Ранимые люди

Есть такое определение: «люди без кожи». Их все ранит, задевает любая мелочь, они на все реагируют необычайно остро.

Как выжить им в нашем жестком и грубом мире?

<!– /* Font Definitions */ @font-face {font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC Bold"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} @font-face {font-family:"PragmaticaC Oblique"; panose-1:0 0 0 0 0 0 0 0 0 0; mso-font-charset:204; mso-generic-font-family:auto; mso-font-format:other; mso-font-pitch:auto; mso-font-signature:513 0 0 0 4 0;} /* Style Definitions */ p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal {mso-style-parent:""; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:12.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman";} p.Normal1, li.Normal1, div.Normal1 {mso-style-name:Normal1; margin:0cm; margin-bottom:.0001pt; text-align:justify; line-height:10.2pt; mso-pagination:widow-orphan; mso-layout-grid-align:none; text-autospace:none; font-size:8.5pt; font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-font-family:"PragmaticaC PT Pragmatica Mediu"; color:black;} /* Page Definitions */ @page {mso-footnote-numbering-restart:each-section;} @page Section1 {size:612.0pt 792.0pt; margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin:36.0pt; mso-footer-margin:36.0pt; mso-paper-source:0;} div.Section1 {page:Section1;} –>

Над письмами читателей размышляет московский психолог Нина Федоровна Смирнова.

 

 

 

 «Я выросла в интеллигентной семье: у нас никто никогда не повышал голос. По образованию филолог. И вот недавно пришла работать в фирму. Стиль отношений там очень жесткий: все обращаются друг к другу на «ты», грубят, а иногда и ругаются, что абсолютно недопустимо в женском коллективе, матом. Не знаю, как вести себя в этой ситуации… Стать такой же, как они? Вряд ли у меня это получится. Мне все это чуждо. Держаться особняком? А как влиться в коллектив?»

 

Марина З., г. Санкт-Петербург

 

– Вы правы, стать «как они» у вас не получится. Более того, когда интеллигентный человек пытается ругаться матом, внутренне стыдясь, это не только не вызывает уважения, но выглядит смешно. Держаться особняком – тоже не выход: и вы будете чувствовать себя дискомфортно, и коллеги по-стараются вас поскорее выжить.

 

Оставайтесь собой, но при этом не презирайте тех, кто не получил хорошего воспитания. Не противопоставляйте им себя и уж тем более не пытайтесь перевоспитывать. Тоже в большинстве случаев бесполезно. Вы – филолог, и отнеситесь к своему положению на работе как к производственной практике. Вы же наверняка изучали на факультете арготизмы, вульгаризмы и проявления ненормативной лексики. Спокойное принятие и интерес человека другой культуры обычно льстит людям. Так что вы можете оказаться даже в выигрышном положении в этом коллективе. Ну, или найдите себе коллектив, в котором царит устраивающая вас атмосфера. Более правильный вариант.

 

Но ни в коем случае не надо терять своих убеждений, ценностей, взглядов. Все же интеллигенты – это не грузчики. Хорошо бы вверх стремиться – во всех отношениях, а не вниз катиться.

 

 

 

«Я не могу видеть, как наши пенсионеры роются в мусорных контейнерах… Это просто разрывает мне душу. Мне стыдно перед теми, кто на старости лет оказался в таком положении. А еще… страшно, что и со мной может случиться нечто подобное».

 

Александра М., г. Екатеринбург

 

– Ваши чувства хорошо понятны. Но вы, к сожалению, не можете осчастливить весь мир и уничтожить неравенство. Так что попробуйте подойти к этой ситуации с другой стороны. Делайте то, что лично можете. Если получаете «приличную зарплату» и платите с нее налоги, то на эти деньги уже содержат не одного пенсионера. Если есть возможность, помогите кому-то и более конкретно: соседке по подъезду, дальней родственнице, человеку, которого вы часто встречаете. Такие люди всегда есть.

 

Только не надо надолго погружаться в негативные переживания. Иначе жизнь начнет «учить» вас. Вы ведь, наверное, замечали: чего больше всего боишься, то и случается. Думая о плохом, мы как бы притягиваем его к себе. Поблагодарите судьбу за то, что она дала вам, и старайтесь жить так, чтобы и впредь она была к вам благосклонна: не впадая ни в уныние, ни в гордыню. И помните евангельское: «Да не оскудеет рука дающего».

 

 

 

«В последнее время мне стало тяжело ездить в метро. Не могу больше выносить эти запахи, грубость, толкание локтями. А вчера в вагоне вспыхнула ссора, и хотя я не принимала в ней участие, меня трясло полдня».

 

Мария С., г.  Москва

 

– Главная проблема переполненного транспорта – искусственное нарушение дистанции, которая принята между людьми. Когда человек подходит к нам ближе, чем на 30–40 сантиметров, то это можно расценить как ситуацию проявления любви или, наоборот, враждебности. В переполненном метро пассажирам, конечно, не до любви, значит, наше подсознание воспринимает сокращение дистанции как угрозу.

 

Что делать в такой ситуации? Изобразить из себя просто «тело»: не смотреть на человека, который рядом, закрыть глаза или отгородиться книгой, газетой. Не вкладывайте в транспортную проблему чувств больше, чем она того требует. И ни в коем случае не давайте втягивать себя в конфликты.

 

В переполненном метро часто ездят люди, которые специально провоцируют скандалы – так они получают свою долю энергии. Даже не слушайте и не вникайте, кто прав, кто виноват, если оказались рядом с конфликтующими.

 

А покинув метро, пройдите хотя бы минут пять пешком, чтобы создать собственный ритм и настроиться на работу или на отдых дома.

 

 

 

«Мне все время кажется, что за моей спиной коллеги говорят обо мне плохое. Им не нравится, как я одеваюсь, как говорю. Подруга считает, что я просто мнительная. Но вот недавно мои подозрения подтвердились. Бухгалтер сделала при мне комплимент нашей секретарше и добавила: «Хоть кто-то в этом офисе одевается прилично».

 

Елена П., г. Краснодар

 

– Возможно, подруга права, и ваша проблема – в излишней мнительности. Не исключено, что в детстве вы испытали ситуацию, когда чувствовали себя брошенной, отвергнутой, ненужной. И теперь она воспроизводится каждый раз, когда есть хоть какой-то намек на неприятие. А такая ранимость в свою очередь настораживает окружающих: они стараются с вами меньше общаться, чтобы ненароком не обидеть вас. Получается замкнутый круг.

 

Какой выход? Постарайтесь вместо того, чтобы внутри себя переживать, прямо спросить человека, который, как вам кажется, именно для вас говорил ту или иную фразу – что он имел в виду? Объясните, что приняли это на свой счет. Откровенно расскажите, что есть у вас такая особенность характера: истолковывать все для себя в негативном ключе. Скорее всего окажется, что человек вовсе не собирался вас обидеть, а имел в виду что-то совсем другое.

 

 

 

«Я совершенно не выношу, когда на меня кричат: перестаю соображать что-либо. Как назло я попала к шефу, который любит устраивать разносы сотрудникам. Как мне научиться не терять самообладание?»

 

Юлия С., г. Пермь

 

– Судя по всему, вы одна в коллективе так реагируете на «разносы» начальника. Другие понимают, что это «профилактический» гнев, и относятся к нему как к шуму ветра за окном. Чтобы так же спокойно воспринимать взрывы эмоций своего шефа, попробуйте применить такую технику. Когда вы расслаблены, спокойны, в хорошем настроении, дотроньтесь, допустим, до своих наручных часов и скажите себе: «Вот так же я буду чувствовать себя каждый раз, когда на меня кричит начальник».

 

Оказавшись в ситуации «разноса», повторите этот жест. Это поможет ощутить себя, свое тело твердо стоящим на земле и вы почувствуете себя более уверенно. Есть и другие способы вернуть самообладание. Если вы сидите, а начальник кричит, стоя над вами –

это невыигрышная позиция для вас. Встаньте, посмотрите ему в глаза, но не враждебно и не пристально. Медленно про себя сосчитайте до десяти. Потом скажите: «Вы правы» – и выдержите большую паузу. А затем добавьте: «Но…» И дальше говорите что угодно. Разгневанный человек услышал главное – что он прав.

 

 

 

«Я долго жила с родителями во Франции. Слышала, что в России люди суровые, мало улыбаются. Почему люди такие недоверчивые? Не такая уж сейчас, по-моему, трудная жизнь в России. Во всяком случае, не тяжелее, чем в Европе».

 

Жанна Л. Ю., г. Москва

 

– Нашей культуре действительно свойственно больше выражение недовольства, чем радости. Пожаловаться, что мало денег, что кругом бардак – это считается нормальным. А сказать, что прекрасно провели отпуск – значит «хвастать». Мы не улыбаемся еще и потому, что не уверены, правильно ли нас поймут окружающие. Надо ли вам перестраиваться и тоже изображать на лице мину: «Не подходи – укушу!»? Вряд ли.

 

Те, кто экономит на улыбке, как правило, находятся в борьбе с самим собой, со своими комплексами. У здорового позитивного человека она рождается сама собой как знак внутренней гармонии и доверия к миру. Улыбка не только возникает от хорошего настроения, она еще и вызывает его. И по-доброму настроенные люди более успешны в жизни. Чтобы вашу улыбку не трактовали превратно, улыбайтесь хотя бы детям и животным – они не знают, что «мир ужасен» и «никому нельзя доверять». Есть и еще одна положительная тенденция: «Заживем полегче и улыбаться будет побольше».

NULL