Ошибки родственников

Ошибки родственников

Как себя правильно вести, если дорогой вам человек в тяжелом состоянии попал в больницу?

Советует сотрудник реанимационного отделения НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Анна Георгиевна Полянская.

– Что самое главное для близких в такой ситуации?

– Прежде всего нужно принять ее. Буквально на каждого известие действует как ушат холодной воды. Речь идет о жизни и смерти. Самое разумное – сказать себе: «Да, это случилось, и случилось с нами. Этого уже не изменишь». А дальше действовать исходя из того, что теперь наша жизнь вошла вот в такое русло: человек уже не станет полностью прежним, впереди долгий период борьбы за его жизнь, который неизвестно чем кончится. Теперь будем жить одним днем и ничего не предполагать. Многие начинают рассуждать «а что было бы, если бы», винить себя, винить пострадавшего. Это никому никогда не приносит пользы. Только растравляет и отвлекает от более насущных в данный момент целей. Нужно прежде всего прийти к лечащему врачу и выяснить, каково состояние больного.

– Неужели не все это делают?

– Представьте – нет. Есть и такие, кто начинает советоваться со «своими» врачами, требует вызвать консультанта, устроить консилиум. При тяжелом состоянии больного все это бесполезно. Врача, занимающегося скоропомощной ситуацией, никто не выбирает. Не принято также переводить пациента из одной больницы в другую. Сначала пытаются сделать все возможное в том лечебном учреждении, куда он попал. Лечащий врач совершенно не обязан слушать главных врачей из других больниц, высоких чиновников, известных консультантов. Он на своем рабочем месте и подчиняется только своему начальству.

И если он добросовестный врач, то делает все возможное, чтобы вернуть пациента к жизни. К тому же в последнее время мы работаем по принципам доказательной медицины. Это означает, что врач лечит больного не как ему кажется или хочется, а по определенным международным стандартам, по отработанным четким схемам. Они научно проверены на большом количестве пациентов. Поэтому риск сведен к минимуму. Эти схемы достаточно эффективны. Я это вижу по своим больным.

Поэтому самое главное для родственников пациента – не метаться, не давать врачу советы, не высказывать претензии, а поверить ему. Мы много раз замечали, что если родственники ведут себя спокойно, не дергаются, не скандалят, то и больной лучше выздоравливает. Объяснить это рациональными причинами, конечно, трудно. Но это факт.

– Какие еще распространенные ошибки совершают родственники пациентов?

– Начинают строить прогнозы. Требуют как можно скорее обнадеживающих результатов. Считают, что если врачи как следует постараются, то можно спасти человека. Это не так. Медицина не всесильна.

– И это говорите вы, врач?

– Потому и говорю, что врач. Я много раз наблюдала, что есть границы и наших усилий и самых последних достижений медицины. Все хотят, а некоторые просто требуют чуда. Чудеса бывают редко. Требовать их нельзя. Об этом стоит помнить.

– Как, на ваш взгляд, должны вести себя родственники больного, чтобы помогать врачу, а не создавать ему лишних проблем?

– Прийти на встречу в назначенное время, узнать о состоянии, спросить, что необходимо. И терпеливо ждать. Если больной в коме, то даже приходить к нему не стоит. Достаточно просто звонить врачу и узнавать об изменениях.

Некоторые стараются задать врачу как можно больше вопросов. По несколько раз спрашивают одно и то же, строят предположения. И не думают о том, что это время врач отнимает у больных, которые ждут в палате. Есть и такие, кто начинает рассказывать о своих трудностях, о том, как же они сообщат страшную новость бабушке. У нее ведь десять лет назад был инсульт, а что подумает тетя, у нее же только что родилась внучка… Все это для врача – ненужные подробности, которые отвлекают его от проблем гораздо более серьезных – жизни и смерти других тяжелых больных.

– Но, наверное, люди просто потрясены тем, что с ними случилось, поэтому так себя и ведут?

– Есть и такой нюанс. Но после того, как шоковое состояние от тяжелого известия прошло, нередко таким образом неосознанно или сознательно пытаются показать – себе, врачу, окружающим – степень своей заботы о пострадавшем. Они часто делают это для себя самих, забывая о больном. Есть такая поза горя на плече у врача.

В жизни больницы скорой помощи это излишняя роскошь. К нам все время поступают новые больные, и им нужно оказывать помощь. Врач-реаниматолог не может выполнять роль психотерапевта, хотя он и этим занимается, никуда не денешься.

Но можно ведь и его пожалеть. Он постоянно живет в страшном напряжении. У него нет ни ночи, ни дня. Он порой разрывается от жалости к больным. В течение рабочего дня ему бывает некогда ни поесть, ни просто присесть. А родственники часто злоупотребляют хорошим отношением – попросят номер мобильного телефона и звонят в любое удобное им время. Иногда возвращаешься домой после тяжелого дежурства, не чуя под собой ног, сутки без сна, подносишь ложку ко рту или голову к подушке – и такой звонок. Я всегда отвечаю на вопросы, но прошу звонить во время дежурства, когда у меня есть время спокойно поговорить. Однако большинство не обращают внимания на эту просьбу. Они думают в этот момент не о своем больном, не о враче – о себе.

– Вам приходится наблюдать разное отношение к попавшим в тяжелую ситуацию пациентам?

– Да, иногда эта ситуация проявляет то, что было до времени скрыто. Высвечиваются настоящие отношения людей друг к другу. Вдруг исчезают те жены и мужья, которых считали главными, а помогают совсем другие родственники. Или любимые дети жалеют денег на дополнительное лекарство для родителей, потому что оно очень дорогое и уже вряд ли поможет. Или, наоборот, родители не хотят ухаживать за детьми, бывшими до катастрофы успешными, а теперь ставшими инвалидами.

Порой странное приходится наблюдать поведение. Помню одну мать, которая приходила к дочке, лежащей в бессознательном состоянии, чтобы не только помыть ее, но даже накрасить ей ногти на руках и ногах. А когда девушке стало лучше – именно она отказалась взять ее домой.

– Насколько родственники должны помогать в уходе за больными?

– Они не должны, но, конечно, могут помочь. Рук медсестер всегда не хватает. Хотя то, что положено, в нашем лечебном учреждении выполняется. Однако есть необходимые, но необязательные для медсестер процедуры ухода: если больной лежачий, то ему регулярно нужно отшелушивать кожу на тех местах, где она постоянно соприкасается с постельным бельем. Промывать, подстригать ногти, чистить уши. Сестры это делают, когда у них есть время. А когда много работы более серьезной – могут отложить, сделать наспех. Больному лучше, когда все это выполняется регулярно, да еще и родными любящими руками.

Иногда мы просим родственников приносить дополнительные средства гигиены, памперсы, шампунь, туалетную бумагу. На это денег нам не выделяется. Но для ухода за лежачими больными они совершенно необходимы. Что касается дополнительных лекарственных средств, которые иногда, к сожалению, приходится приносить родственникам, то они все находятся под строгим контролем.

Например, после лечения антибиотиками у пациентов часто развиваются грибковые заболевания, а у нас антигрибковых средств нет, их в реанимации не положено – приходится просить родственников. Что делать – такова наша нынешняя жизнь.

– Каким должен быть врач, чтобы помочь людям, оказавшимся в почти безнадежном состоянии? Иногда родственники полагаются на опыт, предпочитая пожилых врачей, другие считают, что молодые менее равнодушны…

– В «скорой помощи» пожилых практически не бывает – это тяжелая работа. Она забирает у врача все силы, физические и душевные. Работа на износ. Здесь требуется прежде всего самоотречение. Пока ты на работе, живешь жизнью своих больных. Если нужно, например, поспать или поесть, а некогда – то такого желания даже и не возникает. Поверьте мне. Это напоминает лично мне то время, когда дети были совсем маленькие: тебя нет, есть только они. Наверное, таким и должен быть настоящий врач – всего себя отдавать своим подопечным.

Екатерина КАЛИКИНСКАЯ