Кривые ножки

Отчего у детей бывают Х-образные ноги и как можно исправить этот недостаток при помощи специальной гимнастики, рассказывает инструктор лечебной физкультуры 85-й детской поликлиники Москвы Светлана Николаевна МИХАЙЛОВА.

Чаще всего ножки "крестиком" или "скобкой" бывают у детей, которые перенесли в младенчестве рахит – заболевание, вызванное недостатком витамина D в организме. Эта серьезная нехватка приводит к расстройству усвоения кальция, и в результате нарушается правильное формирование костей у младенца. Обычно родители или врач обращают внимание на то, что ножки ребенка выглядят как-то не совсем обычно, в возрасте около года или чуть позже, когда малыш начинает ходить.

Если попросить малыша встать ровно, соединив стопы, то коленки заходят одна за другую. Если же он встанет, прижав друг к другу коленки, стопы окажутся на некотором расстоянии одна от другой. Исправить эту деформацию можно, и особенно эффективно это получается в первые два года жизни малыша. Пока ребенок еще маленький, ему назначают лечебный массаж и одновременно пассивные лечебные упражнения, которые проделывает с его ножками массажист.

Когда малыш достигнет возраста 3-4 лет, его ножки тоже можно выпрямить, если заниматься с ним специальной гимнастикой, которую он уже способен выполнять сам, под присмотром мамы или инструктора.

Итак, начнем занятия. Заранее хорошо проветрите комнату. Заниматься нужно в футболке и трусиках или шортах, на ногах – тонкие носочки, если тепло, то можно и босиком. Хорошо, если на первых занятиях вы будете сами выполнять упражнения вместе с ребенком, чтобы показать ему, как нужно делать их правильно.

1. Сначала пошагайте на носочках по кругу – поиграйте в цаплю. Затем предложите прошествовать "мишкой" – так называется ходьба на наружном крае стопы, когда походка получается чуть косолапой. Затем походите, зажав между ногами небольшой резиновый мяч.

2. Ребенок ложится на пол на спинку. Ножки прямые, пяточки вместе. Потянуть стопы на себя, поднять голову. Как там поживают наши носочки? Попробуем их увидеть. Затем опустить голову и потянуть носочки "от себя" – растут наши ножки. Повторить упражнение 6-7 раз.

3. Исходное положение – лежа на спине, ножки слегка развести в стороны. Стопы повернуть вовнутрь и согнуть, сжав пальчики, словно они "здороваются" друг с другом. Затем вернуться в исходное положение и расслабить пальчики. 6-7 раз.

4. И.п. – то же. Ножки хлопают "в ладошки": ноги слегка согнуть стопами вовнутрь и подошвами постучать друг об друга. 7-8 раз.

5. И. п. – то же. Дайте ребенку резиновый мячик среднего размера. Обхватив мячик прямыми ножками, нужно поднять их над полом, задержать, опустить. 4-5 раз.

6. И. п. – то же. Мячик положить между коленями и крепко сжать его. Затем отпустить и расслабить колени. 8-9 раз.

7. И. п. – лежа на животе, ножки вместе, руки под подбородком. Поиграем в жучка, который барахтается в песке: сгибая ноги в коленях, нужно поработать ими, стараясь пяточками достать попку. 10-15 раз. 8. И.п. – то же. Делаем "лягушку": сгибаем одну ногу и тянемся коленкой вверх, к локтю, не сгибая туловища. Потом ногу опустить и то же самое повторить, сгибая вторую. 5-6 раз каждой ногой.

9. И. п. – то же. Высоко поднять вверх прямую ногу, носочек вытянуть, задержаться в воздухе, затем ногу опустить. 7-8 раз каждой ногой. 10. И.п. – встали на четвереньки. Поиграем в кошечку: поднимем прямую ножку (не выше спины, под прямым углом к туловищу) и потянем носочек от себя. Потом проделаем то же самое с другой ножкой. 5-6 раз каждой ногой.

Теперь встанем и походим вдоль и поперек по резиновому коврику-массажеру, сняв носочки. Затем нужно взять деревянную гимнастическую палку, встать так, чтобы стопы располагались поперек нее(палка под сводом стопы), и перемещаться вдоль нее маленькими шагами, так чтобы стопы все время располагались перпендикулярно палке.

Очень хорошо сделать для занятий приспособление из двух досок с ребристой поверхностью, сбитых под углом, которое называется "конек крыши". Можно набить на доски тонкие реечки, можно прикрепить к ним массажный коврик. По коньку крыши ребенок должен передвигаться, расположив стопы так, чтобы они не встречались одна с другой и наружный край стопы "смотрел" вниз, а внутренний – вверх. Такая нагрузка исключительно полезна для ног.

Сидя на стуле, ребенок может покатать босыми ножками деревянную гимнастическую палку, небольшой мячик, пошевелить пальцами ног так, как будто подгребает к себе песок на пляже. Если он играет, сидя на полу, покажите ему, как сидят "по-турецки", а затем попросите встать и снова присесть из такого положения, поддерживая его за ручки. При этом впереди должна быть то одна ножка, то другая.

Вашему малышу нельзя:

* сидеть на коленках с вывернутыми наружу голенями

* кататься на роликах

* носить обувь с мягкой пяткой и без каблука, например, чешки. Ему полезно:

* Сидеть по-турецки

* кататься на велосипеде

* ездить на лошади

* носить обувь с жестким задником, на небольшом каблучке (3-4 сантиметра)

* делать соляные ванны для ног или плавать в такой ванне, а также в бассейне с морской водой

* летом ходить босиком по траве, песку, гальке

* сидеть "верхом": на стуле, на бревне, на качелях, на папиной ноге.

Екатерина РЕШЕТОВА