Исцеление компьютерной лошадью




В Республиканском объединении по реабилитации и восстановительному
лечению детей-инвалидов в Москве применяют самые передовые методы
лечения. Эффективность работы объединения – до 90%. О том, как это
достигается, наш корреспондент беседует с профессором,
членом-корреспондентом РАН, главным детским реабилитологом МЗ РФ,
генеральным директором объединения Евгением Теодоровичем ЛИЛЬИНЫМ.

– Евгений Теодорович, 90% – цифра необычайно высокая. Ведь есть
заболевания, практически неизлечимые. Или таких детей у вас не
принимают?

– Наоборот, к нам поступают дети с самой тяжелой патологией, которых
местные врачи считают бесперспективными. К примеру, умственно отсталые,
с генетическими нарушениями типа синдрома Дауна, олигофрении,
шизофрении, ДЦП. А у нас многие из них уже через 2-3 месяца начинают
читать и считать, полностью себя обслуживают. А какие картины они
рисуют!..

– Да, я их видела в кабинете Татьяны Васильевны Лукашовой, заведующей
отделением.
– Она очень любит своих “даунят”, как у нас их называют. В массе своей
это ласковые, добродушные дети, очень любознательные.
Конечно, возможности у всех разные. К слову, некоторые из них вполне
могли бы специальную школу окончить, если бы ими занимались.
А в каком состоянии они к нам поступают – судите сами. Вы, наверное,
видели бар, который мы для детей устроили – там выставляются соки,
фрукты разные, чтобы малыши, покупая их, наглядно обучались счету. Им
для этих покупок в буфете выдают деньги. Так вот, ведем мы группу наших
пациентов к бару: “Покупайте, дети, что нравится, и ешьте”. А дети
говорят: “Мы уже все съели”. Оказывается, они съели деньги.
И все же благодаря умению и терпеливой, кропотливой работе наших
специалистов удается социально адаптировать таких детей, приспособить их
к повседневной жизни так, чтобы они получили какие-то профессиональные
навыки и в будущем могли заработать себе на жизнь. Не везде же нужны
инженеры или экономисты, требуются и просто работники. У нас для этого
есть кабинеты трудотерапии, теплица, где дети выращивают цветы и овощи.
Между прочим, многие из наших пациентов с интеллектуальными
расстройствами прекрасно играют в компьютерные игры.
– И как вы этого добиваетесь?
– Разными методами. В том числе и с помощью тех же компьютерных игр – их
у нас более пятисот, – рассчитанных на пол, возраст, индивидуальные
особенности пациента. Они позволяют ребенку вовлечься в окружающий мир.


К примеру, ребенок играет в родео или скачет на лошади по прерии. Он и в
самом деле сидит на игрушечной лошади, имитирующей некоторые движения
животного, а все действия всадника сопровождаются изображением на
компьютерном экране – игровой тренажер сопряжен с компьютером. По
игре перед всадником возникают препятствия: он должен перескочить через
ров или уйти от погони. Чтобы не упасть, ему нужно приподняться, или
натянуть поводья, или вцепиться в гриву лошади – словом, произвести
некую физическую работу. Если ребенок все делает правильно, препятствия
благополучно преодолеваются, игра продолжается.
Маленькому пациенту не скучно, азарт поддерживает его активность,
особенно когда он видит себя победителем. А при неудаче методист
приободряет: ничего, завтра получится, сегодня уже гораздо лучше. Любят
дети и игры с автомобильными гонками, футбольными и хоккейными матчами.
В каждой игре заключена не только масса познавательных моментов, но и
необходимость физических усилий. Ведь у нас немало больных ДЦП, с
тяжелой спастикой – скованными пальчиками, скрюченными ножками… Если
такой ребенок, к примеру, примет правильное положение на площадке для
игры “Поймай льва” – сумеет удержать равновесие, то лев на экране будет
пойман в клетку.

– Да ведь некоторые и стоять сами не могут.
– Методист поддерживает поначалу. А потом ребенок и сам научится. Мы
убеждены, что малыш должен быть не пассивным пользователем различных
лечебных процедур, а активным участником процесса самовосстановления,
вместе с родителями и при их помощи. Потому что эффект процедур краткий,
а то, чему ребенок научится, трудясь сам, направляемый врачами и
педагогами, все, что приобрели в этом процессе его суставы, мышцы,
интеллект, останется с ним навсегда.
Для собственного “труда” ребенку нужна мотивация и игра. Мотив – это
подражание, поэтому маленького пациента помещают в разновозрастной и
“разноболезненный” коллектив, чтобы ребенок мог брать пример с
“продвинутых”, умеющих то, чего пока не умеет он. Мотивацией и игрой
врачи и педагоги одновременно стимулируют двигательную и умственную
активность, будят дремлющие в детском организме восстановительные
резервы.

– А как этому служит “сенсорная комната”? Там, конечно, очень красиво,
попадаешь словно в сказочный мир: какие-то фантастические цветы,
сверкающие блики, музыка. Ощущение волшебной красоты. И только?
– Нет, это тоже развивает все виды восприятия, а также помогает
разрабатывать скованные болезнью руки, пальцы, приучая их к естественным
движениям: здесь все можно потрогать, пощупать, нажать на кнопки,
перебирать пучки разноцветных светящихся нитей.
Мы считаем, что детей, которые ничего не могут, нет. Просто надо уметь их
научить. В этом и проявляется успех работы лечебного учреждения. 90%
эффективности, которых мы добиваемся, означают, что кто-то вылечился, у
кого-то наступило резкое улучшение, кто-то избавился от инвалидной
коляски, а кто-то приобрел другой социальный статус.
У нас есть лечение, названное “иппотерапией”. Мы арендуем лошадей, на
которых инструкторы учат ездить наших пациентов. Для детей это огромная
радость, а общение с животными развивается коммуникабельность, память,
мышление, речь. Это одна из новейших реабилитационных методик,
применяемых в объединении.
Для расширения кругозора и представлений ребенка об окружающем мире мы
водим детей-инвалидов в Третьяковскую галерею, где опытные
искусствоведы-методисты проводят занятия, используя специально
разработанные подходы и приемы преподавания эстетики. Все это наши
собственные методики, нигде больше не применяемые. Мы проводим и
специальные занятия с родителями больных, обучая их доступным в домашних
условиях приемам реабилитации, чтобы закрепить, не растерять результаты.


– Но главное, наверное, все же лечебные процедуры?
– Все проводится в комплексе. Конечно, у нас применяется самое
современное лечение, используем и отечественные и зарубежные разработки.
Помимо широко известных физиотерапевтических процедур, прогреваний, ванн
и массажей применяется и несколько уникальных методов. В их числе
стимуляция мышечной активности с помощью электростимуляторов, вживляемых
в спинной мозг. Этот способ разработан в Институте нейрохирургии им. Н.
Н. Бурденко. Крохотный пульт управления, который выводится наружу, дают
родителям или медработнику – и начинается планомерная, по нескольку раз
в день, стимуляция определенных групп неработающих мышц. Посылаемый
электрический импульс заставляет мышцу в нужный момент напрячься. Этим
тренингом достигаются удивительные результаты. Электростимулятор стоит
дорого – около тысячи долларов. Но здесь он достается больным детям
бесплатно. К слову, любое лечение в нашем объединении бесплатно для всех
детей России. Правда, электростимуляторов не хватает, и обеспеченные
родители порой покупают их за свой счет.

Лечат у нас и лимфостаз, иначе – слоновость. К сожалению, Республиканское
объединение – единственное медицинское учреждение в России, где лечат
это серьезное заболевание. Метод лимфодренажа разработан в Германии, наш
специалист Вера Сергеевна Макарова училась там ювелирным приемам отвода
лимфы в нужное русло.
Каждый сеанс особого массажа длится больше двух часов, врач нежными,
бережными движениями “отдавливает” лимфу из мест скапливания. После
такого специфического массажа следует особая система бинтования, чтобы
не дать лимфатической жидкости стечь снова. Здесь же применяется и
компрессионное белье. Вера Сергеевна творчески подошла к освоенному ею
методу: она применила его для лечения детей с послеожоговыми
осложнениями. И тоже добилась прекрасных результатов.
– Ваше объединение пользуется авторитетом и за рубежом. Помнится, был
даже обмен пациентами с Норвегией. Будут ли продолжаться эти контакты?


– Наверное. Иностранные медики нашим опытом интересуются. Но у нас разный
подход к лечению. Там главным считают обеспечить больного
высокотехнологичным оборудованием для удобства. А он как сидел
скрюченный, так и сидит, окруженный самыми хитроумными приспособлениями.
Мы же ориентируемся на активные действия самого больного, используя
компенсаторные возможности его организма. И успешно этого добиваемся.


– Пребывание у вас, наверное, длительное?
– От полутора до трех месяцев. Бывает, требуется провести несколько
курсов. Поэтому мы открыли недавно общеобразовательную школу, где дети
во время лечения проходят школьную программу. Направляют к нам органы
здравоохранения. Правда, в отделение интеллектуальных расстройств
образовалась очередь. Но помимо стационара на 200 коек в подмосковных
Горках Ленинских, в объединении есть поликлиника и дневной стационар в
Москве на улице Бакулева.


По вопросам, связанным с лечением, можно обратиться по телефонам
438-28-11 (дневной стационар) и 549-81-22 (Горки Ленинские).





Лидия ИВЧЕНКО