Парадоксы прекрасной дамы

Как известно, в 40% случаев супруги бездетны из-за бесплодия мужчины. Причины этого – не только стрессы и плохая экология, но и психологические проблемы, – считает психотерапевт,  перинатальный психолог, член Русского психоаналитического общества Елена Валерьевна Мухамедова.

 – Каким образом психология может повлиять на такие чисто физиологические процессы, как возможность зачать ребенка?

– Начну с конкретного примера. У меня в практике был такой случай. Мама поздно забеременела  и очень хотела девочку. Тогда УЗИ еще не применяли для определения пола. И когда ей сказали, что у нее – мальчик, она была в шоке, она сутки не могла ни взять на руки младенца, ни обнять его.

Ко мне они пришли, когда ребенку было уже 9-10 лет, с жалобой, что он никак не может наладить отношения с одноклассниками. Стояло лето, и я обратила внимание, что  мальчик одет в розовую майку и в штанишки на сборочке, похожие на юбку. И вел он себя, как девочка: прижимался к маме, капризничал. Кроме того, у него было явное ожирение по женскому типу: жир располагался в нижней части туловища, отчего фигура напоминала форму лампочки.  Я спросила маму, ходили ли они к эндокринологу? Да, с гормонами все нормально. Что же произошло с мальчиком, почему он почти превратился в девочку?

Любой ребенок на бессознательном уровне хочет одного: «Мама, прими меня такого, как я есть». Но мама так и не смирилась с тем, что у нее мальчик, а не девочка.

Ребенок начал подстраиваться под тот образ, который она создала в своем воображении. И даже природа отступила и стала превращать мальчика в очень некрасивую девочку.

– Но это частный случай. Обычно мамы быстро смиряются с тем, что ребенок не того пола, как хотелось бы, и начинают любить его. Почему же в наше время случаев мужского бесплодия так много?

– Сегодня на арену выходит первое поколение мужчин, рожденных амбициозными, нарциссическими матерями.

Если посмотреть на то, как воспитывались мальчики 100-150 лет назад и сейчас, то можно увидеть: изменилось очень многое. И не в лучшую сторону. Тогда на мужчину смотрели как на опору. И он ощущал себя сильным: ему надо было проявляться, делать, идти, он был заряжен мощной энергией. Сегодня мужчина не нагружен ни физически, ни морально, ни даже интеллектуально.

Женщина же за это время сделала колоссальный прорыв. Когда ее перестали сдерживать, она «выстрелила», как пробка из-под шампанского. И стала конкурировать с мужчиной. А в этой борьбе сильный пол часто проигрывает. Физическая сила сегодня не очень-то востребована, а в других областях у женщины многое получается лучше. Она испокон веков привыкла приспосабливаться, быстро соображать, все схватывать на лету.

Но от функции вынашивания и рождения детей ее никто не освобождал. Теперь представьте такую ситуацию: молодой человек и девушка учатся в институте одинаково хорошо. Они поженились, у них появился ребенок. Женщина как минимум на два года должна оставить работу и заниматься только малышом. А  у мужа за это время происходит мощный  взлет карьеры. Она понимает, что вряд ли ей догнать его. И тогда решает воплотить в ребенке то, чего ей самой достичь не удалось.

Она заставляет сына учиться, жмет на него изо всех сил: водит его и на теннис, и на математику, и на музыку, и на иностранные языки. Готовит в МГУ или в Высшую школу экономики.

– А что в этом плохого: ребенок должен попробовать себя во всем, получить, как раньше говорили, «разностороннее развитие»?

– Да, умная мама дает ему проявиться в разных областях и смотрит: какие у него способности, где у него получается, что ему нравится. Для нарциссической матери это не имеет никакого значения. Она создала себе в воображении  определенный образ  своего сына, и есть у него способности, нет ли, она будет лепить из него то, что задумала.

Теперь представьте, наступает возраст 14-15 лет, когда дети начинают получать навыки общения с противоположным полом. Нашему мальчику тоже нравится какая-нибудь Маша. Но мама, скооперировавшись с учителями, наваливаются на ребенка: «Девочек-то у тебя еще будет вагон! А если ты сейчас запустишь учебу?»

– Но если не заставлять детей учиться, они действительно в этом возрасте могут забросить школу и будут заниматься своей личной жизнью, гормоны-то бушуют!

– Мы все проходили этот этап. И в большинстве случаев родители с сочувствием и пониманием относились к нашим первым страстям, страданиям и разочарованиям, деликатно или не очень напоминая, что любовь  любовью, а учебу тоже забывать не нужно. Нарциссическая мать требует от ребенка полного отказа от своих чувств.

У меня как-то на приеме была супружеская пара с жалобой на то, что интимные отношения происходят крайне редко. Стали разбираться. Оказалось, что мужчину воспитывала именно такая нарциссическая мать. В институте к умным, образованным, интеллигентным ровесницам он не знал, как подступиться, поскольку пропустил тот период, когда подростки учатся строить отношения друг с другом.

В 30 лет у кого-то на даче после изрядной дозы алкоголя у этого молодого человека произошел первый интимный контакт с девушкой из неблагополучной семьи, приехавшей покорять столицу. И она убедила его, что у него ни с кем больше не будет получаться, кроме как с ней.

Они поженились. Девушка, как только освоилась, начала давить: меняй работу, зарабатывай больше, кому ты такой нужен, никакого от тебя проку и так далее. И если вначале у них с женой еще время от времени были интимные отношения, то теперь вообще прекратились. С точки зрения психоаналитика тут все ясно: мужчина получил вторую мать  – требовательную и авторитарную. А у каждого нормального человека в голове существует запрет на инцест.

– Но сегодня распространен и другой тип матери – этакой «подружки». Я знаю семью, где мама считает себя Прекрасной Дамой, а сыновей – своими рыцарями. Требует, чтобы они ее называли «Наташа». А если кто-то из них забывает, одергивает: «Не «мамкай!»

– Отсутствие границы между родителями и детьми ни к чему хорошему не приводит. Как известно, в возрасте от 3 до 5 лет мальчик испытывает определенное влечение к матери. Он фантазирует, что когда станет большим, женится на ней и у них появятся дети. Конечно, эти мечты не похожи на желания взрослого мужчины.

Мальчик должен преодолеть этот, так называемый Эдипов комплекс: испытать глубокое разочарование, что мама принадлежит не ему, а папе. И согласиться с тем, что никогда не женится на ней. Тогда, став взрослым, он найдет себе женщину и построит с ней семейные отношения.

Если границы отсутствуют, мальчик может продолжать фантазировать, что мама всегда будет принадлежать только ему. А если она еще и красива, соблазнительна, то в 14-15 лет он просто не станет обращать внимания на ровесниц – худых  и угловатых, похожих на гадких утят. Из таких мальчиков вырастают мужчины, уверенные, что хороших женщин нет, что все они курят, пьют и хотят только денег. Они так и остаются при своих мамах до пенсии. Или женятся на первой попавшейся, и если в самом начале не обзаведутся ребенком, то такая пара останется бездетной – интимные отношения быстро прекращаются.

Возможен и третий вариант развития событий, когда мама, не соблюдает границ. Мальчик может испытывать бешеную ревность к отцу, который имеет на нее все права. И если папа слишком жестко поставит сына на место, есть риск, что у него сформируется табу на отношения с женщинами вообще.

– Так как же воспитывать мальчиков, чтобы они стали полноценными мужьями и отцами своих детей?

– Это тема очень большого разговора. Но кратко можно, наверное, сформулировать так.

Прежде всего, надо осознать, что ребенок – отдельно существующая личность. И уже с момента зачатия понимать, что у него – своя судьба, свое предназначение. Задача матери – почувствовать, в чем оно, и деликатно помогать ему идти в этом направлении.

Далее, нужно вовремя отпустить сына под юрисдикцию отца, чтобы тот ввел его в мужской мир, дал почувствовать, что он – мужчина. Если папы у мальчика нет, его может заменить родственник, тренер, учитель. Но у ребенка перед глазами  обязательно должен быть живой пример позитивного мужского поведения. Чтобы он гордился тем, что принадлежит к сильному полу и ощущал себя энергичным, ответственным человеком, на которого можно положиться.

Наконец, надо дать возможность ребенку совершать свои ошибки и научить его справляться с ними. Верить в то, что он способен совладать с любыми трудностями – как настоящий мужчина.

И тогда природа возьмет свое.

Марта Кубас