Изумрудные волосы африканских красавиц

Рассказывает кандидат исторических наук, петербургский историк-этнограф Виктор Михайлович Евстигнеев и мастер-парикмахер, модельер, преподаватель обучающего центра «Морис» из северной столицы Елена Олеговна Раскина.

Свинцовая краска
Первые краски для волос появились, конечно же, в Египте. В этой стране даже самые бедные и незнатные женщины имели весьма внушительный запас косметики. В него входили тон для лица, тушь, тени, духи и ароматические притирания для тела. Завершался этот список краской для волос. Сначала она представляла собой сажу, смешанную с пеплом и животным жиром. Смесь наносилась на волосы, тщательно втиралась в них и расчесывалась. Делалось это по особо торжественным случаям – обычно по религиозным праздникам.
Надо сказать, что жреческие обряды продолжались несколько часов подряд. Было жарко, жир, входящий в состав краски, плавился и начинал течь. Черными становились шея, лицо, а главное, одежда, которая должна была оставаться незапятнанной.
Поэтому от смеси на основе сажи начали отказываться. Вместо нее стали пользоваться составом из солей свинца и извести. Те вступали друг с другом в химическую реакцию, и свинец начинал проникать в корковое вещество волоса. В результате жесткая шевелюра египтян приобретала еще более темный – иссиня-черный –
оттенок. Он был показателем богатства, знатного происхождения или высокой должности.
Простые люди с небольшим достатком не могли себе позволить свинцовую краску. Это подтверждают египтологи. Свинец был обнаружен в волосах далеко не всех мумий –
лишь фараонов, их приближенных и жрецов высшей касты. Все остальные красились уже известной в то время басмой.

Богатая краска
С древних времен кустарник индигофера не давал людям покоя. С ним постоянно проводились какие-то эксперименты. Закончились они получением двух основных красителей. Одним из них был индиго – ярко-синяя краска, которой красили ткани. Вторым – басма. Ее научились делать несколько тысячелетий назад.
Басму делали из листьев индигоферы. Сначала их собирали с дикорастущих кустов. Потом появились целые плантации, на которых работали несколько сотен человек. Собранные листья возвышались огромными насыпями, а готовую уже басму ссыпали в мешки из звериной кожи. Ткань не подходила, так как поглощала пигмент, и басма становилась некачественной.

Караваны, везшие кожаные мешки, сопровождались двойной охраной. И все равно они чаще всего становились объектами нападения. Ведь басма ценилась буквально на вес золота.

Басмой пользовались все – и египтяне, и ассирийцы, и персы, и абиссинцы, и шумеры. И мужчины, и женщины. В некоторых областях волосы красили даже детям. И опять-таки прослеживалась закономерность – чем богаче было сословие, тем чаще оно использовало краситель для волос.

Сильная половина человечества пользовалась им для того, чтобы наглядно продемонстрировать свой достаток. Недаром окрашенная хной или басмой борода считалась признаком высокого дохода.

То же самое можно сказать и о домашних животных. Например, отдавалось предпочтение светлым породам кошек и собак – их шерсть легче поддавалась окраске. Птицам чернили клюв. Все это делалось для того, чтобы гости знали – у хозяев с доходами все в порядке. Глава семьи в состоянии купить хны и басмы не только себе и жене, но еще и домашним любимцам.

У женщин, конечно же, все было по-другому. Во главу угла ставилась эстетика. Басма и хна использовались для того, чтобы украсить себя. Менялся цвет волос, ресниц и бровей. Рисовали затейливые орнаменты на коже. Одним словом, растительные красители использовались по максимуму.

Африканские реснички
Африканские женщины красили волосы совершенно невероятными способами. Например, покрывали голову толстым слоем красной глины. Та высыхала и отваливалась кусками, оставляя после себя мелкую пыль. Ею были припорошены все волосы – начиная от корней и заканчивая кончиками. В итоге африканская дама становилась ярко-рыжей.

Или… зеленой. Это происходило, если вместо глины наносились водоросли. Предпочтение отдавалось наиболее ярким их разновидностям. Чем более изумрудным получался оттенок волос, тем модница становилась привлекательнее и желаннее.

Накладные ресницы автоматически делали женщину королевой красоты. Для того чтобы заслужить этот титул, африканки вытворяли невиданные вещи.

Прежде всего добывался волос какого-нибудь животного. Чаще всего зебры. Особые счастливицы становились обладательницами кисточки львиного хвоста. Их него выдирались жесткие волоски, которые приклеивались к векам. Иногда такие «ресницы» были так тяжелы, что женщина с трудом открывала глаза. Это и неудивительно – ведь длина приклеенных волосков достигала 15–20 см.

Красные ресницы
В Восточной Африке для окраски волос использовались маленькие жучки, похожие на муравьев. Их собирали, сушили, толкли, и в результате получался порошок ярко-рыжего цвета. Его красящий пигмент легко проникал в волос, окрашивая его как минимум на несколько месяцев.

Этот способ окраски был известен на протяжении многих сотен лет. После того как на Черном континенте появились белые люди, краска из жучков стала известна в Европе. Туда она попала под названием «миност». Одно время он был таким же продуктом торговли, как специи, слоновая кость и драгоценные породы дерева.
Охота на дорогостоящих жучков шла везде, где только можно. И очень скоро эти насекомые стали встречаться крайне редко. За несколько десятилетий миност из обычного товара превратился в дефицит, а потом исчез совсем.

Самое широкое распространение миност получил в Германии, Нидерландах и Англии. Здешние женщины отличались белой кожей и светлыми, можно сказать, блеклыми волосами. Их делали чуть ярче.
Конечно, о ярко-рыжем цвете речь не шла. Но небольшая концентрация миноста помогала добиться красивого золотистого оттенка. Причем красились не только волосы, но и брови.

Французская перекись
Смуглые черноволосые женщины вели еще более жестокий бой с природой. Особенно на этом поприще отличались француженки. До некоторых пор их удовлетворяла собственная масть. Но потом ее стали прятать под светлые парики, которые к тому же пудрились рисовой пудрой. В результате голова становилось белой.
Так продолжалось более полутора столетий. А потом был изобретен способ обесцвечивать свои собственные волосы. Эта заслуга приписывается разным людям. По одной теории обесцвечивание изобрел парижский аптекарь. Он случайно вылил перекись водорода на своего черного кота. Через несколько часов у того на шкурке появились желтые подпалины.

По другой теории, обесцвечивание придумал придворный косметолог французской маркизы. Та отчаянно завидовала своей белокурой королеве и мечтала превратиться в блондинку. Косметолог был настолько издерган капризами своей хозяйки, что работал сутки напролет. В конце концов опыты увенчались успехом. Оказалось, что перекись может выбелить волосы. Посветлевшая маркиза произвела фурор при дворе, и практически все дамы последовали ее примеру.

Очень долго французские аристократки щеголяли желтой шевелюрой. Она считалась признаком дворянского происхождения. Не брезговали перекисью даже мужчины. По канонам их красоты шевелюра должна быть светлой, а борода и брови – угольно-черными.

Спорный вопрос
Конец XIX – начало XX века ознаменовались эмансипацией. Юбки стали короче, исчез корсет, в моду вошли занятия спортом. И, конечно же, было налажено промышленное изготовление косметики, в том числе и краски для волос. К ней прилагалась перекись в специальных бутылочках. Те были украшены этикетками, на которых значился процент и инструкция к применению.

Несмотря на это, очень часто случались казусы. Самостоятельное использование перекиси приводило к тому, что женщины подчистую сжигали волосы. Те просто-напросто отваливались, тогда на помощь приходили шляпки, парики и шиньоны.

Лишь в 50-х годах появилась известная и привычная для нас краска в тюбике. Ее изобретение приписывают себе все крупные фирмы, например  «Велла» и «Шварцкопф». Известно лишь одно – в 50-х годах появилась первая палитра, которая была очень бедна. Но уже через несколько лет выбор оттенков стал в несколько раз больше.

С тех пор тенденции окрашивания многократно изменились. Было изобретено мелирование, потом тонирование. Сейчас мода делает новый виток – становятся популярными натуральные цвета, без явно выделенных прядей.

Карина БОЛОТОВА