Школьники: давить на них или убеждать?

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Контролировать каждый шаг или пустить все на самотек? Подборка самых интересных высказываний родителей школьников с нашего сайта.

Мария: Сын пошел во второй класс, я — в шоке. Какие там правила по русскому и таблица умножения, ребенок не знает дни недели, не ориентируется во времени, толком не помнит даже алфавит. И это при том, что 1-й класс закончил в числе лучших. А сейчас просто ленится, не слушается и ничего не хочет. Кроме компьютерных игр и телевизора. Сделала вывод — сын может учиться на «отлично», если я буду на него наседать. Люди, но это же второй класс, что дальше будет? Я не против, чтобы шел в колледж и стал токарем, но речь о том, чтобы туда хоть взяли. Подскажите, что делать? Отпустить ситуацию или, как в прошлом году, тянуть лямку?

ANNA: Могу сказать, что второй класс в «началке» — самый сложный. Первый — это «детский сад»: оценок не ставят, мало задают. А вот сейчас начинаются трудности. Понятно, что придется тратить нервы, уговаривать и заставлять, ведь у ребенка еще не выработана самоорганизация. Упустить сейчас — это значит не усвоить азы. И дальше даже маленькая проблема и незамеченные пробелы в знаниях будут нарастать, словно снежный ком.

Мамочка: Уверена, давить — плохая идея. Надо убеждать, направлять, хвалить. И не за него все делать, а помочь с организацией процесса и контролем. Другое дело, что нужно все же различать оценки и знания-умения. А мотивация «учеба ради оценок» — одна из худших и так поступать со своим ребенком я не буду.

Mrs Smith: А я считаю, что оценки игнорировать нельзя. Такая у нас система, что они влияют на судьбу учеников. Даже если знания есть, но при этом сплошные «тройки» в дневнике, все равно есть риск, что не аттестуют, оставят на второй год. Или придется искать другую школу. Никому, думаю, это не нужно.

Елена П: Мне кажется, сейчас у детей прослеживается четкая тенденция к пофигизму. Вот моя барышня, например, соображает хорошо, но ленится, невнимательна и ей «все равно». Может решить задачу правильно, а ответ написать неверно. Когда указываю ей на ошибку, отвечает: «Ну и что, четыре — тоже нормально». С одной стороны, права, решила-то правильно, значит, знания-то есть. А вот то, что «пофиг» — напрягает меня. Поэтому пинаю потихоньку.
Ольга: Ни уговорить, ни заставить не получалось. На увещевания, что надо учиться, чтобы получить образование и зарабатывать, дабы хватало на все его «хотелки», иначе пойдет на смену нашему дворнику, отвечал, что это тоже почетная профессия. Ведь дворник делает мир чище. В общем, второй класс ждала с ужасом и уже заранее впала в депрессию. Но после первого урока ребенок мне позвонил и, захлебываясь от восторга, рассказал, что получил свою первую пятерку. Я поняла, поощрение нужно. Оценками, подарками или даже деньгами — не вижу ничего плохого в этом, в наше-то материальное время.

МариNa: Сын в 6-м классе. Та же проблема. Решение правильное, а ответ — неизвестно откуда. Когда заставляю проверить, сам же находит свои ошибки. То есть знания есть, но при этом жуткое невнимание. А ЕГЭ по математике, например, проверяют по ответам. У нас теперь так: не поступаешь в институт, идешь в армию.

Ромашка: Я вообще не очень понимаю вот эту повальную истерию: не читает, невнимательный, ленивый, плохо соображает. А как иначе, если он такой? Будете давить, получите невротика и проблемы в подростковом возрасте. Поэтому нужно мотивировать и заинтересовать. И не требовать исключительных результатов.

Ирина Алексеевна: Все как про моего, а я-то думала, что он один такой. Главная наша проблема — лень. Парень умный, схватывает на лету, с логикой, с чтением проблем нет, а вот математика — это жесть. Прихожу с работы, садимся и делаем уроки. До посинения буквально. Прямо руки опускаются. С ужасом ждала второй класс, потому как первый — это были цветочки, сейчас надо браться и буквально носом тыкать и спуску не давать.

Ромашка: Сестра «давила» до седьмого класса, потом «давить» стало сложнее. В итоге скатился на «3», так как оказался не приучен обучаться самостоятельно. По их опыту могу сказать, нужна личная мотивация у ребенка. И советую отдать в спорт, к хорошему тренеру, чтобы с детства научился самостоятельно работать на результат.

La13: Мы делали так. Чувствую, пошел вразнос, садимся рядом и начинаем, как с первоклашкой: «Открывай дневник, показывай, что задано, бери учебник, читай задание…» Собрать нервы в кулак и методично указывать на каждое действие, пока не доведете до автоматизма. Дальше начинаем отпускать в самостоятельное плавание. «Все понятно? Тогда делай, а я пока посуду помою». Уходите на 5 минут, через 5–10 минут проверяете, что сделано, даете ценные указания. Уходите еще на 5–10 минут. Через неделю говорите: «Когда доделаешь упражнение — придешь ко мне и покажешь». Еще через несколько дней смотрите выполненное задание по каждому предмету в отдельности. А потом уже проверяете полностью сделанные уроки по всем предметам. За полтора-два месяца ребенок втягивается в рабочий ритм и дальше уже проще. Да, компьютер я никогда не ограничивала, правда разрешалось в него играть только после кружков и выполненного домашнего задания.

Вика: По своему опыту, а ребенок сейчас в четвертом классе, могу сказать, что давление приносит отрицательный результат. Конечно, надо контролировать, как учится, что получает. Но как ни банально это звучит, ребенок должен чувствовать, что дома его любят. В какой-то момент я поняла, какое он испытывает напряжение в школе, а я ему еще и дома добавляю. Поэтому, когда он приносит «два», мы садимся и вместе анализируем, почему. Чаще всего причина — в забывчивости и рассеянности.

Vera-Vera: Я заставляю детей учиться. Ни один не хочет, но я наседаю. Меня мама тоже заставляла. Спасибо ей огромное. Иначе я и школу-то нормально не закончила бы. Не потому, что глупая, а потому, что лентяйка.

Комментирует диетолог Воронежской дорожной клинической больницы, врач первой категории Елена Ивановна Щербакова:

— Родители не без основания утверждают, что основные причины плохой успеваемости в школе — это рассеянность и невнимательность собственного ребенка. И пытаются бороться с этим всеми доступными им способами. Одни смиряются и оставляют ребенка в покое, другие же вводят режим жесткого контроля. Причем последователей сурового стиля воспитания значительно больше. Главное, о чем следует помнить — от вашего крика ребенок сообразительнее не станет. Важно обеспечить ему правильный режим дня и научить самостоятельно выполнять домашнее задание. Помимо дисциплины и контроля, нужно «правильно» кормить головной мозг, чтобы он получал достаточное количество питательных веществ. И конечно, не шоколадом, как думают многие. Самое лучшее «топливо» для мозга — это Омега-3 жирные кислоты. Главным образом они содержатся в морской рыбе, морепродуктах и растительных маслах. К сожалению, в нашей стране традиционно низкий уровень потребления такой пищи. И поэтому дефицит Омега-3 кислот у современных российских детей — явление очень распространенное. Поэтому есть смысл принимать эти вещества дополнительно в виде добавок.