— Не преувеличиваем ли мы опасность виртуальных игр? Дети всегда во что-нибудь играют. Раньше в «казаков-разбойников», теперь в «монстров» и «зомби» — на экране компьютера?
— Кибер-игра коренным образом отличается от обычной. В ней человек погружается в иной мир, не похожий на реальность. И начинает там жить. Некоторые игроманы даже меняют свое имя в паспорте на игровой никнейм. И делают пластические операции, чтобы стать похожим на своего персонажа.
Человек, погрузившийся в мир виртуальных игр, перестает контролировать себя: он может сутками не есть, не спать, тратить все свои деньги на новые игры. Так, например, одна школьница более трех дней просидела перед компьютером и умерла от обезвоживания. Некий мужчина потратил более миллиона рублей на игры и подал в суд на производителя по причине «виртуальной кражи денежных средств».
Я уже не говорю о чисто криминальных случаях, когда человек начинает идентифицировать себя со своим виртуальным героем, как американский подросток, который в течение недели убивал по несколько человек. Они казались ему монстрами из любимой игры.
— А как «подсаживаются» люди на игры?
— Сегодня знакомство с компьютером начинается в самом раннем возрасте. Однажды я сутки ехала в поезде, со мной в купе была молодая пара с трехлетним ребенком. И все это время он, не отрываясь, играл в игры на планшете. Мальчик не бегал по вагону, не смотрел в окно, не просил конфетку.
Родители были просто счастливы. Но я, как специалист, который много повидал таких деток, знаю, что с ним будет дальше.
— И что же?
— Раньше мы говорили о том, что человек должен быть всесторонне развит. Между прочим, это был правильный лозунг. Любое развитие только в одном направлении вызывает внутренний конфликт.
Компьютерные дети не любят физических нагрузок. Отсюда у многих — ожирение, угловатость, неповоротливость.
В среде детей таких часто дразнят. Ребенок замыкается. Уходит в виртуальный мир. А это в перспективе — прямой путь к деформации личности и, возможно, даже к психическим заболеваниям.
— А взрослый человек защищен от такого сценария?
— У взрослого более устойчивая нервная система. Но если человеку не хватает разнообразия в жизни, драйва, то он тоже может уйти в виртуальный мир.
Я бы так сказала про этих людей — они не очень взрослые. Многие из них, несмотря на возраст, так и остались детьми: внушаемы, не уверены в себе, мало чего достигли в жизни. По характеру эти люди, как правило, тревожные, депрессивные, обидчивые, ранимые. Они не умеют решать конфликты и стремятся убежать от проблем.
Когда такой человек начинает играть в компьютерную игру — и у него один успех, второй, третий… — он чувствует себя прекрасно, его тянет в этот мир, там он — супергерой! Играя, он получает навыки, чтобы перейти на следующий уровень. Его самооценка повышается.
Игры постоянно обновляются, поэтому не надоедают. К тому же разработчики предоставляют специальные инструменты, которые позволяют человеку самостоятельно создавать своих персонажей, менять звуковые эффекты и делать многое другое. Игровая зависимость формируется быстрее, чем алкогольная или наркотическая. Достаточно полгода, чтобы человек «подсел» на компьютерную иглу.
— Как понять, что уже сформировалась зависимость?
— Самый главный признак — это изменение системы ценностей: игрок теряет интерес к окружающей действительности, главным для него становится то, что происходит в виртуальном мире. На второй план уходит семья, общение с детьми, с родителями.
Человек не может спланировать свое время, и игры затягиваются на многие часы. Прошлой зимой молодая пара, увлекшись игрой, оставила грудного ребенка на балконе, и он погиб от переохлаждения.
Зависимый человек перестает заниматься домашними делами, забывает о своих обязанностях на работе. Говорить он может только о компьютерных играх и только с теми, кто в них разбирается.
Игрок морально опускается: перестает следить за гигиеной, позволяет себе поступки, которые раньше не одобрил бы: он может попрошайничать, начать воровать.
— Можно ли избавиться от игровой зависимости?
— Такие наработки есть. Главный их принцип — избавив человека от компьютерной зависимости, дать ему что-то взамен. За рубежом, например, для подростков организуются что-то вроде наших бывших пионерских лагерей. Там нет компьютеров, других гаджетов, с детьми работают психологи.
Дело в том, что подростки, просидевшие всю свою недолгую жизнь у монитора, многого не знают, не умеют. А в лагере их учат разводить костер, готовить на нем еду, ходить в походы, общаться со сверстниками. Есть разные мастерские, где человек может научиться что-то делать руками — выпиливать, рисовать, лепить.
И два-три месяца такой жизни позволяют подростку увидеть, осознать, что есть альтернативный мир, который не менее интересен, чем виртуальный. Надеюсь, что такие лагеря вот-вот появятся и у нас.
— А взрослого, который увлекся компьютерными играми, можно вернуть в общество?
— Можно, если он этого захочет. Существуют специальные психологические тренинги, различные подходы, позволяющие человеку изменить отношение к себе и к жизни.
Игрок за время, что провел за компьютером, дезадаптировался: он не знает, как найти работу, как на нее устроиться, как общаться с реальными людьми. Этому его по-новой учат на тренингах.
Чаще всего это групповые занятия, где есть еще человек пять, страдающих такой же зависимостью. Они друг друга хорошо понимают. Если большая часть группы решила изменить что-то в себе, то это действует и на остальных. Занятия ведут опытные психологи — они создают конструктивную обстановку.
Конечно, если человек доигрался уже до того, что у него начались галлюцинации, возникла бредовая симптоматика, его надо лечить. Но потом все равно необходимо подключать психолога.
— Ну, а если человек не считает, что у него есть проблемы? Как объяснить ему, что его увлечение играми переходит за рамки нормального?
— К каждому человеку нужен отдельный подход. Лучше, если кто-то из членов семьи сначала проконсультируется у психолога, как разговаривать с таким человеком.
Но главное — близким надо набраться терпения. И осторожно давать понять игроману, что его увлечение мешает нормальной жизни. Разумеется, говорить ему нужно не тогда, когда он играет, а когда делает перерывы. Предложите ему сначала так: «Хорошо, играй, но давай что-то делать и другое: ходить в гости, в театр, гулять по выходным». Отвлекайте игромана. Уезжайте с ним туда, где нет интернета — в лес, в глухую деревню.
Иногда таких людей выводит в реальную жизнь какое-то потрясение. Например, угроза развода. Игроманы — люди без стержня внутри. Психологически незрелые. Страх остаться одному у них силен.
Надо, чтобы такой человек обратил внимание на все стороны своей жизни. Я обычно рисую снежинку, каждая линия которой означает какую-то ценность: друзья, работа, деньги, хобби. И прошу оценить от 0 до 10 баллов, насколько она задействована в его жизни.
Человек счастлив, когда у него в результате получается более-менее гармоничная паутинка. У игромана, как правило, многие стороны жизни просто исчезают. При таком раскладе счастья не жди.
Видя это, игрок начинает думать, как исправить то, что «завалено»: наладить отношения с друзьями, свозить семью на море, помочь родителям на даче, найти увлекательную работу.
Если человек достаточно умный, этот метод хорошо действует. Он видит: надо что-то делать со своей жизнью. А это уже серьезный шаг к исцелению.