Питание без проблем

Какие права есть у потребителя? Как себя вести в той или иной ситуации? Что нужно знать, чтобы не быть обманутым?

Консультирует председатель правления Международной Конфедерации обществ потребителей,  член Экспертного совета по торговле при Министерстве экономического развития и торговли РФ, автор более 30 публикаций по вопросам защиты прав потребителей и потребительскому образованию Дмитрий Дмитриевич Янин.

СИТУАЦИЯ №1 Туристы отравились в самолете, когда отправлялись на отдых



Как поступить?

С 1 июня 2007 года в России действует новая редакция закона о туристской деятельности. Он дает право потребителю предъявить свои претензии туроператору – той компании, которая организовывала поездку. Но обязательное условие – название туроператора должно быть в договоре и в ваучере. 

Претензии могут быть предъявлены и турагенту. Как правило, это маленькая компания, которая продает «продукты» крупных туроператоров. Так что в итоге все равно придется иметь дело с ними.

Если это был простой перелет без покупки тура, тогда все претензии авиакомпании. Для доказательства своей правоты потребуется медицинская справка или выписка из медицинской карты, подтверждающая факт отравления. И письменное заключение, а по сути предположение доктора о том, что причина отравления – некачественное питание в самолете. Поэтому, как только заподозрили неладное, сразу обращайтесь к врачу.

Также необходимы показания свидетелей – попутчиков. Поэтому в более выгодном положении клиенты турфирм, которые группами вылетают на отдых. Шансы получения компенсации повышаются, если отравление было у нескольких людей с одного рейса.

Если сможете найти свидетельства – вы можете настаивать на компенсации нанесенного вреда здоровью. А также претендовать на возмещение убытков. Например, потраченной на лечение части отдыха, денег, израсходованных на лекарства, услуги доктора, переводчика, такси до больницы. Вы вправе потребовать возмещения и  морального ущерба.

СИТУАЦИЯ №2 Накормили некачественной пищей в ресторане

Как поступить?

Первый шаг – обращение к врачу за медицинской справкой, подтверждающей отравление.

Претензии вы вправе предъявить администрации ресторана. Как правило, ее представители в случае наличия вины предпочитают договориться с вами в досудебном порядке. 

Шансы выйти победителем выше, если отравились несколько человек из одной компании.  В целях справедливости будет нелишним сообщить об отравлении санитарным врачам, которые проверяют рестораны. Для этого достаточно написать заявление или позвонить в Роспотребнадзор – ранее эта служба называлась Санэпидемстанцией –

города или области.

СИТУАЦИЯ № 3 Продали просроченный товар в магазине

Как поступить?

Прежде всего, не употреблять его в пищу, так как это может быть опасно для здоровья. С чеком и товаром, даже если вы уже успели его попробовать, следует обратиться в магазин с требованием вернуть деньги.

Будьте готовы – вам придется доказывать, что именно этот товар вы купили в данном магазине.  Поэтому подстрахуйтесь заранее. Если вы делали покупки в супермаркете и с этого момента прошло немного времени, поищите в торговом зале такие же просроченные образцы.

Иногда работники торговли ведут себя довольно агрессивно. Но это лишь своеобразный психологический ход, направленный на то, чтобы покупатель отступил под их натиском. На самом деле продажа просроченного товара – очень грубое нарушение законодательства. За это администрация может понести наказание: заплатить большой штраф. Или же вообще будет вынуждена закрыть торговую точку, если такое решение примет суд.

Информацию о реализации просроченной продукции принимает  Роспотребнадзор во всех субъектах РФ. Так что, если конфликт не был улажен на месте, искать справедливости нужно именно там. 

Если вы рассчитываете на компенсацию морального вреда, вам следует заявить данное требование в досудебном порядке, написав соответствующую претензию. В случае дальнейшего развития конфликта правоту придется отстаивать в суде.

Примерно такой же алгоритм дей-ствия при заказе продуктов питания через Интернет. Вы вправе не принимать просроченный товар и, соответственно, не платить деньги. Если оплатили заранее, то можете потребовать их возврата.

Но если заказанный товар в интернет-магазине доставлен «на грани», то есть  за несколько дней до истечения срока годности, в этом случае покупатель не имеет права отказываться от покупки. Он обязан ее принять у курьера.

СИТУАЦИЯ № 4 Приобрели испорченный или просроченный товар на рынке



Как поступить?

На рынке нужно быть вдвойне внимательным и проверять сроки годности, а также визуально оценить товар: на вид и на запах. 

Если вам выдали чек об оплате – обязательно сохраняйте его.

 

С претензиями следует обращаться к владельцу торговой точки. Администрация рынка не несет ответственности за действия продавца. Однако, если у вас есть все основания утверждать, что продажа товара осуществляется в антисанитарных условиях, с использованием  непроверенных весов, вы можете потребовать ответа от администрации. 

Если вас не поймут, обращайтесь в Роспотребнадзор, который имеет все полномочия по проведению внеплановой проверки рынка по вашей жалобе. Вы также можете использовать этот аргумент в переговорах с продавцом и администрацией.

СИТУАЦИЯ № 5 Получили некачественную пищу, заказанную по телефону или в интернет-магазине



Как поступить?

Если вас не устраивает качество продукта, его не следует оплачивать. Если вы оплатили заказ по карте, при получении позвоните оператору компании и заявите об отказе от покупки. 

Бывают и такие ситуации. Заказчик обнаружил, что качество далеко от идеала уже после оплаты, когда попробовал то блюдо, которое ему привезли. В этом случае нужно связаться с продавцом и потребовать возврата денег или бесплатной доставки в следующий раз. Как правило, данный сектор услуг достаточно конкурентный, компании охотно идут на подобные уступки.  

Интернет-магазины, как и обычные супермаркеты и рынки, контролирует Роспотребнадзор. Но так как эта услуга является относительно новой для наших граждан, то надзор в этой сфере еще недостаточно отработан. Поэтому многое зависит от самого покупателя, он должен сам оценить надежность того или иного продавца. Перед тем, как сделать заказ, тщательно изучите сайт интернет-магазина, чтобы удостовериться, что существует юридическое лицо – компания или человек, который несет ответственность за предоставляемые услуги. Обязательно должны быть указаны фактический адрес и телефон. Неплохо было бы изучить отзывы клиентов либо на самом сайте, либо на других форумах.

Еще один важный момент. К сожалению, в России не развиты механизмы защиты прав потребителей при оплате товара при помощи банковских карт.

Поэтому Конфедерация обществ потребителей не рекомендует россиянам до момента принятия соответствующего законодательства, защищающего права держателя карты, оплачивать интернет-покупки безналично.

Наталья ЕПИФАНОВА