Медицинский туризм

Сейчас россияне все чаще отправляются на лечение за рубеж. В каком случае туда стоит поехать?

Каковы плюсы и минусы медицинского туризма?

Консультирует кандидат медицинских наук, координатор отделения медицинского туризма Медицинского центра им. Хаима Шеба (Тель-Авив, Израиль) Тина Шолков.

 

– Я знаю, что ваш госпиталь уже почти 20 лет принимает на лечение пациентов из самых разных и в том числе довольно благополучных стран. Почему у себя не лечатся?

– Как это ни парадоксально, но большинство наших пациентов приезжают как раз из благополучных и цивилизованных стран. Все просто. Человек с нормальным уровнем жизни и финансовыми возможностями хочет получить лечение на высшем уровне. Люди из небогатых стран часто не могут себе такого позволить.

Основная часть пациентов – те, кому нужна квалифицированная медицинская помощь. Хотя, возможно, есть и те, которые едут, чтобы потом говорить всем и каждому о том, что «он лечился за границей». Но таких мало.

Все-таки человек, отправляясь в другую страну, тратит немалую сумму денег, времени и сил. И если он на это идет, значит, ему это нужно. В мире негласно существует иерархия – какая страна в какой области медицины достигла наибольших высот. И люди выбирают лучших. Это естественно.

В качестве примера можно привести Англию. Там впервые разработали метод ЭКО и сделали первую подсадку. Но сейчас, и это уже второй пример, на ЭКО «специализируются» многие страны. Некоторые из них обогнали первопроходцев. Есть среди них и Израиль. Специалисты нашего госпиталя разрабатывают авторские методики, ради которых к нам едут пациенты из других стран. Мы здесь лучшие. В частности, предлагаем методы вспомогательных репродуктивных технологий у онкологических пациенток.

Также мы добились хороших результатов в протезировании суставов, онкологии, операциях на сердце, болезнях крови. Именно эти направления – наши конкурентные преимущества. Хотя есть и достижения в других областях.

Но среди наших иностранных пациентов есть и граждане тех стран, в которых уровень медицины развит не так хорошо. Поэтому отделение медицинского туризма в нашем госпитале охватывает все направления.

Мы используем самое современное оборудование, закупая его по необходимости за рубежом. А вот большая часть препаратов, которые мы применяем в лечении, производится в Израиле, в том числе и на заводах одного из крупнейших производителей лекарств – компании «Тева». Она поставляет нам около пятидесяти различных наименований препаратов.

– А как насчет маленьких пациентов?

– У нас есть детское отделение, которое работает по таким же правилам, как и взрослые. Скажу больше, к нам обращаются даже родители новорожденных. Несколько месяцев назад был такой случай. Приезжала с Крита семья с малышом, которому было всего три дня от роду. Ему понадобилась срочная операция на сердце, которую успешно провели наши кардиохирурги. Теперь малыш нормально растет и развивается, а ведь все могло быть иначе – у него был порок сердца, несовместимый с жизнью. И если бы не вовремя оказанная помощь, все могло закончиться печально.

– А есть ли какие-нибудь ограничения по возрасту?

– Конечно, при назначении лечения мы учитываем возраст пациента. Бывают и такие печальные ситуации, когда человек обращается слишком поздно – ему требуется определенное лечение, но из-за его почтенного возраста мы вынуждены отказать. Слишком велик риск осложнений и неблагоприятного исхода. К такому развитию событий тоже надо быть готовым. И если проблема есть, ее нужно решать не затягивая.

– Бывает ли так, что вы отказываете в лечении людям среднего, скажем так, некритичного возраста?

– Да, и такое бывает. Во-первых, мы никогда не беремся за лечение, если видим, что результата не будет. И говорим пациенту откровенно и обязательно до его приезда.

Во-вторых, по отношению к иностранным пациентам не применяются те виды лечения, которые являются юридически спорными. По ним нет договоренности с другими странами. Например, мы вынуждены отказывать на просьбы о суррогатном материнстве или пересадке донорских органов. Здесь довольно много «подводных камней».

– Каким образом вы еще до приезда пациента можете узнать, поможет ему лечение или нет?

– Схема работы нашего отделения стандартна. Примерно так действуют и многие другие клиники, специализирующиеся на медицинском туризме.

Чтобы человек не тратил зря время и деньги, работа с ним начинается задолго до его приезда. Он связывается с нами по факсу, телефону или электронной почте. Сразу же мы просим его выслать нам медицинское заключение. Желательно на английском языке. Если это проблематично, тогда можно и на русском. Мы сами переведем его.

– Как я понимаю, нужно взять свою медицинскую карту и полностью отсканировать или перепечатать ее?

– Нет, это лишнее. Нам нужна самая свежая информация, отражающая те проблемы со здоровьем, по поводу которых человек к нам обращается. Состояние пациента и его проблемы на сегодняшний день. Их мы передаем профильным специалистам, которые на основании этих документов разрабатывают программу обследования. И если возможно, примерного лечения. Также рассчитывается и ориентировочная стоимость лечения. Все это, а также рекомендации врача отправляются пациенту. Далее он уже принимает окончательное решение – необходимо ему приезжать или нет.

На основании этих же документов мы можем и отказать. Но такое бывает намного реже.

– Если отказа не последовало, каковы его дальнейшие действия?

– Как только мы заручаемся согласием со стороны пациента, тут же высылаем ему приглашение. Он идет в посольство и на его основании получает визу. Сами понимаете, что порой получение разрешения на выезд в ту или иную страну может затянуться. Клиники, имеющие опыт в данных вопросах, как правило, помогают своим пациентам их решать.

Далее, если необходимо, мы организовываем встречу в аэропорту и размещение в гостинице, которая находится на территории госпиталя. Более того, за долгие годы работы мы уже имеем определенные контакты с другими службами, которые нам в этом помогают. Например, наше отделение может организовать встречу пациента и его сопровождающих в аэропорту, трансфер до больницы. Также у нас есть специально обученные люди, которые, получив разрешение, помогают тяжелобольным пациентам, например, на инвалидных колясках, выбраться из самолета. И затем добраться на специальном автомобиле до больницы.

В госпитале к каждому пациенту прикрепляется менеджер-координатор, который сопровождает его буквально во всем. Он для пациента и советчик, и консультант, и помощник во всем.

– Зачем нужна гостиница? Разве нет возможности разместить пациентов в клинике?

– Сейчас во всем мире все чаще предпочитают обследовать и лечить пациента амбулаторно. То есть человек все это время живет дома или в гостинице, а в клинику приходит только на анализы, исследования, процедуры. Как показывает мировая практика, это намного дешевле. А значит, выгоднее пациенту.

К тому же наша задача – уложиться в как можно более короткие сроки. Ведь каждый день пребывания в госпитале обходится в определенную сумму. Поэтому в среднем лечение рассчитывается на 5–7 дней.

– Раз уж мы заговорили о финансовой стороне лечения за рубежом, какова цена вопроса? И когда именно производится оплата: до лечения или после?

– Все индивидуально. Окончательная стоимость зависит от лечения, времени пребывания в больнице, количества проведенных анализов и процедур. Но у нас, например, есть определенная такса – сутки в госпитале «стоят» порядка $750. В эту сумму входят пребывание в отделении, наблюдение врача и медсестры, базовые анализы: ЭКГ, общий и биохимический анализы крови, анализ мочи. Все дополнительные обследования проводятся за отдельную плату, которая заранее обговаривается с пациентом.

То есть та предварительная программа лечения, которая составляется врачом еще до приезда пациента, имеет свою стоимость. Именно эту сумму и должен пациент перечислить на счет больницы до приезда. Затем, если в процессе лечения понадобятся какие-либо дополнительные обследования, это уже оплачивается непосредственно на месте. Оплата принимается в любом виде: кредитные карточки, наличные, безналичный расчет.

– Есть ли очередь на лечение. Сколько в среднем приходится ждать?

– Да, определенный список ожидания есть. Случается так, что к одному и тому же специалисту или на одно и то же лечение записываются одновременно несколько пациентов. В таком случае приходится ждать. К тому же отделение медицинского туризма в нашем госпитале не единственное, наши врачи работают не только с иностранными пациентами. Это тоже надо учитывать.

– В некоторых странах, в частности в Израиле, развит как сектор государственной, так и платной медицины. В какие клиники лучше обращаться гражданам других государств?

– Да, действительно, у нас в отличие от многих других стран государственная медицина очень хорошо развита. Во многом благодаря страхованию и финансированию. Тут сложно дать ответ, к кому лучше обратиться: каждый выбирает сам.

Но стоит учитывать такой момент. Государственные клиники обладают большими возможностями по сравнению с частными медучреждениями. И если возникнет сложная ситуация, в условиях большого госпиталя ее гораздо проще и быстрее решить. Хотя мы не отказываем и пациентам частных врачей. У нас было несколько случаев именно с иностранными гражданами, когда к нам обращались за помощью специалисты из частных клиник.

Благодарим фармацевтическую компанию «Тева» за помощь

в подготовке материала.

Еще больше полезной информации

на официальном сайте госпиталя Шеба: http://rus-tourist.sheba.co.il

Наталья АФАНАСЬЕВА