“Мы” или “Я”?

"Мы" или "Я"?

Почему одним из нас удается осуществлять свои мечты и планы, а другим – нет? В чем состоит искусство ставить и достигать цели? Консультирует бизнес-тренер, эксперт в сфере личностного и профессионального развития, автор книг по психологии и менеджменту: «Как взять жизнь в свои руки», «Харизма», «Постройте ваше будущее» Игорь Леонидович Добротворский.

 

В своих книгах вы подробно изучаете биографии американских президентов, миллионеров, спортсменов и звезд шоу-бизнеса. Есть ли на ваш взгляд какие-то универсальные «секреты успеха», которые может взять на вооружение и обычный человек, который мечтает о самореализации?

– Да, конечно. Очень важно, прежде всего, уметь формулировать свои жизненные цели и выстраивать стратегию их достижения. Если коротко, то для начала я всегда советую человеку взять листок бумаги и написать на нем свои цели, желания, мечты. Пишите спонтанно, хаотично и как можно больше – все, что приходит вам в голову, самое сокровенное, честолюбивое и амбициозное. А рядом совсем обычное, из разряда «маленьких радостей».

Когда список своих жизненных задач вы набросали, начинайте с ним работать: проанализируйте его, разделите свои цели по группам: финансовые, семейные, личные, учебные, профессиональные, развлекательные.

Вас очень удивит, но статистика показывает, что 90% людей не могут четко и ясно сформулировать свои жизненные цели. На своих консультациях я советую человеку написать как можно больше целей, на четырех-пяти страницах. Например: «Я хочу стать начальником отдела». «Я хочу более высокооплачиваемую работу». «Я хочу получить дополнительное образование». «Планирую весной сделать ремонт и купить новую мебель». «Хочу взять кредит и построить дачу», «Хочу выучить еще один иностранный язык». «Хочу в августе отдохнуть в Сочи». Потом из этих четырех-пяти страниц вымывайте «золотые крупицы» – самое главное, на чем нужно сконцентрироваться.

Следующий этап – разделите свои цели по времени. Скажем, на ближайшие пять лет, на следующий год, текущий год – распишите по месяцам, неделям и дням в еженедельнике на 365 страниц. Такое планирование вам поможет взять собственную жизнь в свои же руки. Очень полезное занятие. И необходимое – для целеустремленных людей.

 

Какие внутренние психологические установки отличают успешных людей?

– Люди, добившиеся в жизни успеха, отличаются способностью выжимать из любой ситуации, даже самой провальной, положительный опыт. Они из всего извлекают пользу. Стараются найти новые точки роста. Предположим, вашей фирме не удалось заключить контракт, на который вы рассчитывали. А он сулил большие прибыли фирме и дивиденды лично вам. Для некоторых это может оказаться поводом для уныния и разочарования, кто-то будет искать виноватых, перекладывать ответственность на других.

А как делают успешные люди? Они возвращаются на исходную позицию, извлекают уроки из собственных просчетов и смотрят вокруг в поисках новых возможностей для применения своих талантов. Неудача – это ваш опыт, считают они, а любой опыт бесценен. Трудности сильных не ломают, а закаляют.

 

Чтобы добиться успеха, необходимо конкурировать. Надо ли в условиях нынешней рыночной экономики активно «работать локтями»?

– Конкуренция – это не работа локтями. Расталкивание людей ни к чему хорошему, кстати, не приводит. В бизнесе тоже действуют нравственные законы. И люди безнравственные в долгосрочной перспективе не достигают успеха. Это надо помнить. Это закон. Я всегда советую на своих консультациях применять командный подход. В американской деловой культуре есть понятие «сосиски»: если ты поднялся по карьерной лестнице, вверх за тобой, как за «сосиской», поднимутся и двое твоих нижестоящих коллег. Если вы поднимитесь еще на одну ступеньку, то за вами поднимутся вверх еще двое. Вы должны быть заинтересованы в успехе друг друга. Это выгодно.

Принцип командной работы подразумевает консолидацию ресурсов. Если вам не хватает финансов, связей, профессиональных навыков и знаний – вы привлекаете ресурсы партнеров, заинтересовывая и мотивируя их, предлагая им что-то взамен.

Людей успешных отличает убеждение, что главный ресурс – это люди. Они их чувствуют, умеют подбирать и работать с ними. Если хотите преуспеть в делах, старайтесь почаще употреблять местоимение «мы» и реже «я»: «Как бы нам это сделать получше?», «Как бы нам добиться лучших результатов?», «Как нам урегулировать это дело?» Успех личный именно в этом, а не в агрессивной конкуренции. Почаще таким агрессорам надо вспоминать пословицу: «Бодливой корове бог рогов не дает».

 

Значительный фактор успеха – коммуникативные способности человека. Что вы здесь посоветуете?

– И в деловой коммуникации, и в частном общении всегда очень важно настроиться на интересующую собеседника тему. Старайтесь соблюдать пропорции: уметь и говорить, и слушать. Не критикуйте собеседника, не осуждайте его и не жалуйтесь ему на свои проблемы, не расспрашивайте его о секретах. Думайте, прежде чем говорить.

При общении нужно быть естественным, расслабленным, внутренне свободным и непринужденным. Не упускайте возможности выразить свое восхищение собеседником. Улыбайтесь и будьте доброжелательны. Правила настолько естественны и понятны, что даже неприлично это повторять. Но вот парадокс: оглянитесь вокруг – как часто мы их применяем в своей жизни?

 

А как нужно относиться к своей работе?

– Знаете ли вы хотя бы одного человека, который достиг успеха, делая работу, которую он ненавидит? Один из ключей к высоким результатам – любить дело, которым вы занимаетесь. Пабло Пикассо как-то заметил: «Когда я работаю, я отдыхаю. Больше всего я устаю, когда ничего не делаю или принимаю гостей».

Кто мешает найти работу, которая бы нас увлекала, вливала новые силы, а не отнимала их? Если вы творчески подходите к своей работе, то будете в ней совершенствоваться, поднимаясь все выше и выше. Но если вы видите в своей работе сплошное занудство, только средство зарабатывания денег, скорее всего, такой она для вас и останется навсегда. Еще одно правило: «Если вы работаете только ради денег, у вас их никогда не будет. Если ради самого дела, деньги вас сами найдут».

 

Глянцевая культура, реклама, «звезды», миллионеры заставляют многих переживать из-за своей недостаточной успешности. Как справиться с такими чувствами?

– Действительно, люди часто сравнивают себя с другими, более успешными персонами. Это, наверное, нормально. Но в результате иногда возникает чувство горечи, неудовлетворенности, зря потраченного времени. А вот это ненормально. У каждого свои способности, цели и судьба. Живите своей жизнью, а не чужой. Здесь я рекомендую простой способ переключения негативных мыслей и чувств. Не позволяйте, чтобы вами овладевали зависть, страх, жадность, ненависть, гнев. Эти чувства разрушительны. Подумайте о собственных целях и желаниях. Что вы переживаете за других? Напоминайте себе, что хотите сделать на этой неделе, в этом месяце, в этом году. Такое простое переключение иногда помогает справиться с волнением, тревогой, самоедством.

 

Зарисовка из жизни: женщина прошла курс тренингов и сменила имидж, стиль поведения. Стала более уверенной в себе. Но вместо радости за себя со стороны коллег почувствовала какую-то недоброжелательность. В чем дело?

– Мы живем в социуме. Он в подавляющем большинстве случаев построен так: члены одного сообщества стараются удержать своих коллег в определенном статус-кво. Им не хочется видеть, как один из них вдруг становится лучше, вырывается вперед, меняет имидж или стиль поведения и делается яркой индивидуальностью. В западной культуре наоборот. Успехам, переменам к лучшему в жизни людей из своего окружения радуются, потому что видят в этом залог, вероятность и своего продвижения.

А как проявляется российский менталитет? Чтобы вызвать зависть, вам даже не нужно приезжать на работу на новой машине. Достаточно прийти в офис в новом платье или с новой прической. Кто-нибудь обязательно скажет: «Что ты так вырядилась? Эта прическа тебе совершенно не к лицу». Когда мы пытаемся измениться к лучшему – это может вызвать зависть и озлобление со стороны окружающих. К сожалению, во многих коллективах у нас пока так. Будем надеяться, что со временем наша профессиональная ментальность будет меняться на более благожелательную.

К этому нужно просто быть всегда готовым. Чтобы не страдать от внезапных стрессов. Но в любом случае нужно укреплять уверенность в себе и знать, что вы движетесь к своему успеху не ради вашей подруги Гали, или вашей знакомой Светы, не ради вашей сослуживицы по работе Наташи, а ради себя самой. А движение – особенно вверх – легким никогда не бывает.

Татьяна МЕДВЕДЕВА