румяна царевны Софьи

Как наводили красоту красавицы несколько столетий назад?
Рассказывает сотрудник Российской государственной библиотеки в г. Москве Елена Николаевна Картышева.

Основным понятием о красоте женского лица в допетровской Руси было простое представление о физическом цветущем здоровье. Старина не только не уважала бледность лица, но считала признаком болезненного состояния здоровья. Идея романтической, сентиментальной красоты не была известна русским женщинам той эпохи.
Допетровские красавицы прилагали все усилия, чтобы казаться в полном смысле слова девицами красными, и расцвечивали себя как маков цвет.
Снегоподобная белизна кожи должна была довольно резко освещаться ярким алым румянцем, который не разливался по всему лицу, а горел лишь на щеках. При таком сочетании белого и красного требовался и цвет волос на бровях и ресницах, который выделял бы эту писаную красоту лица. Исключительным идеалом для характеристики бровей становится черная соболиная бровь, проведенная колесом, – необходимый символ красоты того времени.
Чтобы еще больше подчеркнуть ясность, светлость и блеск очей, подкрашивали не только ресницы, под стать бровям, сурьмой, но пускали черную краску и в глаза. Нити жемчуга особой белизны и чистоты блеска окаймляли белое лицо со всех сторон, шея украшалась жемчужным стоячим ожерельем, среди которого иногда блистали дорогие каменья. Их цвет подбирался с той же целью – придать лицу и глазам наибольшую цветность, светлость и выразительность.
Черные брови и ресницы, как и черные глаза, служили типом желаемой красоты. Она усиливалась еще шапкой с обыкновенно черной бобровой или собольей опушкой.
Вот что писал один иностранец, побывавший в Москве в начале XVII века, о русских женщинах: "…они чрезвычайно красивы и белы лицом, очень стройны, имеют большие черные глаза, нежные руки и тонкие пальцы, но глаза, шею и руки красят разными красками, белою, красною, синею и темною: черные ресницы – белыми, белые – опять черными или темными, и проводят их так грубо и толсто, что всякому это заметно. Так они украшаются особенно в то время, когда ходят в гости или в церковь".
Чем же пользовались допетровские красавицы для украшения своего лица?
Белила и румяна употреблялись большей частью привозные, немецкие. Впрочем, известен был и румянец русский, кисейный, выделываемый на кисее из сандала. Он же назывался платеным.
Для подкрашивания бровей и ресниц использовалась сурьма – специальная краска для чернения волос. Женские уборные принадлежности большею частию сохранялись в ларцах, ящиках и шкатунах со снадобьями для украшения лица, волос и других частей тела. В числе их находились: белильница, румянница, клеельница, суремница, ароматница, разные бочечки, тазики, чашечки, белиленки "…низаны жемчугом с кистьми…»
Разные ароматы и бальзамы, собственно духи и помады, изготовлялись  в царской Аптеке и сберегались в ароматницах или ароматниках золотых, серебряных и костяных. У царевны Софьи в 1684 г. был алмазный ароматник, «шкатула, оправлена волоченым и сканым серебром, сделана из благоуханного дерева с зеркалом и с двумя ящики. В той же шкатуле ящик серебряной с камешки да блюдечко, да малой ящик". Кроме того, имелись особые ящики, погребцы и шкатуны с разными скляничными сосудами и с фарфурными скляницами, наполненными разными водками, то есть духами.
Простые умыванья готовились домашними лекарями или комнатными бабками, которые знали, как и чем наводить благолепие и светлость лицу, глазам, волосам и всему телу.
Из доморощенной практики наши допетровские красавицы знали, что «… овсяная мука, смешанная с добрыми белилами и вареная в воде, доставляла умыванье, от коего лицо бывало бело и светло; ячмень толченый, вареный в воде до великия клеести, потом выжатый сквозь плат, доставлял умываньев виде теплой воды от загара.
Семя дынное, вареное в воде, давало умыванье для лица и рук, отчего тело делалось чистым и белым. Вода из дубовых листьев, как умыванье, тоже очищала все тело и доставляла ему светлость. Вода из зopи –  poca – "…выгоняла с лица угри черные и прыщеватые и светлость наводила…".
Всякие подобные травы в достаточном количестве разводились в царских садах, московских и подмосковных, а также и в аптекарских огородах. Нет сомнения, что в этих садах собиралась с цветов роса.
Старинные врачевские книги, лечебники также давали много советов, как и чем наводить благолепие и светлость лицу, глазам, волосам и всему телу. "Платом чистым – рецепт от рябого и угреватого лица – сбирать росу с цвету колосов пшеничных зеленых и с цветов всяких, и плат выжимай, и тою росою умывать лицо, чисто будет".
Различные пряности употреблялись в допетровское время в большом количестве во всякого рода снедях и водках, медах, винах. В XVII в. во всеобщем употреблении был аптекарский "сыроп коричной", как и коричная водка – вода. Также самым употребительным лечебным средством была водка апоплектика – ароматная спиртовая вода, в состав которой, кроме разных сильно духовитых, пряных растений, входили: можжевеловый спирт около 2/3 и водка гуляфная (розовая вода) около 1/3, которая употреблялась как благовоние для тела. Также ею мыли голову.

NULL