Правило первой планерки

Правило первой планерки

Из-за кризиса многие были вынуждены искать новое место работы. Какие психологические трудности при этом возникают? Как с ними справиться?

Комментирует кандидат психологических наук, руководитель практики «Оценка персонала» столичной консалтинговой компании «Кейс» Вера Юрьевна Александрова.

Рассказывает Оксана Рыбалова, 28 лет, г. Москва:

«Недавно я устроилась на новую работу. Сказать, что меня встретили холодно, – не сказать ничего. Я почувствовала нескрываемый негатив. На все мои вопросы новые коллеги отвечают сквозь зубы. А просьбы показать, где столовая или ввести меня в курс дел, они в первые дни попросту игнорировали. Работать в такой обстановке тяжело.

А вот на прежнем месте коллектив был сплоченный и дружелюбный. Помню, как пару лет назад начальство объявило нам, что на следующий день в отдел придет новичок. Мы задержались после работы: подготовили для него стол, положили маленькую открытку с подписью «Добро пожаловать!». В общем, решили поддержать человека в сложный для него день. В результате и отношения с новым коллегой быстро наладились. А как мне наладить отношения, если все вокруг смотрят зверем?»

– То, как вы встретили нового сотрудника на прошлой работе, скорее исключение, чем правило.

Мы не знаем, чего ждать от незнакомого человека, поэтому ведем себя осторожно. Тем более в нынешний, довольно сложный период, когда каждый дорожит своей работой. Скорее всего коллегам просто нужно время, чтобы к вам присмотреться. Понять, что вы не будете жаловаться начальству, строить козни или распускать сплетни. А еще – что вы умеете работать.

Так что бить тревогу или расстраиваться из-за невнимания коллег после нескольких дней и даже недель работы не стоит. Адаптация в новом коллективе может занимать до полугода. Но для того, чтобы она прошла нормально, вам самой тоже потребуется приложить усилия.

Вы говорите о негативном отношении коллег. Это более редкое явление, чем стандартное недоверие. Такое отношение может быть вызвано самыми разными причинами. В том числе и не зависящими от ваших личных качеств. Например, вас взяли на вакансию, на которую претендовал кто-то другой. Или, пока место была свободно, вашу работу выполняли коллективно, получая за нее доплату.

Не стоит в первые же дни выяснять, в чем дело. Нет ничего хуже, чем сразу впутываться в сплетни и выяснения отношений. Сохраняйте спокойствие. Будьте доброжелательны и открыты. Покажите, что вы хорошо относитесь к окружающим вас людям. Большинство из нас бессознательно отвечают на это взаимностью.

Постарайтесь сразу же запомнить имена всех коллег, с которыми вам предстоит общаться. Неплохо выучить и некоторые их привычки. Ссорятся ли они из-за открытого окна, черный или зеленый чай пьют – все это важно в установлении контактов. Хотя бы потому, что дает отвлеченные и ни к чему не обязывающие темы для разговора друг с другом.

И еще один важный момент. В письме вы сравнили прежнее место работы с нынешним. Ни в коем случае не делайте этого вслух в офисе. Ничто не раздражает новообретенных коллег сильнее, чем такие сравнения.

Рассказывает Надежда Косарева, 33 года, г. Санкт-Петербург:

«Когда я пришла на новую работу, коллеги общались со мной нормально. А потом, где-то через неделю, была планерка. На ней я взяла на себя инициативу и внесла рабочее предложение. Сделала это без всякого расчета на похвалу. Пришло в голову, я и сказала. Начальству моя идея показалась хорошей. А вот сотрудники отреагировали на нее странно. Общение с ними стало натянутым. И это не изменилось до сих пор, хотя прошло уже почти полгода.

Я чувствую себя, как школьница, которой объявили бойкот. При разработке проектов на меня сваливают самые неблагодарные, рутинные задания. Если я вызываюсь кому-то помочь, все отказываются, даже если мой совет был бы кстати. А уж о том, чтобы позвать меня пообедать вместе, и речи не идет».

– Вы очень метко сравниваете себя со школьницей. Ученики как младших, так и старших классов не любят выскочек. Плохо относятся к ним и в большинстве офисов. Поэтому самое грамотное поведение для недавно поступивших на должность – работать хорошо, но «с оглядкой».

Это значит, что вы добросовестно выполняете задания. Не пьете по полдня чай и не играете в компьютерные игры. Ненадолго задерживаетесь в офисе, если это необходимо. Но не более того. Излишнее рвение в первые месяцы, а тем более недели, скорее вредит. Достоинством, вызывающим уважение, оно становится уже потом, когда к новому работнику привыкают.

Если уж вам очень хочется показать, что вы хороший специалист, делайте это, задавая вопросы по поводу работы компании. Это, во-первых, подчеркивает вашу заинтересованность. А во-вторых, помогает исподволь продемонстрировать знания, которыми вы обладаете.

Выступив на первой же планерке, вы совершили ошибку. Из-за этого коллеги могли решить, что вы стремитесь выслужиться перед начальством. А это никогда не считалось хорошим качеством. К тому же сослуживцы могли почувствовать опасность.

По всей видимости, среди ваших коллег есть амбициозные люди, настроенные на жесткую конкуренцию. Неслучайно вас не допускают к серьезной работе над проектами и не принимают вашей помощи. Это – отличный способ устранить опасного соперника. Чтобы повысить вас, начальству мало однажды высказанной удачной идеи. Нужна постоянная плодотворная работа.

Разрешить сложившееся положение довольно непросто. Самый простой выход – сменить работу и впредь уже не повторять свою ошибку. Но есть и другой вариант –

откровенно поговорить с коллегами. Попытайтесь объяснить, что на той планерке вы не стремились затмить их, а лишь старались делать общее дело. Это нелегко и требует психологической стойкости. Приготовьтесь услышать ироничные, а то и раздраженные ответы – никто не обязан вам сразу верить. И не сдавайтесь, если с первого раза ничего не получилось. Даже самый негативно настроенный человек смягчается, когда видит постоянные попытки установить контакт.

Рассказывает Валерия Князева, 36 лет, г. Екатеринбург:

«Когда наша компания перестала существовать, я была руководителем отдела. Шла к этому долго –

от рядового менеджера. И тем не менее восприняла новость о потере работы спокойно. Была уверена: с моим опытом найти новое место не будет проблемой.

Но все оказалось далеко не так просто. Подходящие мне вакансии были – тот же статус, те же требования. Но они гораздо хуже оплачивались – все до единой.

Я долго не могла заставить себя пойти на такую работу. Потом, конечно, пришлось – надо же на что-то жить. Теперь я снова руковожу отделом, но вместо удовлетворения у меня какая-то профессиональная депрессия. Работа мне нравится, но ведь уменьшение зарплаты – это огромный шаг назад».

– Когда кризис только начался, многие из нас столкнулись с урезанием зарплат. И врачи сразу заговорили о том, что подобные явления крайне негативно влияют на здоровье. Уменьшение заработка может привести к нервному срыву и таким психосоматическим проблемам, как гастрит или гипертония.

С сокращением доходов начинает колебаться наша уверенность в завтрашнем дне. Появляются тревожность и страх – от этого страдает нервная система. Но есть и еще одна причина. Урезание зарплаты ставит под сомнение наше профессиональное достоинство. Ведь уровень заработка многие считают показателем того, как многого они добились в свой работе.

Сейчас о сокращении зарплат слышно нечасто. Однако найти работу с докризисным заработком почти невозможно. И это рождает в нас те же чувства. Поступление на менее оплачиваемую работу – «шаг назад» не только для вас, для большинства.

Тем не менее такая позиция не кажется мне конструктивной. Хотя бы потому, что мы мало что можем изменить в сложившейся ситуации. Говорить, что кризис закончился, рано. И предложения по зарплате не начнут расти «по щучьему велению». Посему мы вынуждены довольствоваться той работой, которая у нас есть. А значит, оптимальное решение – не позволять себе впадать из-за этого в депрессию.

Относитесь к ситуации проще. Уменьшение доходов – не ваш личный шаг назад. Это временные трудности, с которыми пришлось столкнуться. Если вы увлечены работой, вы все равно будете идти вперед.

Здесь важно отметить один момент. В странах Запада традиционно не уменьшают зарплаты, а сокращают сотрудников. Делается это потому, что снижение доходов уменьшает мотивацию к работе – фирмам это не выгодно. То же самое может произойти и в вашем случае – когда устроиться получается только на меньшие деньги.

Волей-неволей задумываешься, что «выкладываться по полной» в офисе не стоит. Если вам в голову приходят такие мысли, не идите у них на поводу. Старайтесь работать так, чтобы было интересно. Это выгодно вам самой, по крайней мере, по двум причинам.

Во-первых, искреннее увлечение своим делом не дает нам «закиснуть», впасть в апатию. Отличное тому подтверждение, например, библиотекари в небольших городках. Их заработок никогда не отличался большим размером, и тем не менее у многих из них, что называется, горят глаза. Они проводят литературные вечера, устраивают праздники, делают книжные подборки, работают с детьми. И благодаря этому ощущают себя счастливыми.

А во-вторых, желание «схалтурить» быстро оборачивается против нас – мы теряем квалификацию. И когда зарплаты начнут-таки подниматься, не факт, что сможем претендовать на ту же статусную должность.

Наталия ФУРСОВА

NULL