Синдром седьмого неба

Вам предстоит воздушный перелет. Что необходимо знать, чтобы он прошел без проблем?

Рассказывает врач-флеболог московского медицинского центра "ЭКЛАН" Олег Геннадьевич ТИЩЕНКО. – Что же такое "синдром экономического класса"?

– Образование тромба в крови, который может привести к летальному исходу. От неподвижного сидения в кресле самолета, а также сухого воздуха в салоне объем крови в организме уменьшается. А ее вязкость, наоборот, увеличивается. Так образуется тромб – небольшой, но плотный сгусток крови, который постепенно движется по артериям. Даже спустя несколько недель после полета он может оторваться и попасть в сердце, легкие, мозг, вызвав сердечный приступ или же инсульт. На медицинском языке такая болезнь носит название "легочная эмболия", но сейчас более известна как "синдром экономического класса". Врачи считают, что ежегодно у авиапассажиров всего мира образуется около 30 тысяч тромбов. Если тромб попадает в сердце, пассажир может скончаться прямо во время полета. К счастью, к летальному исходу синдром экономического класса приводит не всегда. Но все равно он способен спровоцировать отечность ног и варикоз, в лучшем случае – депигментацию кожи. – А с чем связано столь странное название?

– Было замечено, что тромбы реже всего образуются у пассажиров первого и бизнес-классов. В то же время среди тех, кто из экономии выбирает более дешевые места, вероятность возникновения тромбов наиболее высока. По мнению медицинских экспертов, это связано с тем, что салоны с более дорогими местами намного просторнее. Здесь пассажиры не стеснены в движениях и могут свободно перемещаться по всему салону. В экономическом же классе кресла придвинуты друг к другу так тесно, что порой нет возможности просто устроиться поудобнее. Не говоря уж о том, чтобы встать со своего места и немного пройтись. Авиапассажирам приходится долгое время сидеть в одной и той же позе, с согнутыми ногами, в которые все время врезаются края кресла. В результате этого и затрудняется кровообращение. Авиакомпании стремятся использовать максимум пространства в самолете, и это приводит к трагедиям. – А помимо тесных кресел, что еще может спровоцировать синдром экономического класса? – Дополнительным неблагоприятным фактором является также повышенная сухость воздуха в кабине, приводящая к обезвоживанию организма. Изменение давления при посадке может ускорить процесс отрыва сгустка крови и его подъема в область сердца или легких. – Кто в первую очередь подвержен этому заболеванию?

– Практически все. Учитывая приведенные факторы, от него не застрахованы и пассажиры бизнес-класса. Самая большая вероятность образования тромбов возникает у людей, страдающих варикозным расширением вен, сердечно-сосудистыми заболеваниями или раком. Следует остерегаться и тем, кто недавно перенес хирургические операции, а также беременным женщинам. Вообще считается, что совершать авиаперелеты можно только до 35-й недели беременности. Впрочем, многие врачи советуют на время вынашивания ребенка вообще отказаться от авиатранспорта. Повышенный уровень радиации в салоне самолета опасен для плода, особенно в первые три месяца. Кроме того, у беременных велика вероятность образования тромба в сосудах ног. Если женщина принимает оральные контрацептивы, то тоже оказывается в повышенной группе риска. – Расскажите о необходимых профилактических мерах.

– Перед полетом лучше всего принять аспирин. Он уменьшит вязкость крови и не даст образоваться тромбу. Если вы страдаете варикозным расширением вен, то перед путешествием обязательно посетите врача-флеболога, который подберет вам специальное компрессионное белье. Но даже если с венами у вас все в порядке, не поленитесь и все равно приобретите компрессионные колготки. Это белье оказывает повышенное давление на стопу и стимулирует отток крови. Если вы летите экономическим классом, то не будьте чересчур тактичны. Попросите своего соседа подвинуться, чтобы занять удобное для вас положение. Периодически вставайте со своего места и походите по салону, особенно если полет продолжается более трех часов. Попробуйте выполнить простые упражнения: напрягайте и расслабляйте мышцы ног, вращайте ступнями, плечами, кистями рук и головой, делайте небольшие наклоны вперед. Если сидите в кресле долгое время, то незаметно напрягайте и расслабляйте все мышцы. – Нужно ли соблюдать в полете специальную "воздушную" диету? – К сожалению, традиционно пища в самолете – это сплошные жиры и консерванты. В ней нет ни белков, ни углеводов, что совершенно необходимо в условиях разреженного и сухого воздуха. Постарайтесь отказаться от предлагаемых яств и лакомьтесь своими запасами. Это могут быть любые фрукты, овощи, сухарики или печенье. Ешьте часто, но понемногу. Еще одна профилактическая мера – ни в коем случае не допускайте обезвоживания. Это главная проблема, с которой приходится сталкиваться авиапассажиру. Как предупредить обезвоживание? Прежде всего, пить надо как можно больше. При этом от алкоголя, кофе и прохладительных напитков, содержащих кофеин, лучше отказаться совсем. Они обладают мочегонными свойствами и отберут у организма последние запасы влаги. Пейте обыкновенную минеральную воду, желательно без газа. Рекомендуемая норма – по 200 мл через каждый час полета. Выпейте стакан воды перед взлетом и всю дорогу держите под рукой бутылку. Не забудьте сделать глоток-другой во время взлета и посадки. Во время полета накройте лицо мокрым носовым платком или же воспользуйтесь пульверизатором. Вода должна быть средней температуры, то есть не слишком холодной и не очень горячей. Когда вы прибудете на место назначения, как можно скорее примите душ или ванну, чтобы восстановить запас влаги в организме. При этом непременно намочите голову. После бодрящего душа почувствуете себя намного лучше. Старайтесь употреблять как можно больше жидкости в течение двух дней после авиапутешествия. Перепады давления не лучшим образом сказываются и на абсолютно здоровых людях, не говоря о тех, у кого оно постоянно повышено либо понижено. Помните, что резкие скачки давления – основные "помощники" синдрома экономического класса. Чтобы свести эти неблагоприятные факторы на нет, со всей серьезностью отнеситесь к выбору одежды и обуви для предстоящего полета. Главный принцип – они должны быть свободными и не сковывать тело. Обувь лучше всего выбирать без каблука, к примеру мягкие матерчатые туфли или мокасины. Ваша нога ни в коем случае не должна быть зажата в них словно в тиски. Откажитесь и от утягивающих колготок, свои безупречные формы продемонстрируете как-нибудь в другой раз. Ваше нижнее белье тоже должно быть свободным, безо всяких дополнений вроде корсетов. Облегающие деловые костюмы не годятся, так же как и обтягивающие джинсы. Идеальным "воздушным" вариантом могут стать свободные брюки или юбка, дополненные просторным свитером или же хлопчатобумажной рубашкой либо блузкой. Если вы подвержены мигреням, не забудьте взять с собой все ваши лекарства. В воздухе вероятность обострения только увеличивается. И напоследок еще один совет. Тромбоз может дать о себе знать в течение месяца после полета. Поэтому, если вы заметили, что кожа на ногах покраснела, появились тупые боли ниже колена или поднялась температура, немедленно обратитесь к врачу. Обязательно сообщите ему, когда и в течение какого времени продолжался ваш полет.

Лидия КОСТРОВА