Как стать гением?

Сегодня в условиях конкуренции креативность – одно из самых востребованных качеств на рынке труда. Как именно происходит рождение гениальной идеи? И можно ли этому научиться?
Консультирует член-коррес-пондент РАН, доктор биологических наук, директор Института мозга человека имени Н.П.Бехтеревой РАН в Санкт-Петербурге Святослав Всеволодович Медведев.

– Недавно видела объявление: «требуется менеджер по продажам, высшее образование, опыт работы, творческий склад ума». Что это за такая особенность организма – творчество?
– По сути, творчество – это умение быстро выдвигать нестандартные решения. И на их основе создавать нечто необычное. Ведь любое гениальное произведение – картина, книга, опера – это что-то новое, то, чего не было раньше.
Психология творчества – как и почему человек это делает, о чем думает – изучается уже давно. А вот физиологические аспекты попали в поле зрения ученых лишь несколько лет назад.
Оказывается, при решении творческих задач у человека активизируются особые участки мозга. В основном, лобные и височные доли. Усиливается количество связей между нервными клетками, повышается скорость кровотока.

– Откуда берутся такие особенности мозга – даны природой или приобретаются со временем?
– Большая доля творчества приходится на воспитание.
В мозге есть такой механизм, назовем его условно «детектор ошибок». Утром вы встаете и не думаете, что вам нужно умыться, причесаться – вы делаете это автоматически. Почему вы так поступаете?
Потому что есть тот самый детектор ошибок, который диктует нам правильные привычные действия. Он как бы говорит, делай так и так.
У человека в момент создания чего-либо гениального этот детектор дает сбой, перестает работать в своем обычном режиме запретов и догм. И человек вопреки всем правилам создает нечто новое, то, что до него никто еще не создал.
В принципе, здесь речь идет не только о художественных произведениях. То же самое можно сказать и о новых открытиях в области физики, математики, астрономии.
Самое интересное, что механизм контроля за ошибками формируется в первые несколько лет жизни – в среднем до пяти-, семилетнего возраста.
Поэтому априори все дети гениальны. Они могут придумать такое, что нормальному человеку просто не придет в голову. У них нет стереотипов, они не знают, как надо.
Но чем старше они становятся, чем больше они делают то, что надо, тем менее интересны они с точки зрения творчества.

– И что же нужно делать матерям, чтобы сохранить в детях эту врожденную гениальность?
– Меньше запрещать им. Самый верный путь убить в человеке творчество – это постоянные рамки и запреты: то не делай, это не бери, туда не ходи.
Пример из истории. Типичная страна запретов – Викторианская Англия. Если почитаете Диккенса и других писателей того времени, вы увидите, насколько унылой и неизобретательной была тогда жизнь. И это, в общем, понятно. Множество ограничений, причем с самого раннего детства, привели к тому, что люди жили только в строго отведенных рамках. Они разучились мыслить нестандартно, совершать не те поступки.
Конечно, находились отдельные личности, которые нарушали эти запреты. Но, может быть, имея больше свободы, они были бы еще талантливее.
С другой стороны, пример Японии. Страна, где маленьким детям разрешается почти все. И результат говорит сам за себя – эта страна добилась огромных успехов в развитии технологий.
Ведь творчество проявляется не только в создании книг, картин, опер. Великие математики, физики, астрономы – это те же творцы, каждое открытие и изобретение – это новшество, демонстрация миру того, чего он не знал до этого.

– Но постойте, если ребенок будет жить в атмосфере полной вседозволенности, он вырастет просто человеком без правил. Не сможет ужиться с людьми, у него не будет никаких границ…
– А вы посмотрите на гениев, людей, у которых творчество достигло своего высшего развития. Если обычный творческий человек создает просто что-то новое, то гений – то, чего в принципе «не может быть» с точки зрения его современников. Ведь многие гениальные идеи находили признание только спустя годы, а то и века.
Так вот, гении – это практически всегда люди, которые не вписываются в общество, живут по другим законам.

– Все-таки, мне кажется, что большинство матерей вряд ли пожелают своим детям такую судьбу. Где граница между вседозволенностью и воспитанием творческого человека?
– Нам кажется разумным такой подход. До пяти лет ребенку можно позволять многое. Абсолютные запреты должны касаться лишь опасных для жизни вещей. И конечно, должны быть запреты, связанные с нравственностью, социальным поведением.
Больше внимания нужно уделать развитию детей: музыка, танцы, рисование. Чем больше будет возможностей для творчества у ребенка, тем лучше.
Но опять же, тут главное – не перегнуть палку. Если ребенка что-то не интересует, не нужно навязывать. Но совсем без запретов тоже нельзя. Посмотрите, что сейчас у нас происходит. Долгое время мы жили и творили в жестких социалистических рамках, потом вожжи резко отпустили. И понеслось…
Что теперь мы видим? Огромное количество непонятного, потустороннего, а порой даже дикого искусства. Сходите на любую выставку современных художников. Похоже, у многих из них просто «крышу снесло». Или литература. Разве это писатели: мат, натурализм, жестокость, ничтожность характеров. За такие «шедевры» наши современники даже получают премии. Абсурд.

– А зная этот механизм, можно ли управлять творчеством? Можно ли стать гениальным?
– Гениальным вряд ли. Тут многое зависит от генетики – недаром существуют актерские, певческие династии. Довольно часто те уникальные особенности мозга, ответственные за гениальность, заложены с рождения.
Возможности влияния на мозг, и в том числе на детектор ошибок, сейчас активно изучаются, и, в частности, в нашем Институте мозга человека. Думаю, что через несколько лет появятся некоторые интересные данные.
Пока же, зная, как происходит творчество, можно дать один, но довольно емкий совет. Творческие способности, как, впрочем, память и мышление, музыкальный слух и голос, нужно развивать. И необязательно в детстве, все это с успехом можно делать в любом возрасте.
У каждого из нас по жизни есть выбор, какой дорогой из возможных пойти. Первая – это так называемый путь пивного ларька. Утром встал, умылся, оделся, пошел на работу, вечером, идя с работы, купил пиво, дома выпил, поужинал и лег спать. И так каждый день, каждый месяц, каждый год.
Второй путь – это вечный поиск новых возможностей. Человек все время пытается что-то придумать, что-то сделать, изменить привычное. У такого творческие способности будут развиваться.
Так что все до банальности просто – хотите быть творческим человеком, творите. Ищите новые возможности, выдумывайте, фантазируйте, заставляйте себя.

– Почему среди художников, писателей, музыкантов больше представителей сильного пола? Женский мозг устроен по-другому?
– Я думаю, что особых различий в строении мозга, влияющих на творческие способности, нет. И в основном такое положение дел связано с распределением ролей в обществе. Женщина должна родить ребенка, заниматься его воспитанием, готовить еду, следить за порядком в доме. Она слишком много берет на себя.
Лет сто назад на то, чтобы приготовить еду, нужно было затратить полдня: принести воду, затопить печь, приготовить, затем перемыть всю посуду. Сейчас же все это можно сделать за 20–30 минут.
Технологический прогресс облегчает жизнь женщины, освобождает ее от домашних дел. И я думаю, что пройдет совсем немного времени, и положение дел изменится – талантливых женщин станет значительно больше.

Наталья ЕПИФАНОВА

NULL