Новый коллектив

Сегодня человек в среднем пять раз в жизни переходит на другую работу. От того, как вы проведете первый день на работе, часто зависит ваша дальнейшая карьера, взаимоотношения в коллективе, удовлетворенность работой. Консультирует московский частный психолог Нина Смирнова.

Он трудный самый…

Недостатка в рекомендациях, как вести себя в новом коллективе, нет. Однако, в основном, это советы зарубежных специалистов, не учитывающих особенности нашего менталитета и традиций, оставшихся от советского прошлого. Например, если вы станете сразу демонстрировать свои обширные знания или с первых же минут проявлять слишком много инициатив по реформированию, вас просто не поймут. Залог успеха в нашем коллек-

тиве – это умение в начале своей деятельности «быть как все». Разберем по порядку, как вести себя, чтобы новый коллектив принял вас за «свою».

Накануне

Постарайтесь заранее создать себе позитивное настроение. Скажите: «Завтра будет мой день. У меня все получится». Вспомните время, когда вам везло, когда все происходило как бы само собой, и жизнь благоприятствовала вам. Постарайтесь воссоздать в себе это состояние.

Продумайте гардероб: в чем вы завтра пойдете на работу. Это очень важно. Человека, одетого в том же стиле, как большинство, люди воспринимают «своим». Есть компании, где принято носить только официальную одежду: костюмы, строгие блузки. Есть места, где считается, что надо надевать только статусные, дорогие вещи. И наконец есть организации, где одеваются весьма просто.

Хотите вы этого или нет, но вам придется принять тот стиль одежды, который существует на вашем новом месте. Если вы не знаете, что принято носить в этом коллективе, вспомните, как была одета секретарша, когда вы приходили на собеседование. И разумеется, всегда беспроигрышна классика: скромно, аккуратно, достойно.

8 часов утра

Проснувшись, произнесите несколько раз про себя: «Сегодня будет удачный день». Выходите из дома заранее, чтобы не нервничать в пробках или на автобусной остановке. В первый день вы должны прийти вовремя. Именно во-время. Если у дверей офиса вы оказались раньше начала рабочего дня, погуляйте вокруг, отдышитесь, создайте спокойное, уравновешенное настроение. Приходить заранее не стоит, это, во-первых, продемонстрирует вашу тревогу, а во-вторых, вы просто не будете знать, куда себя деть, пока другие не подтянутся.

10 часов

На Западе в некоторых фирмах новичков встречают с цветами, в японских компаниях приглашают вечером в ресторан, чтобы показать: ты теперь член нашей дружной корпоративной семьи. У нас к новым сотрудникам относятся скорее настороженно: не разрушит ли он существующую атмосферу, не перейдет ли кому дорогу, не станет ли «стучать» начальству по любому поводу. Поэтому не удивляйтесь, если коллектив к вашему появлению отнесется довольно прохладно.

По правилам, начальник должен представить вас будущим коллегам, назвать имена тех, с кем вам предстоит общаться. Постарайтесь запомнить хотя бы некоторые из них. У этих людей потом вы сможете спросить, как зовут того или иного человека.

Обратите внимание, как обращаются друг к другу сотрудники – на «вы» или на «ты», только по именам или еще и по отчеству. Но в любом случае в первый день постарайтесь не «тыкать», особенно людям старше вас. Не лишним будет спросить: «Как бы вы хотели, чтобы я вас называла – по имени или по имени-отчеству?»

Если начальник по каким-то причинам не может вас познакомить с коллективом, представьте себя сами: «Здравствуйте, я ваш новый сотрудник. Меня зовут…»

11 часов

Обычно работа новичка начинается с визита к начальству, где снова обговариваются служебные обязанности, ставятся ближайшие задачи. Но если опять же этого не произошло, ищите себе занятие сами. Предложите кому-либо помощь. Попросите системного администратора подключить ваш компьютер и посмотрите корпоративный сайт. Ознакомьтесь с документами, которые лежат на полках.

В любом случае делайте что-то полезное. Не листайте на своем рабочем месте журналы мод, не погружайтесь в детектив, который вы прихватили с собой почитать в транспорте. Имейте в виду, что за вами все наблюдают, хотя и делают вид, что чрезвычайно заняты.

12 часов

Вот наконец образовалась пауза в работе, и у сотрудников появилась возможность более основательно познакомиться с вами. Рассказывая о себе, не хвастайте, какой у вас диплом, какие курсы вы оканчивали: начальник об этом знает из вашей анкеты, а коллегам ваше образование не столь важно. Для них существеннее, насколько быстро вы войдете в ритм и сможете выполнять порученную работу.

Возможно, вас спросят, почему вы ушли из прежнего коллектива. Ни в коем случае не говорите о нем плохо: корпоративный мир очень узок, и возможно, кто-то из новых коллег знаком с людьми, о которых вы отзываетесь сейчас не лучшим образом.

13 часов

По тому, позовут вас обедать или нет, можно судить, насколько вы понравились коллективу. Но если вас не пригласили в столовую, не огорчайтесь и не навязывайте никому свою компанию. Возможно, коллегам надо что-то обсудить вместе или кто-то привык обедать только в обществе своего друга. Присядьте за столик рядом. Дождитесь, когда вас пригласят. Или не пригласят. Ведите себя спокойно, не замыкайтесь, уткнувшись в тарелку, улыбайтесь, встретившись взглядом с коллегами.

14 часов

Вернувшись с обеда, вы нежданно-негаданно попали в гущу скандала. Периодически к вам апеллирует то одна, то другая сторона: «Вот вы же видели, что я передала этот документ». Постарайтесь сохранять нейтралитет в конфликтах. Скажите что-нибудь вроде: «Извините, я не обратила внимания». И лучше выйти, чтобы не участвовать. Поскольку вы – человек новый, сотрудники это поймут.

15 часов

Бывает так, что шеф, который сам вас нанимал на работу, может в первый же день достаточно резко вас оборвать, нагрубить. Дело в том, что сейчас начальники нередко проверяют своих сотрудников на стрессоустойчивость. Как вы отреагируете на грубую критику, например – возмутитесь, заплачете, подадите заявление об уходе или просто равнодушно пожмете плечами. Постарайтесь вести себя спокойно, воспринимайте все с легкой иронией, а иногда и самоиронией. Как правило, «испытывают» новичка не больше месяца.

16 часов

Вполне возможно, на новом месте вам не все будет понятно. Не бойтесь задавать вопросы коллегам. Это свидетельство вашей заинтересованности, а не тупости или некомпетентности. Но не переборщите. Делайте это дозированно, деликатно, в те минуты, когда вы видите, что человек может отвлечься. Главное – улыбайтесь, будьте приветливы, доброжелательны.

17 часов

Более-менее разобравшись в системе, вы обнаружили, что здесь делают все по старинке, так, как уже никто не работает. Не торопитесь предлагать свое «новое и прогрессивное». Ничто так не раздражает людей, как новичок, который приходит с настроением: «У вас тут был полный отстой, а теперь я научу вас жить по-новому». Пусть пройдет хотя бы месяц, прежде чем вы предложите: «А почему бы не попробовать, например, так?»

18 часов

Офис-менеджер сообщила, что завтра у одной сотрудницы день рождения. Коллектив собирает деньги на букет и подарок. Даже если в настоящий момент вы очень стеснены в средствах, обязательно отдайте нужную сумму. Нежелание принимать участие в жизни коллектива может настроить его против вас.

19 часов

Не уходите домой раньше окончания рабочего дня. Более того, обратите внимание, когда покидает свои места основная масса сотрудников. Если в коллективе принято еще посидеть некоторое время, имитируя загруженность, то и вы не срывайтесь с места.

NULL

Похожие статьи: