Шоу мыльных пузырей

Дети сегодня снимаются в рекламе, участвуют в конкурсах на телевидении, выступают на подиуме. Как отражается это на их психике? Как поддержать талант ребенка и не испортить ему жизнь?

Об этом размышляет врач-психотерапевт столичного Центра патологии речи и нейрореабилитации, член Профессиональной терапевтической лиги и Российского психоаналитического общества Татьяна Алексеевна Белюченко.

— Наверное, каждый из нас помнит, как в детстве, встав на стульчик, рассказывал стихотворение и радовался аплодисментам родителей и их гостей. Дети вообще любят быть в центре внимания, не так ли?

— Вы полагаете, морской котик лезет на тумбу, потому что ему нравится выступать? Не думаю… Просто он выдрессирован так, что если выполнит определенный трюк, то получит вознаграждение. С ребенком происходит то же самое. Вряд ли он полез бы на стульчик, если бы не получал за это любовь родителей. Аплодисменты означают, что мама сейчас поцелует, скажет, какой он умница. Папа на вопрос: «Чей же это такой талантливый ребенок?» с гордостью ответит: «Мой!» И дочка или сын ощутят прилив родительской любви. У «дрессированных» таким образом детей рождается мнение, что они становятся ценными только в этот момент, а не тогда, когда их никто не видит.

— Что же тут плохого, ведь это стимул становиться лучше.

— У нас в центре была девочка 8 лет, страдающая заиканием. На занятиях с педагогом дети поощрялись баллами, которые потом сообщались родителям. И вот эта девочка из кожи лезла вон, чтобы набрать как можно больше очков. Однажды она не могла справиться с волнением и получила баллов гораздо меньше, чем другие. Ребенок так расстроился, что оставшиеся 40 минут занятия непрерывно рыдал. И никто, включая маму, не мог его утешить. То есть человека, ориентированного на «аплодисменты», на поощрения, любая неудача совершенно вышибает из рабочего процесса. Дальше был эпизод, когда дети тренировались в роли руководителя группы. Накануне с этим прекрасно справился мальчик, который не терял цели задания, сохранял контакт с каждым из участников, был лоялен, внимателен. На следующий день девочка, о которой шла речь, прибежала на занятие со всех ног: «Я! Я хочу быть руководителем!» Она села на это место и… этим все закончилось. Преподавателю приходилось всячески стимулировать ученицу, чтобы она выполняла свои обязанности. Но девочку это уже мало интересовало: самое главное в своих и маминых глазах она сделала — заняла место руководителя. Когда мы сказали об этом ее маме, та, немного подумав, заявила: «А мне нравится, когда моя дочь в центре внимания».

— Я думаю, многим родителям это приятно.

— Взрослые, которые хотят видеть своего ребенка в центре внимания, на самом деле решают свои проблемы. Мама чувствует, что ее самооценка повышается только тогда, когда множество глаз в восхищении приковано к ее чаду. Ребенок становится средством, проводником для родительских желаний. И вскоре стульчик, через который проходили, наверное, все дети, меняется на сцену музыкальной школы, студии, потом на телевизионный кастинг типа «Ищем таланты». Чем расплачиваются за это дети? У восьмилетней девочки, о которой шла речь, уже был невроз и заикание. А дальше ситуация станет только усложняться. У такого человека формируется зависимость от этого состояния — быть в центре внимания. Только в такой ситуации он ощущает, что чего-то значит. Очень часто эти люди идут в артистический мир, чтобы по несколько раз в день оказываться в центре всеобщего внимания. И если деятельность такого человека сопровождается аплодисментами, он расцветает: чувствует себя на вершине блаженства. А если он вдруг перестает быть востре- бованным, то жизнь его быстро несется под откос. И свою рухнувшую самооценку он начинает иногда восстанавливать с помощью других зависимостей: от алкоголя, наркотиков, переедания, азартных игр. Примеров множество. Я думаю, каждый, увы, может вспомнить не один.

— Но если у ребенка действительно талант: хороший голос, музыкальный слух или спортивные данные. Неужели все это надо задавить в зародыше, чтобы он, не испытал потом разочарования?

— А кто мешает развивать талант? Если у ребенка голос, хороший слух, можно петь в хоре или соло, выступать на сцене музыкальной школы. Но не связываться с серьезным шоу-бизнесом, который требует огромных душевных затрат. Развивать талант — это один путь, а стремиться все время к тому, чтобы твой сын или дочь оказывались в центре внимания все большего и большего количества людей — совсем другая история. Ситуация, когда ребенка активно продвигают на конкурсы, кастинги, соревнования, для него катастрофическая: его никто не спрашивает, хочет ли он быть музыкантом или спортсменом. Даже если занятия для него мучительны, у него не возникнет мысль прекратить их. Ведь цена вопроса — потеря любви родителей.

— Тем не менее многие музыканты и спортсмены говорят: «Если бы мама не заставляла меня в детстве заниматься, я бы не стал тем, кто я есть сейчас».

— Люди так устроены: даже если они искалечены жизнью, они смиряются с этим и начинают искать плюсы в своем положении. Меж тем плохое остается плохим и насилие — насилием, даже если это приводит к хорошим результатам. Успеха добиваются лишь единицы. Какой процент из тех, кто окончил консерваторию, театральное училище, состоялись в своей профессии? Много ли спортсменов, выиграв в детстве, юности, медали и кубки, стали хотя бы тренерами? Как-то под впечатлением фильма «Легенда №17» о хоккеисте Валерии Харламове я стала искать информацию о его команде. И выяснилось, что у спортсменов к 30 годам коленные суставы были совершенно лишены хряща, они играли, преодолевая невыносимую боль. И никто не думал, что они будут делать, когда перестанут играть: у них нет никакого образования, профессии и состояние здоровья весьма плачевное. Спортсмены почти превращаются в инвалидов в весьма юном возрасте, потому что достигать вершин, которых требует современный спорт, без вреда своему здоровью, невозможно.

— Да, период славы не бывает долговечным. Но зато какая это жизнь!

— Тут встает вопрос о системе человеческих ценностей. Наше общество становится все более нарциссическим. Оно постоянно провоцирует нас на стремление к успеху, ориентацию на внешние проявления, потребность в восхищении. Люди хотят сделать из своей пустоты ценность, показывая ее другим: «Смотрите, какой красивый мыльный пузырь! У меня больше ничего нет, кроме этого». «У меня тоже, — отвечают ему. — Давайте договоримся, что наша пустота — это и есть безусловная ценность. Тогда мы можем считать, что наша жизнь не прошла зря». Противовесом нарциссизму всегда были христианские ценности: скромность, смирение, отсутствие гордыни. Тщеславие считалось грехом. Не тщетная ли это слава — спеть песенку под аплодисменты или красиво пройти по подиуму? Церковь никогда не поощряла лицедейства, потому что это легкий способ сорвать похвалу, не прилагая усилий. Если и приветствовалась слава, то тогда, когда центр внимания переключался на другого человека. Ради чего можно пожертвовать своим здоровьем, своей жизнью? Наверное, ради другого человека. Тогда, когда ты отдал жизнь «за други своя». Трудно представить, что кто-то бросится в огонь или в воду ради того, чтобы вызвать к себе интерес. Для верующего, например, человека быть в центре внимания — это вообще не ценность, а крест. Если тебя продвигают за какие-то твои свойства, то не отказывайся и терпи. Но уровень, на который ты поднялся, это место не для бессмысленной похвалы, не для удовольствия, а для тяжелейшей работы. Ответственности. Служения обществу.

— Что вы можете посоветовать родителям, которые мечтают увидеть своих детей на экране телевизора?

— Если они к этому стремятся, то боюсь, что вряд ли прислушаются к чьим-то рекомендациям. Патологический процесс зашел слишком далеко. Но если вы хотите, чтобы ребенок воплотил ваши мечты и активно подталкиваете его к этому, то постарайтесь остановиться и понять: он — это не вы, не ваше продолжение. Это совершенно другой человек — со сво- ими интересами, талантами, судьбой. Надо прислушаться к нему и помочь ему раскрыть свои способности, предоставив возможности для самореализации. Это сложный, но свой собственный путь. И тут нет конкретных рекомендаций: все зависит от вашей интуиции, умения чувствовать и понимать своего ребенка. А что касается собственной нереализованности. Сегодня это достаточно модное занятие — брать уроки музыки, пения, рисования, будучи взрослым человеком. Займитесь сами тем, чем всегда хотели, и тогда, возможно, у вас пропадет желание заставлять ребенка воплощать ваши мечты.

Марта Кубас