Как правильно утешать?

Как правильно утешать
«Недавно прочитала, что оказывается, когда человек в истерике, утешать его не надо. Надо просто дать выплакаться, а утешениями можно только «подогреть» истерику. Это действительно так?» — Наталья, г. Пермь

На вопрос читательницы отвечает московский психолог, эксперт телеканала «Россия 24» Евгений Идзиковский.

Что такое истерика

Когда мы видим, как человек бьётся в истерике — кричит, плачет, яростно жестикулирует — первое неосознанное желание — успокоить словесно. «Прекрати реветь!» — говорит мама малышу, устроившему «спектакль» в детском магазине из-за очередной игрушки. Но ребенок плачет еще громче. «Успокойся наконец!» — реагирует на женскую истерику муж. И получает еще более «бурный» ответ.

Психологи сходятся на том, что истерика — реакция на ситуации, которые идут вразрез с желаниями. В которых мы критически ощущаем бессилие. Истерика — это своеобразный способ выразить свои эмоции. По сути, разница между взрослой и детской истерикой лишь в том, что ребёнок реагирует мгновенно, если что-то идет против его воли. А во взрослом возрасте мы подолгу копим негативные эмоции, и однажды они выплескиваются в виде такого срыва.

Основные черты истерической реакции: стремление демонстративно привлечь к себе внимание; желание достичь какой-либо своей цели, получить выгоду в сложившейся ситуации.

Истерика может быть громкой — эти примеры известны. И тихой, когда человек страдальчески смотрит в одну точку и с укоризненным видом молчит, надеясь вызвать чувство вины у «зрителя».

Регулярные истерики могут быть следствием серьезного психологического заболевания. Но такие ситуации редки, поэтому мы разберем, что делать при обычных бытовых истериках-манипуляциях.

Что нельзя делать, если у человека истерика:

Давать прямые команды типа: «Успокойся!», «Перестань!», «Остановись!». Также исключены негативные инструкции с частицей «не»: «Не нервничай!», «Не кричи!», «Не плачь!». Почти наверняка это еще больше усилит истерику.

Давать волю эмоциям, жалеть, потакать капризам. Человек как раз и ждёт ответной реакции, а потому не успокоится таким образом.

Впадать в ответную истерику. Как и в предыдущем пункте, любая сильная эмоциональная реакция только усугубит положение дел. Важно помнить, что основная цель закатившего истерику — привлечь внимание.

Пытаться объяснить что-либо человеку, давать логичные «раскладки». Он всё равно не услышит вас в таком состоянии.

Как правильно действовать:

Удалить «зрителей», если они есть. Отсутствие внимания сведёт истерику на нет, если мы имеем дело с сознательной манипулятивной истерикой.

Самому также лучше отойти и никак не реагировать на разыгрывающийся «спектакль».

Если человек делает попытки вызвать у вас какую-либо реакцию, лучше попросить его ответить на конкретные вопросы, которые заставляют думать. Не спрашивайте, что случилось и что произошло. Лучше просите описать какие-то второстепенные детали события — это может сработать как отвлечение. Скажем, если подруга бьется в истерике по поводу кавалера, который не пришел на свидание и отключил телефон, можно спросить: «А где ты его ждала?», «Там все еще ремонтируют дорогу?», «А что на тебе было — та самая зеленая юбка? А почему ты не надела голубую?». Но при этом следите, чтобы вопросы не злили ее еще больше.

Переключить человека на другой внешний раздражитель. Совершить неожиданное и резкое действие, задать внезапный вопрос на абсолютно другую тему. Можно незаметно позвонить на мобильный бьющегося в истерике — звонок тоже может послужить «переключателем».

Не кидайтесь за успокоительным, не надо уговаривать «выпить водички». Вопреки распространенному мнению, в этом состоянии человек может контролировать себя. И некоторые психологи даже уверены, что такой выплеск эмоций полезен для здоровья отдельных людей.

Вместе с тем, склонность к истеричному поведению доставляет массу неудобств самому человеку и окружающим. Усвойте: если человек закатил истерику — оставьте его одного и дайте ему возможность успокоиться самостоятельно. Сохраняйте спокойствие, даже если его поведение и слова вас задевают. Все разногласия можно попытаться решить после того, как буря уляжется.

Мария Фадеева