Невроз по имени шопинг

Нередко поход за покупками сопровождается изрядной нервотрепкой, последствия которой многим хорошо знакомы – это и головная боль, и снижение иммунитета, и обострение хронических заболеваний. О том, как не оставить у прилавка свое здоровье, разъясняет психолог-консультант московского тренингового центра "Команда" Григорий КРАМСКОЙ.

СИТУАЦИЯ # 1

Большой супермаркет. Женщина идет по нему в поисках, скажем, шампиньонов. "А где я могу найти шампиньоны?" – спрашивает она у продавщицы, которая мило беседует со своей товаркой. Продавщица презрительно осматривает покупательницу с ног до головы и произносит: "Обратитесь к продавцу овощного отдела". Тут же отворачивается и продолжает разговор. Некорректное обслуживание – это то, что чаще всего приводит к стрессу во время посещения магазинов. Причем, с хамством продавцов приходится сталкиваться не только в маленьких захудалых магазинчиках, но и в солидных бутиках и супермаркетах, где, казалось бы, профессионально занимаются персоналом. Обрисованная выше ситуация – яркий пример завуалированного хамства. Продавщица на вопрос покупательницы ответила, голос не повысила, никакой брани не было – вроде бы она ей не нагрубила. Вроде бы Но с какой интонацией продавщица говорила – высокомерно, пренебрежительно. Всякое желание обслужить клиента отсутствовало. Надо сказать, что такое скрытое хамство бьет по нервам даже сильнее, чем оскорбления и крики. Можно ли как-то предупредить грубость продавца и тем самым избежать стресса? Вполне. Способ первый: старайтесь ходить за покупками с мужем или другом. Мужчина, особенно если он занимается бизнесом, сталкивается с грубостью часто. Он уже поднаторел в разрешении подобных конфликтов и обзавелся рядом качеств, которые помогают ему при этом не терять душевное равновесие. Второй способ: обращаясь к продавцу, улыбнитесь. Улыбка обеспечивает большую степень корректности по отношению к вам. Если же все эти предупредительные меры оказались бессильны, и вы все-таки попали в стрессовую ситуацию, постарайтесь выйти из нее с минимальными потрясениями. Здесь самое важное – не уходить с места конфликта с ощущением, что вы проиграли. Нет, хамить в ответ продавцу не надо. Лучше сказать про себя или обидчику за прилавком: "Ну что ж, Бог рассудит". И не просто сказать, а прочувствовать, понять это. Другой вариант – подозвать менеджера. Общение с менеджером нужно построить по такой схеме. Вы с улыбкой представляетесь ему и говорите: "Вообще-то мне ваш магазин нравится, но тут произошла такая досадная оплошность ". И далее рассказываете, что случилось. А затем спрашиваете: "Я просто хотела бы узнать, как, по-вашему, это нормально?" Если менеджер грамотный, он извинится, предложит решить вашу проблему и заверит, что продавец понесет должное наказание. Тем самым он разрешит конфликт и снимет стресс. Если же менеджер начнет с вами препираться и займет сторону продавца – значит, вы ходите не в тот магазин, в который стоит ходить. "Какая жалость, вы потеряли прекрасного клиента" сообщите это своим оппонентам на прощание, не вступая в лишние споры. Да, еще в любых конфликтных ситуациях полезно подключать чувство юмора. Порой удачная шутка в мгновение ока прекращает ссору. И советую приучить себя к мысли, что мир, увы, не идеален. Это поможет вам менее чутко реагировать на грубость.

СИТУАЦИЯ # 2

В магазинах так много красивых вещей. Видеть все это изобилие и не иметь возможности купить все, что хочешь – настоящая пытка. Поход по магазинам в очередной раз награждает стрессом. В настоящее время это очень распространенный вид стресса. Но тут, к сожалению, есть только один совет – больше зарабатывать. Когда я слышу жалобы на существование не по желанию, то задаю вопрос: а что конкретно вы предприняли, чтобы изменить свою жизнь – стали лучше трудиться, поменяли место работы? И чаще всего получаю в ответ: ну я же ничего не могу сделать. Это означает, что человек даже не пытался улучшить свое материальное положение. Да, зарабатывать деньги в нашей стране очень сложно. Но возможно. Просто надо приложить усилия. Для начала запретите себе сваливать вину за свое бедственное положение на кого-то или что-то – на обстановку в стране, на друга, который вас сильно подвел. Тогда вы почувствуете, что вы сами делали неправильно, начнете двигаться в нужном направлении.

СИТУАЦИЯ # 3

Женщина, зайдя в магазин, совершенно не в состоянии удержаться от покупок. В радостном забытьи приобретаются совершенно ненужные вещи. Зачастую безудержно тратятся последние деньги. Возвратясь домой, женщина обнаруживает, что кошелек пуст, накуплена гора хлама. В результате стресс обеспечен. В таком поведении явно просматриваются симптомы невроза под названием "шопинг". Это заболевание несколько лет назад было исследовано в Англии, а сегодня признано психологами по всему миру. Надо сказать, что в России сейчас "шопинг" распространен ничуть не меньше, чем, например, на Западе. Страдающий "шопингом" не может устоять перед очередной покупкой и готов при этом потратить последнюю копейку. Кроме того, шопингоман часто захаживает в магазины посмотреть на товары. Если женщина равное количество раз заглядывает в магазин просто так и заходит, точно зная, что она там хочет купить, это уже не очень хорошая статистика. Если посещений магазина с точно определенной целью меньше, чем заходов "посмотреть" – то недуг, к сожалению, человека уже настиг. Причем зачастую больной "шопингом" заходит в магазин "просто так", а выходя с покупками, уверяет себя, что именно это он и хотел приобрести. Поэтому в целях профилактики данного невроза всегда формулируйте цель своего похода до того, как вы отправились в магазин. Как лечить "шопинг"? Нужно устранить его причины – эмоциональный голод, недостаток общения, проблемы в личной жизни, неуверенность в себе. В легких случаях – чрезмерное количество свободного времени. Таким образом, "шопинг" – это симптом другой, более серьезной проблемы. Поэтому, если вы заметили у себя признаки данного невроза, не откладывайте визит к психологу.

СИТУАЦИЯ # 4

Женщина долго откладывала деньги на моющий пылесос. Наконец, она отправилась за ним в магазин, где вдруг увидела и просто влюбилась в чудесную кофеварку. Но отложенных средств явно не хватит и на пылесос, и на кофеварку. Женщина начинает нервничать, пытаясь выбрать их этих двух приборов один. Есть очень простой способ избежать подобного стресса. Если вы идете покупать, скажем, пылесос, то на чайники, кофеварки и другие приборы просто не смотрите. Если вы все же попали в сложное положение и вам не у кого попросить дополнительную сумму на понравившуюся вещь, – поразмышляйте на тему "важно и срочно". Прикиньте, какая из двух покупок пригодится вам больше, а какая – большей частью просто сиюминутная прихоть. Конечно же, покупать стоит то, что важно, а не то, что приглянулось в данный момент. Кстати, этот принцип может пригодиться вам не только в отношении покупок, но и во многих других жизненных ситуациях.

СИТУАЦИЯ # 5

В поисках нового пальто женщина случайно заглядывает в магазин, цены в котором для нее высоковаты. Покупательницу тут же обступают продавцы, предлагая ей помощь, советуя примерить ту или иную модель. В итоге дорогое пальто, которое к тому же и не слишком по душе, куплено. По дороге из магазина женщина испытывает сильнейший стресс из-за того, что приобрела не то, что хотела, и потратила больше денег, чем планировала. Давайте разберемся, почему была сделана эта ненужная покупка, переживания из-за которой еще долго будут терзать душу. Причин может быть несколько. "Неудобно было уйти без покупки, ведь продавцы были очень милы, уделили мне так много своего времени". Бывает, что именно такие мысли заставляют приобретать ненужные вещи. Чтобы не попасть в эту ловушку, советую уяснить: продавец подробно рассказывает вам о товаре вовсе не потому, что отнесся к вам как-то по-особенному. Консультировать покупателей – это его работа. Ему за это деньги платят. Поэтому вы продавцу ничем не обязаны. Случается, что напористые продавцы умело навязывают товар. Это непрофессионализм персонала, граничащий с хамством. Если у вас возникло ощущение, что продавцы чересчур на вас наседают, воспользуйтесь рекомендациями к ситуации # 1. И самая распространенная причина ненужных покупок – нежелание демонстрировать свою стесненность в средствах. Многие боятся, что будут выглядеть плохо в глазах продавца. В этом случае рекомендую хорошенько подумать: вас действительно волнует, какого мнения о вас этот совершенно посторонний человек? Думаю, что нет. И даже если вы отправились в магазин в компании знакомых, не надо строить из себя миллионера. Вас никто не осудит, если вы просто скажете: "На эту покупку у меня денег нет" или "В мой бюджет это не вписывается". Честность всегда спасает вас от стресса. А когда пытаешься играть какую-то роль, невроз гарантирован.

СИТУАЦИЯ # 6

В отделе женской одежды выстроилась небольшая очередь за блузками. Проходя мимо, женщина не может не поддаться стадному чувству и приобретает себе блузку. А дома начинается самобичевание: и зачем я ее купила, ведь она мне не нужна, только деньги зря потратила. Слава Богу, сейчас подобные ситуации встречаются гораздо реже, чем в советские времена. Тогда трудно было удержаться от соблазна встать в очередь за дефицитом, даже если этот дефицит тебе совершенно не нужен. Совет будет таким: старайтесь покупать там, где мало народу. Где так организован процесс продажи, что большое количество покупателей не концентрируется у одного прилавка или в одном отделе. Когда вы находитесь наедине с собой, то не "заражаетесь" мыслью другого человека. Это хорошо помогает избежать лишних покупок. Кроме того, качество обслуживания при большом количестве покупателей и малом количестве продавцов всегда будет не в пользу покупателей.

Екатерина ВАХТАНГОВА