Не хочу в школу

Что происходит с вашим ребенком после того, как вы расстаетесь с ним у школьной двери? Как реагировать на школьные проблемы детей родителям, размышляет московский психолог Нина Федоровна Смирнова.
«Недавно прочитала заметку о том, как мальчика травили в школе одноклассники, и он, чтобы откупиться, воровал дома деньги. Меня потрясла эта информация. Я стала думать, а вдруг и с моим сыном произойдет что-нибудь подобное в школе?»

Марина В., г. Волгоград

Что происходит с вашим ребенком после того, как вы расстаетесь с ним у школьной двери? Как реагировать на школьные проблемы детей родителям, размышляет московский психолог Нина Федоровна Смирнова.

– В этой ситуации удивительно другое: как родители могли не заметить, что с ребенком творится неладное? Или хотя бы то, почему в доме пропадают деньги? «Страшные» случаи в школе чаще всего происходят с теми детьми, у которых мама с папой живут своей жизнью, особо не интересуясь, что происходит с сыном или дочерью.

Что делать, если вам стало известно, что вашего сына травят одноклассники? Пойти к учительнице и спросить: знает ли она об этом? Иногда преподавательнице бывает выгодно отвести агрессию класса от себя на какого-нибудь ученика. Она может при всех обозвать школьника, допустим, «олух» или «тупой» и тем самым дать детям внутренний сигнал: «Разрешаю его травить».

Если неприятности с одноклассниками у вашего сына начались с чего-то подобного, потребуйте, чтобы учительница остановила развитие этой ситуации каким угодно способом, вплоть до публичного извинения перед ребенком. Если же преподавательница не знает, что над учеником издеваются дети, тем более надо призвать ее встать на его сторону.

Можно прийти в класс и сказать ученикам, что вы все знаете и так не оставите. Многие родители боятся предпринимать какие-то действия: как бы не сделать хуже. Но дети в коллективе живут по законам стаи: если на сторону гонимого встанет взрослый, всякая травля прекращается. К сожалению, такие сегодня взаимоотношения во многих школах. Защищайте своих детей, когда надо.

«Моя дочка – очень хорошая девочка: умная, ласковая, старательная. Но она панически боится контрольных, экзаменов, даже ответов у доски. Дело доходит до того, что у ребенка поднимается температура накануне диктанта или тестирования. Сначала я думала: ничего, привыкнет. Но дочка пошла уже в пятый класс, а все остается по-прежнему».

Галина Р., г. Тула

– По всей видимости, ваша дочка имеет психоастенический склад характера. Людям этого типа свойственна тревожность, боязливость, застенчивость. Вам прежде всего нужно принять индивидуальность девочки. И не требовать, чтобы она была веселой и беззаботной. Чтобы ваша дочь выросла счастливым человеком, вам надо, с одной стороны, защитить ее от слишком грубого и жестокого мира, с другой – постепенно закалять ее душу.

Чаще хвалите ребенка, подчеркивайте его успехи, поскольку самооценка у психоастеников очень низкая. Показывайте, что вы любите девочку вне зависимости от того, какие оценки она приносит. Пусть она подробно рассказывает о своих страхах, помогайте ей отслеживать эти состояния, анализировать. Покажите, что ее тревога не имеет под собой реальных оснований. Можно попросить учителей по возможности не вызывать девочку к доске, а давать ей письменные задания.

«Учебный год только начался, а дочь уже принесла две двойки по математике. Мы в шоке, она окончила седьмой класс без троек. Что делать?»

Мария Т., г. Псков

– Прежде всего, разобраться, чем вызваны эти плохие оценки. Девочка не поняла урок? Пришла другая учительница и «невзлюбила» вашу дочь? Эта ситуация вполне реальная: учителя – живые люди и не всегда могут управлять собой. Или девочка еще не настроилась на учебу? И выяснив причину, подумайте, как помочь дочери.

Если девочка не понимает материала, обратитесь к учителю, найдите репетитора, сами попробуйте вникнуть в тему, хотя сейчас не каждый разберется в уроках наших школьников. Убедились, что ребенок знает материал, но все равно приносит двойки? По-пробуйте поговорить с учителем: в чем он видит проблему? А если девочка просто не хочет напрягаться и настраиваться на учебу, ну что ж, придется ей объяснить, что это плохо.

Но в любом случае не оставляйте ребенка наедине с его неуспехом. Интересуйтесь, анализируйте и управляйте ситуацией.

«Мой сын плохо учится. Боюсь, что исправить положение уже нельзя. Маленький он много болел, вероятно, это как-то повлияло на его способности к восприятию, на память. Но я вижу, что из-за постоянных двоек у него стал портиться характер. Не знаю, чем ему помочь».

Эмма Г., Ставропольский край

– Хорошая учеба – это еще не гарантия счастья. Наверняка вы знаете немало отличников, которые так и не состоялись в жизни. И таких детей, которые учились слабенько, а теперь это вполне успешные люди. Главное, чтобы ваш ребенок не потерял интереса к жизни и не считал себя ущербным.

Постарайтесь найти хоть что-нибудь, что у него более-менее хорошо получается: может, он хорошо чувствует ритм, и его надо определить в танцевальную студию. Или любит рисовать – тогда его путь в художественную школу.

Учитель Мельников из фильма «Доживем до понедельника» был неправ, утверждая, что двоечнику «не ноги надо тренировать, а мозги». Если с учебой ну никак не получается, то лучше «тренировать ноги», чем ставить на ребенке крест неудачника.

«Наш сын так рвался в первый класс. Но через несколько дней заявил: «В школу больше не пойду!» Что мы только не делали, чтобы выяснить, что случилось. «Не пойду!» – и все тут. Как заставить его ходить в школу?»

Кристина У., г. Смоленск

– В 5–6 лет все дети хотят в школу –

это как бы повышение статуса: он уже ученик! Но спустя некоторое время эта «жажда знаний» исчезает. Оказывается, надо рано вставать, 45 минут сидеть почти неподвижно, напрягать ум. У многих ребят возникает это желание – вернуть свое беззаботное детсадовское время.

Тут надо все выяснить, если не у самого ребенка, то у его одноклассников, учителей: не травят ли его дети, не слишком ли к нему требовательна учительница? И если вы убедились, что все нормально: атмосфера в классе спокойная, преподавательница не придирается, никто вашего сына не обижает, то надо проявить твердость и пережить истерики малыша. Он должен понять, что его нежелание ходить в школу – это не повод, чтобы родители освободили его от учебы. Если причина в другом, то и действуйте в соответствии с ситуацией. Но действуйте – не пускайте все на самотек.

«Мы переехали в Москву с юга России, и наша дочь пошла в школу, которая оказалась очень престижной. Детей туда привозят на модных иномарках, у всех «навороченные» мобильные телефоны, дорогая одежда. Но самое главное, почти все занимаются с репетиторами и в свои четырнадцать лет свободно говорят по-английски.

Наша девочка, конечно, отстает. Над ней стали смеяться, издеваться, она каждый день приходит домой в слезах. Что делать? Перевести в другую школу? Но тогда дочь не научится преодолевать трудности и всегда будет отступать. Оставить? Но невозможно смотреть на ее страдания».

Мадина Т., г. Москва

– Знания лучше получать все же в обстановке безопасности. И это не тот случай, чтобы закаливать характер дочери. Девочка пережила стресс переезда в другой город, разлуку с друзьями, а в переходном возрасте это воспринимается очень остро. В столице она столкнулась с социальным неравенством. Увы. Таковы реалии нашего времени.

А самое главное – она отстает в учебе и не может ничего противопоставить соученикам. Поэтому лучше перевести ее в другую школу, «попроще». Этим вы просто дадите дочери урок, что унижения и издевательства совсем необязательно терпеть. Мир широк. И всегда плохое место можно поменять на другое, лучшее.

«Я много читала, что счастливого ребенка могут воспитать только счастливые родители. К сожалению, у меня жизнь складывается не так, как хочется. Дочь я родила рано, в 19 лет, мужа у меня нет. Я смотрю на девочку, и мне хочется плакать: она словно переняла мою несчастливость. Бледная, худенькая, некрасивая… Хочу освободить ее даже от физкультуры, чтобы одноклассники не смеялись над ее неуклюжестью».

Т. Л., г. Воронеж

– Дети смотрят на себя глазами родителей. И если вы воспринимаете свою дочь как некрасивую, несчастную девочку, то она и будет расти с таким ощущением. И другие ее станут воспринимать точно так же. Однако известно немало примеров, когда у неуспешных родителей вырастали вполне успешные дети.

А все очень просто: они воспитывали ребенка с чувством, что он самый красивый, самый талантливый. Ребенок выполнял именно эту заложенную в него программу. Думается, не стоит ограждать девочку от ситуаций, где она может оказаться не на высоте. Лучше постоянно давать ей уверенность в том, что у нее все получится, она всего добьется.

NULL