Прививка терпения

Почему французские дети не устраивают истерик в магазине, спокойно ведут себя в ресторане и молчат, когда взрослые разговаривают?

Секреты воспитания в этой стране попыталась выведать редактор раздела «Психология» нашего журнала Нина Федоровна Русакова.

Конфеты до обеда

То, что на дне рождения моего французского друга будут его родственники с тремя детьми, меня совсем не вдохновляло. Я представила себе картину: подростки, девочка 13 лет и ее одиннадцатилетний брат через пять минут начнут скучать и маяться за столом, четырехлетняя малышка станет требовать к себе внимания и капризничать.

Гости приехали ровно в полдень – священное для французов время обеда. Подростки чинно расцеловались с хозяевами дома. Четырехлетняя Элеонора, которую папа держал на руках, тоже дарила каждому «бизу» –  «маленький поцелуй» в обе щеки.

Я привезла для детей наши российские конфеты – каждому по пакету и поинтересовалась у мамы подростков: «Когда мне их лучше подарить – сейчас или после обеда?» – «Да когда хотите», – ответила та.- «А дети не испортят аппетит?» – «Они их не будут есть до обеда» – Надин с удивлением посмотрела на меня поверх очков.

Ну, я еще могу представить, что подростки уже обладают силой воли и способны отложить удовольствие. Но четырехлетний ребенок?

Дети поблагодарили меня (и непременное «бизу» в придачу), с интересом стали рассматривать конфеты, спрашивать, как переводятся названия. Но никому в голову не пришло развернуть их и съесть. Даже тайком. Даже малышке Элеоноре.

Потом, удивившись еще раз десять поведению детей, я спросила Надин: «Как вам удалось воспитать их  такими спокойными и правильными?» «Да никаких секретов нет, – отмахнулась она. – Как меня воспитывали, так и я растила своих».

Примерно так же отвечали француженки Памелле Дрюкерман, американской журналистке, когда она задавала этот вопрос. Все же наверняка есть какие-то секреты, решила она. И досконалтно изучив вопрос, написала книгу «Французские дети не плюются едой». Сделай паузу

Воспитание начинается с пеленок. В прямом смысле – с первых дней жизни. Дети начинают спать по ночам и не тревожат маму уже в 2-3 месяца.

Памелла Дрюкерман, у которой была годовалая дочь, заметила особенность поведения французских родителей. Прежде чем подойти к плачущему ребенку, мамы и няни делают небольшую паузу. Может быть, он успокоится сам? И вмешиваются, только когда станет понятно, что малыш один не справится.

Пауза составляет пять, не более десяти минут. Но за это время, считают французы, ребенок учится мириться со своим одиночеством. Начинает понимать, что окружающие не будут бросаться к нему на помощь по первому зову. Небольшие разочарования не калечат психику ребенка, наоборот, делают его нервную систему более устойчивой. И приучать малыша ко сну надо с двухнедельного возраста.

Это не тот случай, когда даже психологи порой советуют: «Дайте накричаться ребенку. Он устанет и уснет». Французы очень тепло относятся к детям, особенно папы. Они уверены, что даже самый маленький ребенок все понимает. И с ним надо разговаривать, как со взрослым.

Тонкости французской кухни

Только 3% детей во Франции страдают ожирением. В Америке – 10%, в России – от 5% до 8%. Французские дети не капризничают за столом – едят и овощи, и рыбу. Причем делают это с аппетитом.

Приучать ребенка к правильному питанию французы приступают с четырех месяцев. Прикорм  начинают не с бесцветных и безвкусных каш, а с овощных пюре: отваренной на пару зеленой фасоли, брокколи или очищенных цуккини.

Французы верят, что ребенка надо научить есть и ценить многообразие вкусов. «Попросите малыша  попробовать один небольшой кусочек и сразу переходите к следующему блюду, – советует брошюра для родителей. – Не акцентируйте внимание на отказе. Не паникуйте. Давайте пробовать блюдо еще и еще раз в другие дни». В конце концов, ребенок оценит вкус. Или откажется от этого продукта – на что он тоже имеет право.

Впрочем, если посмотреть в меню, что дают малышам на обед даже не в детском саду, а еще в яслях, то понимаешь, что такие блюда трудно не попробовать: салат из сердцевины пальмы с помидорами, индейка с базиликом и рисом в сливочном соусе по-провански, сыр «Сен-нектер» и киви на десерт.

За столиком в яслях обычно сидят четыре человека: один из них – взрослый, который терпеливо и ненавязчиво обучает детей правилам поведения.

У французов есть определенный распорядок дня: в 8 утра – легкий завтрак, в 12 – обед, в 4 дня полдник, для взрослых – это чашечка кофе, и ужин в 8 вечера. Никаких перекусов между едой, никаких печенек или даже бананов. Они считают, что ребенок должен сесть за стол проголодавшимся. И даже самому маленькому говорят: «Потерпи. Скоро будет обед».

Детей приучают есть в определенной последовательности. Поэтому даже маленькой Элеоноре не пришла в голову мысль сразу наброситься на конфеты, которые я подарила. Она знала: время сладкого – полдник. Тогда она их и попробует.

Кто в доме хозяин

Недавняя сцена в московском метро. В вагон входят мама и мальчик лет одиннадцати. Едва они устроились на сиденье, как ребенок принялся ныть: «Мне скучно… Ну, когда мы приедем? А сколько нам еще остановок ехать?»

Представляю, как удивились бы французы… Мальчик в 11 лет не умеет себя занять? Требует от мамы, чтобы его развлекали? Это просто никуда не годится.

В тот день, о котором я рассказывала в начале, дети, пообедав, вышли из-за стола, поблагодарили взрослых, еще раз поздравили именинника – и больше мы их почти не видели. Старшие смотрели телевизор, что-то читали в своих планшетах, выходили гулять. Младшая рисовала и играла со своим плюшевым то ли зайцем, то ли котом.

Но это не значит, что французские дети – этакие маленькие взрослые. Они живые, любознательные, эмоциональные. На улице подростки завозились друг с другом, и сестра толкнула мальчика в сухую канаву. Он упал, обиделся, отказался оттуда выходить и, может, даже всплакнул. Родители и ухом не повели: это нормально, если брат и сестра слегка помутузят друг друга. Прошло какое-то время, мальчик вылез из канавы, толкнул в нее сестру – на этом они и помирились.

Для французов слова «строгие родители» звучат как комплимент. Они считают, что позволять детям вести себя как им вздумается, значит, оказывать им медвежью услугу. Если они не научатся жить в обществе, быть вежливыми, любезными, терпеливыми; не приобретут навыки самоконтроля, способности ждать, занимать себя, им потом будет очень нелегко.

Я спросила у Надин, а как бы она поступила, если бы, например, Элеонора бросилась на пол в торговом центре с требованием купить ей понравившуюся игрушку. Женщина посмотрела на меня так, будто я попыталась узнать, есть ли у ее четырехлетней дочки водительские права. «Я бы сделала «большие глаза» –  обычно этого достаточно, чтобы ребенок прекратил истерику. Потом я бы присела напротив нее, взяла ее за плечи и спокойно объяснила бы, почему сегодня я не могу купить ей игрушку. А после постаралась бы как-нибудь отвлечь: например, рассказала бы случай из своей жизни. Как я хотела в детстве что-нибудь,  и как долго мне пришлось этого ждать. Дети любят, когда им приводят примеры из личного опыта».  Умение ждать – краеугольный камень французского воспитания.

Родители проявляют строгость по основным вопросам: еда, сон, свободное время. Но внутри этих правил дети имеют свободу. Памелла Дрюкерман в своей книге приводит в качестве примера слова одной французской мамы. Она запрещает дочери смотреть телевизор, но девочка может поставить диск DVD, при этом выбрать фильм сама. Дома ребенок имеет право носить что угодно. А в чем выйти на улицу – решает мама. Вечером дети должны отправляться спать – хотят они того или нет, это время родителей.  Но в своей комнате они могут немного поиграть или почитать. Родители внимательны к своим детям, вежливы с ними с первых их дней жизни. Но никогда не дают им забывать, кто в доме хозяин.

… Разъезжались гости, когда уже стемнело. Дети забрались на заднее сиденье автомобиля. А взрослые все никак не могли закончить беседу. Им почему-то надо было обязательно выяснить: та звезда на небе, которая светит так ярко – это Юпитер или не Юпитер? Даже у меня кончалось терпение. На месте детей я бы уже двадцать раз спросила: «Ну, когда же мы поедем?»

В машине царило полное молчание. Дети терпеливо ждали, будто мы решали проблемы вселенского масштаба. И нас ни в коем случае нельзя было торопить.