемочной площадке, если уборщица плохо вымыла пол, если костюмер подала мне костюм не с белым, а черным от грязи воротничком – это, действительно, выведет из себя.

Но и в этом случае стараюсь держать себя в руках. Я считаю, что каждый человек имеет право на поступок и стараюсь в первый момент даже принять его сторону, но если он переходит границы, тогда я взрываюсь.

– Как вам удалось, столько лет снимаясь в кино и работая на сцене МХАТа, не испортить характер?

– У меня очень плохой характер. Дома, где я могу быть сама собой, такой, какая я есть на самом деле, моим близким нелегко меня выносить. Но я избегаю конфликтов и у нас с мужем уговор: если я ушла в свою комнату и закрыла за собой дверь, ко мне входить нельзя. Я как бы делаю шаг в сторону. Дочка Полина, конечно, об этом уговоре не знает и нарушает его, а взрослые знают: какое-то время мне нужно побыть одной, чтобы остыть.

– Елена, что было заложено в вас еще в детстве, что помогало вам потом всю жизнь?

– Мои родители были молодыми, очень занятыми людьми, и нас с братом растили дедушка с бабушкой. С четырех лет меня отдали в гимнастику. Я начала с художественной гимнастики, потом перешла в спортивную и в тринадцать лет была уже мастером спорта. Я подавала большие надежды, и мои педагоги очень переживали, что я ушла в кино, долго звонили, надеясь, что я вернусь. Спорт дает сильную волевую закалку.

– Для того, чтобы стать известной актрисой, тоже нужны определенные качества характера. Судя по всему, эти качества у вас были, а все-таки, было ли трудно, не хотелось ли уйти из профессии и заняться чем-то доступным, простым?

– Неосознанно такое желание присутствовало всегда, потому что работа в кино отнимает очень много душевных сил. Поэтому я любила дополнительно к этому еще шить и вязать, делать что-то руками. Даже на съемочной площадке во время перерыва я вязала или занималась шитьем. В детстве я обшивала своих многочисленных кукол, создавая им необыкновенные наряды. На киностудии в пошивочном цехе мне давали красивые лоскутки, из которых я шила куклам платья. У меня было несколько коробок с этими платьями. И это желание заниматься чем-то еще, кроме профессии, остается во мне до сих пор. Я обожаю, например, консервировать. Такой монотонный труд хорошо разгружает душу, освежает голову. Все в жизни 50 на 50: то белое, то черное, поэтому я периодически уходила из профессии, чтобы взглянуть на себя со стороны, определить, в ту ли сторону я двигаюсь.

– А был ли у вас свой идеал женского счастья? Или вы думали больше о карьере?

– Ни того, ни другого не было. Я росла со старшим братом и водилась с мальчишками, участвуя во всех их играх на равных. Близкой подруги у меня не было, и я не очень стремилась к женской дружбе. Я рано познала, что такое зависть подруг, когда после фильма "Звонят, откройте дверь" прославилась на всю страну. Вокруг меня сразу образовался вакуум. С тех пор предпочитаю иметь не подруг, а друзей. В отличие от мужчин, которым свойственна крепкая дружба, у женщин – это редкое явление. Женщина, если ей придется выбирать, выберет не дружбу, а что-нибудь иное. О славе я тоже не мечтала, потому что уже в 12 лет вкусила, что это такое, объехав с фильмом полмира.

– У актрисы возможности совсем другие, чем у обыкновенной женщины. Кажется, ей подвластно все, потому что она проживает не только свою, но и множество других интересных жизней в лице своих героинь. Что для вашего личного духовного обогащения дала вам профессия?

– Все, чем я обладаю, вся моя жизнь, все мои достижения – результат влияния на меня профессии. Когда разбираешь данную тебе роль, то каждый день занимаешься тем, что копаешься в самой себе, примеряя на себя характер своей будущей героини, изучаешь себя, оцениваешь. Это некий психоанализ или ежедневный дневник, который ты ведешь, только не на бумаге, а внутри себя постоянно.

– Елена, на киносъемках возникали какие-нибудь экстремальные ситуации?

– Все наше кино – это всегда экстремальные ситуации. Любая киноэкспедиция – испытание, начиная с невыносимых гостиничных условий и кончая питанием, вплоть до полевой солдатской кухни, если съемки проходят где-нибудь в глуши. Когда я снималась в картине "Ищи ветра", у меня случился сильный приступ панкреатита, а мне нужно было скакать верхом. Так делали мне уколы морфия, чтобы снять боль, и я работала. На съемках "Голубки" мы спускались по Енисею в ледоход на плотах. Я чуть не лишилась ноги, когда она застряла между бревнами. Меня вытащили. Элемент каскадерства в нашей профессии присутствовал всегда, нужно было с ловкостью увертываться то от падающего на тебя осветительного прибора, то от брушившейся декорации.

– Вы играли не только своих современниц, но и исторические персонажи. Какие экстравагантные костюмы вам приходилось носить?

– Все классические роли, которые я играла в театре, – это все очень интересные костюмы. Например, в спектакле "Тартюф" я была одета в расшитое парчовое платье с корсетом, которое весило 27 килограммов, а мне нужно было в нем прыгать и бегать по сцене. За один только вечер я худела сразу на два килограмма. Однажды я снималась в "Поздней любви" по Островскому и в перерыве отпросилась на минуточку домой. Моя старшая дочка была еще мала, и мне хотелось увидеть ее еще до того, как она уснет – съемки кончались очень поздно. Не разгримировываясь, в роскошном бархатном платье цвета красного вина, в шляпе я подъезжаю к дому и вижу: моя дочурка бежит мне навстречу с подружкой, а у той просто вот такие глаза при виде меня. "Вы кто?" – спрашивает она меня. "Фея", – отвечаю. "Разве твоя мама фея?" – спрашивает она недоверчиво у Ариши. "Моя мама – все!" – гордо заявила та. И потом, когда эта девочка выросла, она говорила мне, что долго находилась тогда под впечатлением какого-то волшебства от встречи со мной. Кого только я ни играла: от княгинь до манекенщиц, так что пришлось поносить разные наряды – и элегантные и откровенно экстравагантные.

– Елена, что значит для вас такое понятие, как женская красота, и как вы совершенствовались в этом?

– Женская красота – это спокойствие и гармония. Только лишь внешне правильные черты лица и красивая фигура без этих двух важных вещей мало что значат. Есть известный анекдот на эту тему. Один мужчина говорит другому: "Посмотри, какая женщина, какая фигура, какая талия, какие глаза, лицо какое!" – "Да, и кому-то все это – уже вот здесь!" – отвечает второй, проведя ребром ладони по горлу. Я, к сожалению, долго находилась в заблуждении относительно того, что красивой фигуры и лица вполне достаточно.

– Но ведь нельзя пренебречь полностью физической красотой?

– Ни в коем случае! Я считаю, что каждая женщина просто обязана следить за собой и все, что дал ей Бог, все это поддерживать, заботиться и сохранять как можно дольше.

– Как вы сохраняете свою красоту?

– Я пользуюсь кремами собственного изготовления, протираю лицо льдом, регулярно бываю в сауне – у меня своя сауна, делаю маски. И все маски и кремы только натуральные. Сейчас много литературы издается по этому вопросу, множество рецептов и рекомендаций, я все это собираю.

– И не лень?

– Мне ничего не лень!

– Ваш день строится по режиму или как придется?

– Я отношусь к тому типу людей, которые могут быть и совами и жаворонками одновременно. За режимом своим я не слежу, но давно уже выработалась привычка вставать в 7 часов. Редко когда залеживаюсь в постели. Это может быть лишь по причине каких-нибудь неприятностей, когда хочется, чтобы сон был долгим. Но я больше люблю бодрствовать, чем спать, и сон не является для меня чем-то особенно приятным. Я лишь испытываю мимолетное удовольствие от того, что ложусь вечером на прохладные простыни, и все.

– Вы живете в загородном доме и у вас есть сад. Вы сами работаете в саду?

– Все, что растет там, все посажено и ухожено моими руками. У меня много специальной литературы по этому вопросу, я слежу за всеми новинками и тенденциями в области садоводства. Когда я посадила первые саженцы осенью, я так переживала всю зиму – вдруг они погибнут!  И когда весной все деревца распустились, я была поражена, что у меня все прижилось, абсолютно все, что я воткнула в землю. Это такое чудо – земля, это такая глубокая философия. Мой сад – это моя гостиная. Там я отдыхаю, там мы ужинаем и устраиваем застолья с друзьями.

– Жизнь на воздухе сильно закаливает. Наверное, вы тоже уже закалились?

– Да. Но я еще и в проруби купаюсь. У нас во дворе устроен бассейн и после сауны я ныряю в прорубь. А в этом сезоне дочка раньше меня начала купаться. Это было 11 апреля, еще не весь снег сошел. Она сказала: "Я искупаюсь". Я говорю: "Смотри, не холодно будет?" Уж на что я люблю холод, но меня поразило, что она не побоялась искупаться, а потом побежала под горячий душ. А летом мы с Андреем увлекаемся рыбалкой. Ездим специально на Волгу. В этом году за утро мы вылавливали до восьмидесяти щук.

– Кажется, вы еще и охотники…

– Да. Но сейчас Андрей охотится без меня. Мы едим только дикое мясо. В магазине я мясо не покупаю. Я же охотилась до того момента, когда однажды на меня во время охоты вдруг вышли косули. Они оказались так близко, мне ничего бы не стоило попасть в них, нажав на курок. Они меня почему-то не учуяли. И сердце у меня екнуло… Больше я не охочусь, хотя считаю, что охота – это совершенно нормальный вид спорта.

– Елена, поскольку у вас мясо из леса, а в саду все растет, то питаетесь вы совершенно по-особенному?

– Я делаю много заготовок. Сейчас уже у меня заморожены тертые кабачки – это для блинов, которые я буду печь зимой, заморожены клубника, черная и красная смородина, облепиха. Я заготавливаю на зиму белые грибы и делаю грушевое вино.

– Из груши?

– Из дикой груши, которая растет у меня вдоль садовой ограды. Ее есть нельзя, она очень рот вяжет, а вино из нее получается замечательное.

– Дадите рецепт?

– Конечно. На 10 килограммов протертых через мясорубку груш нужны 1 килограмм сахара и 10 литров воды. Закрыть плотной тканью и поставить в теплое место на четыре дня. Затем отжать жмых и выбросить. Лично я из жмыха делаю самогон, на котором потом настаиваю все свои лекарства.

В полученный сироп нужно добавить 4 килограмма сахара и полкило немытого изюма – это вместо дрожжей. Разлить по бутылям и надеть резиновую перчатку на горлышко, проколов пальчик перчатки иглой. Как только перчатка упала, значит, брожение кончилось. Потом содержимое слить с осадка и поставить в холодное место на два дня. Потом снова слить с осадка, разлить по бутылям и хранить в горизонтальном положении.

– Елена, у вас с мужем вкусы совпадают во всем?

– Андрей до сих пор не очень-то следит за своим питанием. Он может запросто по дороге домой в машине съесть какую-нибудь копченую колбасу с белой булкой и запить все это колой.

– Так ведь это же так вкусно!

– Чудовищно! Я смотрю на это с ужасом. Я такого себе позволить не могу. А вообще питаемся мы таким образом: с утра по чашечке кофе. Едим не раньше пяти часов, когда все уже дома. До самых холодов мы предпочитаем ужинать на открытом воздухе. Мы идем в лес, который прямо за нашим домом, разводим костер. Когда дрова прогорят, на углях готовим ужин. К приезду Андрея у меня уже заготовлены в фольге баклажаны, сладкий перец, кабачки и замариновано мясо. Мясо для Андрея. Для меня он привозит живых карпов. Пока готовятся на решетке на углях карпы и мясо, Андрей пьет свое любимое пиво с воблой, я – сухое вино и едим салат, заправленный соевым маслом. Редко мы ужинаем одни, чаще с гостями.

– А что ест ребенок?

– Полина всегда ест то, что хочет и когда хочет. Я ей ничего не диктую. Она ужинает с нами. А перед сном ест фрукты. Еще я забыла сказать, что мы пьем свежие соки. Например, морковный сок я начинаю пить уже в мае, когда в парнике созревает первый урожай моркови.

– Елена, поскольку вы так заняты, ведь кроме забот по дому и саду вы еще и снимаетесь в кино и играете в антрепризе, есть ли у вас время на гимнастику?

– Бессмысленно махать руками не могу себя заставить никак, но, несмотря на это, запросто могу сесть на шпагат и стоять на голове могу. Мое здоровье мне это позволяет.

Наталия КОРНЕЕВА